Начинаем разбирать новые в шерлокофандоме теории расширенных Чертогов (Extended Mind Palace) и продолжающегося сна (Extended Dream).
Автор трех постов, объединенных в один, Solve_me_a_Crime. Материал любезно предоставлен автором.
Вспомните, где мы их оставили...
Выдержка из интервью, данного Стивеном Моффатом 27.03.2015:
It’s great that he’s back and John’s [Martin Freeman] got a wife and Sherlock [Benedict Cumberbatch] likes her and isn’t it adorable, and then it all goes to hell. Remember where we left them. «[...]...здорово, что Шерлок вернулся, и Джон женится, и Шерлоку нравится жена Джона. Разве это не замечательно? и потом все идет прахом. Вспомните, где мы их оставили.»
О высказывании Моффата размышляю с помощью заметки великолепной
stillgosherlocked. Статья с интервью вышла еще до показа "Безобразной невесты", в которой, впрочем, действие нисколько не продвинулось по времени.
Так где же мы оставили наших героев? Странный вопрос. Почему Моффат вообще поднял его? В конце "His Last Vow" наши герои остались у взлетной полосы. Мэри и Джон вроде бы помирились и ожидают первенца, Шерлок не улетел в ссылку, а будет теперь разбираться с вернувшимся Мориарти, кем бы он не был. К чему создателю задавать такой вопрос: помните, где мы оставили героев? Отмечу также, что в данной цитате говорится именно о трех героях: Шерлоке, Джоне и Мэри, об их отношениях.
Однако, если до показа TAB сомнений в положении героев не возникало, то "Безобразная невеста" заставила кое-что переосмыслить. Если ВСЕ сцены в "Невесте" нереальны, то когда же начался сон/погружение в Чертоги? Нам не показали этого момента. Что это значит? Это значит, что моментом входа в Чертоги/начало сна может быть какой-то момент в "His Last Vow".
Когда это произошло - вот в чем вопрос:
*** Шерлок мог войти в это состояние на борту самолета, после звонка Майкрофта. Самая лайтовая теория, но, к сожалению, никак не объясняет всех непоняток, нестыковок и ляпов второй половины HLV (а их ОЧЕНЬ МНОГО, слишком много, чтобы закрывать на них глаза). Я бы все-таки не ждала, что нам все разъяснят в 4-ом сезоне. Опыт прошлого сезона не очень удачный, мы получали только еще больше вопросов по поводу TRF в 3-ем сезоне - представленные объяснения Прыжка и его причин не серьезны. Моффтиссы никому ничего объяснять не будут, они уже не раз говорили об этом. Вот и с HLV может выйти такая же ерунда. Кроме того, если Шерлоку, действительно нужны наркотики, чтобы дойти до такой кондиции, при которой он погружается на разные уровни своего сознания, а на то, что Шерлок осознает, что находится под действием наркотических веществ, идут прямые указания в TAB, то вряд ли он успел бы все принять и мгновенно впасть в такое состояние за несколько минут, он был совершенно адекватен, когда разговаривал с Майкрофтом.
*** Вообще весь третий сезон - это глюк Шерлока. Есть и такая ультрарадикальная версия. Ее можно развить, что вся современность в "Шерлоке" - это глюко-сон викторианского Шерлока. А "Невеста", значит, реальность. Оригинальненько. Об этом говорил Гейтисс, кстати.
*** Шерлок в больнице без сознания. С выстрела Мэри для Шерлока прошло не так много времени, как принято считать. А сколько времени прошло в реальности... узнаем в 4-ом сезоне. Можно гадать когда именно Шерлок впал в это состояние: в больнице после выстрела или после вторичной госпитализации. Ясность для последователей данной теории в одном: Шерлок спит/находится в Чертогах своего разума из-за действия обезболивающих препаратов (морфин). И его великолепный мозг трудится в поисках решения накопившихся проблем (кто такая Мэри; простит ли/выберет ли ее Джон; угроза, нависшая над Уотсонами и ее возможное решение и пр.)
Шерлок
переживает все события наяву, ведь Чертоги - это его реальность. Он видит, что единственный выход из данной ситуации в настоящий момент - убийство Магнуссена - и оно ведет к его собственной гибели, к тому, что Джон останется один на один с Мэри и ее врагами, которые живы, и лишь вопрос времени, когда они обнаружат Уотсонов. Его жертва будет напрасной, если Джон будет по-прежнему в опасности. Как предупреждение, что проблема не решена, он видит появление Мориарти с его "Miss me?" Даже если Магнуссена не станет, проблемы останутся, Шерлок не может уйти/умереть не решив их, и корень проблем нужно искать в прошлом. Начинается "Безобразная невеста" и Шерлок делает много
важных открытий для себя, благодаря погружению в прошлое.
