Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, изначально пошла совсем не так, как предполагали в СССР в довоенные годы. Военная доктрина «Малой кровью и на чужой территории» обернулась на деле громадными потерями, людскими и материальными, шесть республик за несколько месяцев оккупировали нацисты, словом, фактически в 1941 году наша армия оказалась не готова к настоящей войне - сейчас с этой «спецоперацией» на Украине похожая ситуация. Блин, не икается ли большим фуражкам при воспоминаниях о маразме вроде танкового биатлона? херней ведь занимались и показухой, а не делом
Но разговор о другом. Перестройка экономики и вообще всей жизни страны на военные рельсы потребовала перемещения тысяч и тысяч предприятий на восток страны, в глубокий тыл
Алма-Ата не осталась в стороне, десятки заводов, самых разнообразных организаций, ВУЗов и училищ прибыли в город и по мере возможности возобновили работу. Положение осложнялось, что тогдашняя столица Казахстана была небольшим провинциальным городом с двумя с половиной заводиками - пригодных помещений для размещения производств было мало. Приоритет, само собой, отдавался промышленности - к примеру, вывезенному из Каспийска машиностроительному заводу отдали здания трамвайного депо, типографии, другого разного прочего - и даже кладбище
Эвакуированным из Москвы и Ленинграда киностудиям отводили немалую роль в текущей войне, фактически они были призваны давать продукцию не менее важную чем любой оборонный завод. Перефразируя известную поговорку - надо было,чтобы и пушки говорили, и музы не молчали - и для это создавали условия
Под ЦОКС - Центральную объединенную киностудию - выделили крупнейший Дом культуры Алма-Аты на углу улиц Комсомольской и 8 Марта
Построенный в середине 30-х годов, он изначально выглядел по другому, прошедшая еще в советские времена реконструкция достаточно сильно изменила здание
В более поздние времена также было пристроено западное крыло, увеличившее и без того немалое здание
От Комсы строение уходило вниз почти до Советской
В том же 1936 году здесь на собрании партийного и хозяйственного актива свежеобразованной КазССР выступил всесоюзный староста М.И.Калинин
На фронтоне висит табличка советских времен, рассказывающая о ЦОКСе и людях, работавших здесь во время войны
А на улице Кирова чуть восточнее проспекта Ленина находился дом, где жило немало эвакуированных деятелей советского кино. Его прозвали «лауреатским» - по известной причине ))
В новейшие несоветские времена этот дом подвергся перестройке, добавлена мансарда - сейчас он весьма мало похож на свой изначальный вид. Получилась очередная цыганщина, к сожалению, нынешние местные архитекторы - за малых исключением - заслуживают эпитетов исключительно негативных
Мемориальные таблички с фамилиями классиков советского кинематографа, живших тут - перевесили с центрального фронтона здания на боковой торец, подальше от глаз прохожих. Политика знакомая - это чужие герои чужой страны, хорошо что вообще не сняли доски
А раньше они висели так, как и положено подобным делам - на главном фронтоне со стороны улицы
Фамилии известные, это да - только кому? большинству нынешнего населения Алма-Аты они ничего не говорят.
Кстати - эти таблички, похоже, меняли при перестройке здания. Аббревиатуру СССР по-казахски раньше писали так же как и на русском. Это самое КСРО изобретение нынешнее ))
Ну и еще в тему кино - в здании алма