Данную версию я, в целом, приняла, причем с большой охотой, т.к. это единственная теория, которая объясняет всё, что вызывает недоумение и недоверие во второй части HLV. Воображение Шерлока всегда отличалось неукротимостью и размахом - 7 ноутбуков для переписки с девушками, к примеру. Он вполне способен прокрутить возможный вариант развития событий в голове. "Мэри Уотсон, кто же вы?"
В пользу именно этой версии свидетельствует провал в повествовании, между объяснением Уотсонов и сценой в коттедже на Рождество. События как будто проскочили этот промежуток времени. Где переосмысление, где сбор информации? Мы не видели реакции Майкрофта. Как результат, за несколько месяцев у Шерлока не появилось никаких точек давления на Магнуссена, при помощи которых он мог бы устранить угрозу для Мэри. Не типично для него и бросить дело Смоллвудов, за которое он взялся с таким энтузиазмом. OOC для Шерлока сидеть и спокойно читать о самоубийстве лорда Смоллвуда. Кстати, эта сцена зеркалит сцену в TRF, там, где Майкрофт сидит в кресле и читает газету с заголовком "Самоубийство лже-гения" и он знает, что не было никакого самоубийства. Договор в кафе с капельницей морфина и в больничной ночнушке, очки Магса... dear me, mr Holmes, dear me! Извините, товарищ Моффат, но это бред!
Очень важно, что Магнуссен тоже ничего нового про Мэри не говорит, мы не видим четко его файлов, на фото у него в архивах - теперешняя Мэри. Он не привел никаких фактов, а должен бы был, если бы обладал данными на Мэри. "Такого-то числа АГРА убила того-то по приказу того-то..." Где это? Нету. Плохая девочка...!? Это не доказательство и не информация, может, она старушку отказалась через дорогу перевести. Мы видели, какую деятельность развил Шерлок перед встречей в Пустом доме, а тут такое затишье и бездеятельность. Шерлок не говорил с Мэри, не знает, кто конкретно ей угрожает и почему. А разве не это он должен был сделать в первую очередь, составляя план помощи ей? Информация на флэшке, которая так и не была прочитана... Мда. А, впрочем, была ли там информация? Моффат его знает...
Нет никаких свидетельств сговора Шерлока и Джона по поводу примирения с Мэри. Вот никаких! В чем состоит хитрый план, если Шерлок, вернувшийся из мертвых, чтобы спасти Джона от опасности, в которой он находится с такой женой, оставляет его с ней, улетая умирать? Режет глаз контраст Джона на Бейкер стрит, с ненавистью глядящего на Мэри, и Джон, мирящийся с женой. Уверена, эти сцены показаны на контрасте не случайно, а чтобы мы все решили, что у Джона есть план. В то время как это сознание нашего гения проигрывает вариант, что Джон выберет именно жизнь с Мэри. Шерлок уверен, что Джон останется с ней. Хотя бы из-за ребенка.
Из всего вышесказанного логично сделать вывод: в конце HLV Шерлок знает о Мэри ровно столько же, сколько знал после выстрела (в середине эпизода). Разве это может быть реальностью? Он догадался, что ее кто-то подослал к ним - "это даже ежику понятно!" Вот это он и решает в TAB: "кто вы, Мэри Уотсон?" Кто ее послал? Сразу приходит на ум вездесущий Майкрофт, Шерлок проигрывает этот вариант, но нет, ее послал кто-то, перед кем Майкфрофт бессилен. Показательно, что и Мэри, и Мориарти в TAB впервые предстают перед нами в викторианском трауре. Думаю, это не случайно. И, конечно, их лица не сразу становятся видны - они злодеи, вне всякого сомнения.
Еще плюсик к тому, что Шерлок застрял во времени где-то через 4-5 недель после свадьбы Уотсонов, то, что Джон, который за все это время - несколько месяцев - должен был хоть что-то написать в своем блоге по поводу ранения Шерлока или закрытия блога, не написал ни строчки. Неужели он так и не пришел в себя, а как же примирение с супругой? Если у них с Шерлоком, или с Майкрофтом, или у одного Джона есть план, и он примирился с ней не просто так, тем более, он должен создать видимость нормальности. После Прыжка Шерлока он писал в свой блог время от времени, неужто предательство Мэри подкосило его больше, чем "гибель" Шерлока? Нет записей после сообщения, написанного самим Шерлоком. Хорошо, Джон впал в депрессию, но разве не в духе Шерлока написать хоть что-то вместо него? Ладно записи в блоге, но нет и более поздних комментариев, которые мы тоже с удовольствием читаем и считаем ценным источником информации. Объяснение? Просто времени с момента выстрела прошло еще всего ничего, не несколько месяцев. Шок еще не отпустил. Ждем обновления блога Джона к 4-му сезону, но, если вся HLV - реальность, отсутствие записей и комментов за все это время - непростительная недоработка создателей. Если же половина HLV произошла только в сознании Шерлока, отсутствие записей в блоге тому подтверждение.
Как всегда, хочу отметить, что произошедшее с Шерлоком в его сознании - это его глубочайший кризис, он все это тяжело переживает, для него это - реальность, вспомним, какой ужас он испытал, убив Магнуссена, осознавая
последствия своего поступка. Его эмоции мы видим в малыше, в которого он превращается в моменты сильных потрясений, в реакции Джона, Майкрофта. Эта необыкновенная по силе переживаний сцена. И конечно, она в значительной мере повлияла на развитие личности Шерлока. Его отношение к людям, к Джону, к себе самому должно измениться после всего, что он испытал во второй части "His Last Vow" и "The Abominable Bride".
Напомню, что тут представлены всего лишь теории, не претендующие на истинность, но вполне имеющие право существовать, пока нам не покажут единственно правильные ответы на все наши вопросы.
URL записи Два сна Шерлока. EDT - теория продолжающегося сна.
Представим, что уже наступил 2017 г. и мы с волнением приступаем к просмотру 1 эпизода четвертого сезона британского сериала «Sherlock» BBC. И вместо Шерлока, сошедшего с трапа самолета, и, идущего к машине, чтобы ехать на Бейкер-стрит, мы вдруг видим Шерлока, проснувшегося в больничной палате с незажившей пулевой раной в груди. Что мы скажем?
С этой идеей выступила уважаемая
tjlcisthenewsexy! Она сформулировала Extended Dream Theory (EDT) - теорию продолжающегося сна. EDT доказывает, на примере другого творения Моффата, в качестве шоу-раннера, - эпизода "Amy’s Choice", сезон 5 сериала "Доктор Кто" - что, возможно, все то, что мы видели в "His Last Vow" (HLV) после сцены Разборок Уотсонов на Бейкер-стрит, является сном Шерлока, а "The Abominable Bride" (TAB) - другой его сон. Один сон плавно перетекает в другой. Соответственно, ни Примирения Уотсонов в Рождество, ни Эпплдора, ни Убийства Магнуссена, ни Сцены на взлетной полосе не было. А главное, не было и Великого возвращения Мориарти. Все это только игра воображения Шерлока, которая, также как и
TAB, показывает нам, как относится Шерлок к событиям произошедшим в первой части HLV, переосмысление им этих событий. Ну, прямо как в "Безобразной невесте".
Автор теории настаивает также, что после прыжка Шерлока в водопад в TAB, наступает Третий сон, продолжение которого мы увидим в четвертом сезоне. Что ж, может и так, многое из того, что мы видели на сетлоке до сих пор, напоминает или сон, или бред. Мне кажется, у нас пока мало данных, чтобы судить, имел ли место третий сон. У Моффата в рождественском эпизоде "Доктора Кто" 2014 г. было 5 снов. Надеюсь, в "Шерлоке" обойдемся двумя, все-таки сны снами, а дело тоже надо делать.
На данный момент я не уверена, что сны нужно как-то делить, т.к. Шерлок ни разу не просыпался. Подойдет и теория расширенных Чертогов Разума - EMP (Extended Mind Palace). Мне кажется, все это один и тот же сон, в который Шерлок впал, после разборок Уотсонов. Просто он периодически попадает на более глубокие уровни своего сознания, о чем нам и говорили в "Безобразной невесте", и временами выныривает на более поверхностные уровни (современность в TAB). Не важно, что это и сколько снов, важно, что по окончании сезона 3, нас оставили в неведении относительно истинного положения героев. Ведь догадаться,что это сон без намеков TAB невозможно. Лишь с выходом "The Abominable Bride" можно увязать то, что выходило за рамки нормальности в "His Last Vow". То, что нам не показали начало сна, говорит лишь о том, что это сюрприз, который ждет нас в 4-ом сезоне. Так что теория, если она истинна, возможно, хорошенький спойлер.
НЕСТЫКОВКИ «HIS LAST VOW»
Эту версию трудно принять, но раз осмыслив ее, она уже не уйдет, вертится где-то в подсознании.“You can’t kill an Idea, can you? Not once it’s made a home.” А собственно, почему нет? Ведь "Безобразная невеста" - это именно и есть сон Шерлока. Бросаются в глаза такие крупные нестыковки, как два совершенно
разных галстука и шарфа Майкрофта в TAB и HLV - создатели очень внимательны к таким деталям обычно. Шерлок не мог принять все то, что вызвало погружение за 5 минут, и эта дрянь не могла так сразу его вырубить (как рыз вырубить могла, но вернуться обратно за это время невозможно, прим. модератора). Сделка Шерлока с Дьяволом - в чем же был хитрый план? - состоялась в кафе, с капельницей, полной морфина, в качестве подспорья. Шерлок берет ноут Майкрофта, который нас заверил, что там все тайны Великобритании. Далее берёт Джона, и они летят на вертолете в Эпплдор, где CAM, выражаясь словами Ирэн Адлер, разоблачает его планы. Сделка была просто обречена на провал, т.к. все козыри в руках Магнуссена. Как мог Шерлок, у которого было 13 планов по выживанию в TRF, не иметь никакого плана, кроме жидкой договоренности с Магнуссеном? Что помешало бы Магнуссену, даже отдав досье на Мэри, если бы оно существовало на бумаге, позвонить ее врагам? Его честное слово? Бедняга Джон все время смотрит на Шерлока с надеждой, уверенный, что у того есть план, и сейчас он выкинет что-то гениальное, что переломит ход событий и поставит гадину Магса на колени.
Как отмечает сторонница теории EMP
isitandwonder прибывших в Эпплдор визитеров охрана не обыскала, что странно, т.к. на Бейкер-стрит Шерлок и Джон были обысканы, и Шерлок явно ожидал этого. Странно, что в святая-святых CAM'а этого не сделали? Ладно. Клип с костром, демонстрирующийся на полупрозрачном экране. Я не уверена в возможностях современных технологий, но такое вряд ли реально и это бросается в глаза. Далее, на Бейкер-стрит Магнуссен видел примерно 6 болевых точек Шерлока, в Эпплдоре он говорит, что обнаружить, что является болевой точкой Холмса довольно трудно. Налицо противоречие.
Нельзя не признать, что сцена в Эпплдоре и намерения Шерлока по изъятию компромата на Мэри выглядят таким же чистейшим абсурдом, как и ночная засада на «невесту» в доме сэра Юстаса. Многие мыслящие зрители расценили это как слабость сценария, и отвернулись от 3-го сезона именно поэтому. Необъяснимые или нелепые с точки зрения логики или характера персонажа моменты в фильмах, выглядят именно просчетом создателей. Так что, либо Шерлок видит сон, либо Моффат разучился сочинять. Последнее невозможно, отбросим его.
То, что принято считать грандиознейшим ляпом HLV и всего "Шерлока" - Майкрофт, прилетевший в Эпплдор во главе спецподразделения на том же самом вертолете, который Магнуссен присылал за Шерлоком и Джоном. Такую ошибку просто не могли сделать, это видно, бросается в глаза, а, значит, это сделано специально. Просто в Чертогах Шерлока вертолет, как вещь неважная, транспорт, существует лишь как аватар - некое графическое представление (На самом деле, создатели говорили, что у них для съемок был всего один вертолет, и им пришлось просто менять надписи, прим. модератора).
Просчеты Шерлока в 3-ем сезоне принято объяснять его чувствами к Джону, осознанными наконец. В отношении Мэри, я согласна с этим выводом. Он намеренно не обращал внимания на тревожащие знаки - эту женщину выбрал Джон. Паранойей Шерлок не страдает. Да и ее не так-то легко вычислить, эту Мэри с розовым цветочком-кулоном. Кроме того, нельзя забывать, что Шерлок вообще склонен недооценивать женщин. Также есть мнение, что Шерлок сплоховал потому, что Магнуссен давил на самое дорогое, на Джона Уотсона. А в TRF Мориарти на кого давил? И было 13 планов спасения.
КОГДА ЖЕ НАЧИНАЕТСЯ СОН?
Основная проблема данной теории в том, что мы не можем точно определить момент, когда именно начался этот сон. Нам не дали этого четко понять. Как не дали четко понять, что в TAB Шерлок так и не проснулся. Нам предоставлен лишь простор для размышлений и теорий, благо фандом только рад этому. Гениальная tjlcisthenewsexy не считает, что момент, когда Шерлок потерял сознание в гостиной на Бейкер-стрит обязательно является началом Первого сна Шерлока. Просто наиболее вероятно, что это так.
Но неутомимая в исследованиях
the-7-percent-solution и с ней позже согласилась
monikakrasnorada, что начало сна может быть положено словами Молли: “Forwards or backwards”. При таком раскладе, Шерлок еще вообще не очнулся после выстрела Мэри. Труднообъяснимый побег из больницы через окно (а Шерлок не на первом этаже лежал) и трудоемкая, сверх театрализованная подготовка, а затем и встреча в Пустом доме, невероятны после клинической смерти и такого серьезного ранения (тоже, кстати, серьезная сюжетная дыра, которую принято списывать на невероятную силу духа Шерлока). Поиски Шерлока: Лейстрад почему-то в кабинете у Майкрофта, но это нереальный его кабинет, а из Чертогов Разума. Нам даны подсказки тут и там, что это может быть уже сном. Но это ужасно! Значит, лежит сейчас Шерлок на больничной койке, а рядом ничего не подозревающий Джон, и вполне себе невинная Мэри...
Красивый хедканон создала талантливая
Leaves in a Pond, представив теорию EMP от POV Шерлока, который не пришел в себя после ранения. Очень убедительно представлены мотивы, которые побудили Шерлока рисовать себе примирение Уотсонов - он убежден, что Джон глубоко любит Мэри и полюбит ее еще крепче, если поверит, что она спасла Шерлока своей "хирургией". Ох-хо-хо. И еще она убедительно доказала, что выбивающаяся из общего ритма повествования больничная сцена с Джанин - Чертоги. Шерлок, испытывающий вину за обман, этой сценой выводит Джанин из игры, воображая, что она расквиталась с ним, получив прибыль от проданной ей истории о детективе. В газетах нет ничего ужасного для его репутации и для него лично, как мужчины. Он не выставлен в смешном виде, как могло бы быть при таких обстоятельствах. В сцене Джанин уже все известно о его обмане, но откуда, кто ей сказал? Она говорит, что покупает коттедж с пасекой в Сусекских Холмах, причем от пчел она избавится. Но зачем покупать коттедж с пасекой, если пчелы не нужны? Мне не верится, что иметь тихий уютный коттедж вдали от Лондона - истинная мечта такой девушки как Джанин. Думаю, она предпочла бы коттедж поближе, в близком пригороде столицы. Может, это мечта не Джанин, а Шерлока? Он придумывает месть, которая бы удовлетворила Джанин и сделала ему действительно больно: при упоминании о том, что она избавится от пчел, Шерлока пронизывает боль.
Я бы не пошла так далеко, но сказала бы, что сцены Разборок Уотсонов на Бейкер-стрит не было. Основываясь на том факте, что именно после сцены в Пустом Доме, хронологический порядок повествования резко прерывается и мы видим сразу Рождество, и потом нам начинают показывать флэш-бэками сцены в гостиной на Бейкер-стрит. Повествование начинает метаться между Джоном, взбешенном предательством Мэри, и Джоном, прощающим жену. Огромная разница в настрое и чувствах, а что было между ними? Между этими двумя сценами темная зияющая дыра - нечего нет! Резко меняется характер показа сцен, меняется и их цветовая схема. Празднично украшенный коттедж и Мэри, одетая в зелено-красное. Зачем это нужно? Только ли для того, чтобы создать у зрителей "правильное" впечатление от Примирения Уотсонов?
Где бы Моффтиссы не оставили наших героев, итог один: лежит бедняжка наш Шерлок, спит под капельницей с наркотиками, и перед ним выбор: “Forwards or backwards?” И он выбирает "вперед". И видит Первый сон (HLV) о том, что будет в недалеком будущем, конечно, через призму своего восприятия. В конце, он понимает, что причины катастрофы в будущем лежат в прошлом, и видит Второй сон (TAB), где пытается докопаться, как это связано с Мориарти. Но попутно, решается вопрос о сущности самого Шерлока, о Мэри. Также интересный факт, что Уотсон в первом сне выбрал Мэри, а во втором - Шерлока.
Отвлечемся же от обычной трактовки HLV и подробно рассмотрим версию со сном Шерлока, сразу после сцены в Пустом доме, исходя из теории, что Шерлок все-таки успел открыть глаза Джону на его супругу.
Допустим, Шерлок хотел пригласить Уотсонов на Бейкер-стрит, чтоб они там выяснили отношения, но упал без сознания в Пустом доме. Тем более, добрая медсестра Мэри, заставила его наклоняться за монеткой, что он сделал с видимым трудом. Пока звучит правдоподобно? Поехали дальше.
Далее, Шерлок спит, возможно, под действием сильных обезболивающих, и во сне его великолепный ум не отдыхает, а вовсю развивает и анализирует сложившуюся ситуацию.
Главная задача Шерлока - безопасность Джона. Необходимо примирить его с супругой. Шерлок знает, что долг для Джона превыше всего, и чувство ответственности пересилит в нем отвращение ко лжи и предательству Мэри. Хотя бы потому, что она носит его ребенка. Шерлок уверен, что Джон выберет Мэри. Снова. Он не думает, впрочем, что Джон сделает это охотно или сразу. Ему понятно, что отношения Уотсонов в очень серьезном кризисе, но он надеется, что все изменится со временем. Ведь Джон так хотел этой "нормальности"! Шерлок все сделает для его счастья. Он поместил Уотсонов в дом своих родителей, т.к. это - лучший пример семейного счастья, который он знает. Хотя мамуля и папуля Холмс - явные отражения именно Шерлока и Джона.
Почему нам ничего не показали из жизни Шерлока и Джона или Мэри за те несколько месяцев, что прошли с момента выстрела. Этот пробел - серьезный аргумент в пользу теорий EDT/
EMP.
Небольшой ключик к пониманию того, что все это нереально, нам дан: Мэри листает книжку, которую написала мамуля Холмс. Мамуля говорит, что она не должна ее читать, т.к. "математика сейчас так бесполезна". Помимо того, что само утверждение весьма абсурдно, так и еще книга называется "The Dynamics of Combustion" ("Динамика горения"). Странно. Та глава,
название которой мы видим, называется "Щитовидная железа". Неожиданно! Шерлок явно не читал маминой писанины и в его сне книга заполнена случайным текстом. Шерлок также, похоже, не большой любитель математики, вот почему Мамуля говорит явную несуразицу о том, как воспринимается математика в наши дни.
В гостиной Холмсов-родителей стоит на тумбочке фото в рамке. Нам показывают нечетко, но по темному силуэту, на ней Шерлок, развел руки, приготовившись шагнуть с крыши Бартса. Нормальное фото для гостиной родителей?
Мэри не раскаялась, не попросила прощения в Пустом доме - также ведет она себя и в гостиной Шерлока. На грани вызова: "кто бы говорил!","таких людей надо убивать, для этого существуют такие люди, как я". Мэри, да ты у нас сама Немезида, которую нанимали за деньги. А это несколько меняет акценты и несколько портит твои рассуждения о справедливости. Шерлок тоже не говорит Джону на Бейкер-стрит ничего нового, все сказано в Пустом доме: ты должен доверять Мэри. Его задача: убедить Мэри, заставить ее поверить в то, что он на ее стороне, чтобы иметь свободу маневра. Он видит боль Джона, анализирует его состояние, но чем тут помочь? Сейчас он не думает о тайнах Мэри, как в TAB. Он думает о том, как освободить Джона от угрозы, которая нависла над Мэри.
Но тогда, боюсь, мы не узнаем, что на флэшке АГРА, которую Джону дала Мэри, потому что, возможно, эта сцена лишь приснилась Шерлоку. Он знает, что скорей всего, она о себе ничего не расскажет. Шерлок предполагает, что Джон не станет читать и уничтожит флэшку. Сокровищ Агры нет - вполне по канону!
Мы видим примирение Уотсонов глазами Шерлока. Горькое, вынужденное, но оба они храбрятся и пытаются делать вид, что теперь все будет если не нормально, то терпимо. Не совсем получается. Джон выглядит разбитым, он ничего не простил. Мэри, глубоко беременная, использует свое положение как оружие, чтобы вызвать жалость, сочувствие: кряхтит, поднимаясь, ага, тренированный агент-убийца. Жалкая манипуляторша! Каким взглядом одарил Шерлок ее в Пустом доме, когда она заявила, что не позволит, чтобы Джон ее оставил. Сколько презрения к этой любви, полной эгоизма. При этом Мэри так и не просит прощения, принимая то, что Джон ее не простил, сама она не сдает своих позиций доминирования. Естественно, все это происходит в голове Шерлока - это то, как он видит Мэри.
Далее, мы видим Шерлока и Майкрофта. Все, что говорит Майкрофт Шерлоку, всегда очень важно, всегда имеет контекст. Все, что он говорит Шерлоку во время этого эпизода особенно значимо, ведь это слова самого Шерлока. Шерлок считает себя охотником на драконов и здесь есть драконы (Here be dragons). И это не Магнуссен. Это невероятно - в Эпплдоре Магнуссен (опять-таки во сне у Шерлока) заявляет, что Джон - damsel in distress Шерлока. Итак, охотник на драконов, спасающий принцессу от злого дракона. Это все те же
Fairy Tales, сюжет разворачивается очень последовательно. В этом гениальность авторов. Кто же дракон? **зловещий кивок в сторону гостиной**
Братья, возможно, размягчены духом Рождества, обходятся без обычных пикировок, в конце Майкрофт замечает, что Шерлок дорог ему. (Этой реплики не было в сценарии, Марк Гейтисс добавил ее неожиданно, и это усиливает впечатление сюра). Во Втором сне Шерлок поймет, что брат в серьезной переделке и ему требуется помощь. То, что Майкрофт говорит о Магнуссене, как о безвредном для сильных мира сего человеке, довольно абсурдно, на фоне промелькнувшей перед нами статьи о самоубийстве лорда Смоллвуда. Да и, появившейся в начале эпизода, Джон Гарви был обвинен в коррупции и арестован. Так что CAM далеко не безобиден!
Начинается подготовка к поездке в Эпплдор. Мы видим Уиггинса - отражение Шерлока в юности, подающего надежды ученого, которого губят наркотики. Очевидно, при помощи него Шерлок просто избавляется от лишних персонажей. Остается он и Джон. Как всегда! Шерлок берет ноутбук Майкрофта. Ноут настоящий или все-таки нет? Нам не говорят прямо, участвовал ли Майкрофт в подготовке сделки. Но Шерлок, предающий брата? Абсурд.
Совершенно сюрреалистический флэш-бэк встречи Шерлока и Магнуссена в столовой. Шерлок в больничной ночнушке в кафе, не в больнице, но с достаточно громоздким аппаратом, регулирующим подачу обезболивающих? Странная вещь, даже невероятная. Шерлок ест. Причем не перекусывающий на ходу чем-то несущественным, а именно ест: он съел 3/4 порции пасты или чего-то в этом роде. Это абсолютно на него не похоже - OOC. А чтобы Шерлок так ошибся с очками, не говоря уж о морфине?... О чем кричит эта сцена? Не реально.
Эпплдор. Полный
символов, связанных с нашими героями. Вплоть до изогнутого стола, напоминающего о гостиной Ирэн Адлер... Многозначительно лежащее на блюде яблоко. Не дом, а словно выставка, посвященная слабостям Шерлока Холмса. Давно замечено, что Хранилище, куда сходит Магнуссен, очень похоже на Чертоги Разума Шерлока. Интересен также контраст его дома, где господствует минимализм и белый цвет, и его Хранилище, напоминающее своей захламленностью одну квартирку на Бейкер-стрит. Нам должно стать ясно, что Шерлок никогда не видел
настоящего Эпплдора.
Джон, ведущий себя так инертно, позволяющий Магнуссену глумиться над собой... Неужели он на самом деле позволил бы щелкать себя по лицу, даже ради Мэри, когда у него в кармане лежит заряженный пистолет? Этот вопрос не давал мне покоя, когда я писала заметку о Джоне. Но сформулировала его
isitandwonder. Дело в том, что это Шерлок, который считает, что Джон ради Мэри пойдет на все, что только с ней он будет счастлив. Потому что он выбрал ее. И поэтому теперь Джон должен терпеть бесчестье?.. Или это предвидение чего-то в будущем? OMG! Я хочу, я очень хочу попасть в "Чертоги Разума" Джона Уотсона после того, как он узнал, на ком женился и от кого ожидает ребенка! Уверена, в глубокой реке его любви к Мэри, мы бы и ног не замочили.
Во сне Шерлок анализирует то, что он может сделать, чтобы избавить Джона от угроз CAMа и не видит ничего, что он теперь мог бы сделать для этого. Шерлок понимает, что сейчас у него нет средств, чтобы победить Магнуссена. Использовать Майкрофта - не вариант, тому самому грозит опасность. Возможно, нужно искать источник информации или другие пути. Прямое же устранение врага, снимая непосредственную угрозу, не решает проблем Джона в будущем с "такой женой", и означает неминуемую гибель.
Магнуссен является
зеркалом той темной части души Шерлока, отвращение и презрение к которой, заставляет его изображать из себя социопата, считать себя недостойным любви, отгораживаться от людей, безжалостно манипулировать всеми и даже Джоном. Гетеросексуальность Магса вызывает тошноту. Также видит свое отношение к женщинам Шерлок. Мерзкие, циничные выходки Магса, его нарочитое пренебрежение к личному пространству людей, неуважение и презрение к их мнению и ценностям - все это напоминает поведение одного известного нам детектива, конечно, в гипертрофированном, карикатурном виде. Это начало темы, которая продолжена в TAB, где зеркалом Шерлока является сэр Юстас, отвратительно относившийся к женщинам, использующий и бросающий их, как только надобность в них отпадает. (Джанин). В HLV Шерлок в отчаянии стреляет в отражение своей ненавистной сущности, в TAB сэра Юстаса и других подобных мужчин убивают "невесты", и они эту смерть заслужили. Надеюсь, эти сны помогут Шерлоку изжить своих демонов, или хотя бы положат начало излечению его души. "Что вас таким сделало?" - "Ничего меня не сделало. Я сам себя сделал."
Две параллели: провал миссии в Эплдоре в HLV, провал миссии по защите сэра Юстаса в TAB. Не так уж часто Шерлок попадал впросак наяву, чтобы не справляться со своими задачами во сне. Может, это то, чего он боится?
Далее, нам показывают реакцию Майкрофта. Мнение брата очень важно для Шерлока, может быть, даже слишком важно. Из реакции Майкрофта мы можем видеть, какое внутренне потрясение испытывает от своего поступка Шерлок. Он видит себя ребенком, глазами брата. Это новый слой Чертогов, куда Шерлок попадает, нажав на курок, совершив убийство. Свой детский образ он видит достаточно редко и только в экстремальные моменты. Эта сцена, несомненно, часть сна/Чертогов.
Сцена у самолета, который должен доставить Шерлока к месту его отсроченной казни. Шерлок с глазами полными слез, с признанием, готовым сорваться с его губ. Джон кажется скованным, закрытым. Таким видит Шерлок отношение Джона к себе. А большего он и не заслужил, по его собственному мнению. Но мы-то, зрители, в большинстве своем, не думаем, что именно так и должен был вести себя Джон, навеки прощаясь с другом, которого оплакивал 2 года, которого недавно чуть не потерял снова, и который идет в ссылку ради него?
Шерлок надеется, что Джон теперь в безопасности. Мэри уверяет его, что с Джоном все будет хорошо, она обеспечит ему приключения (т.е. полностью заменит самого Шерлока - ведь Шерлок уверен, что Джона в нем привлекают лишь авантюры и ум). Просто замечательно. Камень с души. Джон говорит, что у них будет девочка. А это можно было понять по необыкновенной розовой интенсивности галстука Дэвида на свадьбе. *шутка*
Шерлок уверен, что опасность устранена, и вдруг в момент, когда самолет отрывается от взлетной полосы, со всех экранов раздается "Соскучились по мне?" Не думаю, что после двух, нет уже трех, лет забвения рядовые граждане что-нибудь помнили о Мориарти. Лицо его могло поразить лишь непосредственных участников событий. Довольно
нереалистичная сцена, на мой взгляд.
Почему во сне Шерлока вдруг возник Мориарти? А почему лицо Мориарти возникло перед ним в овраге Дюера в THoB? Это олицетворение его страхов. Самый главный враг, символ опасности. Тот, кто обещал выжечь ему сердце. Намек подсознания, знак, что проблема так и не решена, и нужно продолжать пытаться найти ее решение другими методами. Не так, как он решил ее, убив в Магнуссена и принеся себя в жертву. Он не может оставить Джона. Это не может быть верным решением. И Шерлок видит Второй сон, а мы смотрим
"Безобразную невесту".
_______________________________________
Мне кажется, теория сна/EMP в HLV не только кардинально меняет положение наших героев на начало нового сезона, но и придает новый смысл TAB. "Безобразная невеста" уже не выглядит столь спонтанной и неожиданной, а решение Шерлока закинуться овердозой уже не столь вздорно - его подсознание просто так объяснило его состояние. Мы знаем, что Моффат любит повторять в Шерлоке то, что некогда делал в других проектах. Кроме того, это пока единственная теория, которая хоть как-то внятно объясняет поведение героев во второй половине HLV. Остальные лишь пытаются объяснить, почему в сюжете столько дыр, а герои ведут себя настолько OOC: стресс, раскаяние, страх, любовь, психопатия. Да, все это есть, но наши герои бывали и в худших переделках, что ж теперь-то?
Возможно, благодаря тому, что в HLV сна мы не поняли, в TAB у нас не возникает сомнений, что это - сон Шерлока. Но так как Моффтиссы ничего не делают спроста, фандом до сих пор раздирают споры, какие части современности, показанной в TAB, считать реальностью, а какие сном. Все это сон, от начала и до конца, до самого последнего кадра, где Шерлок с Джоном на Бейкер стрит, а мимо проносится автобус №11. Аминь.
Вот такая теория, несколько переработанная мною в процессе написания этой заметки. В любом случае, верна ли эта теория, мы узнаем лишь после выхода сезона.
URL записи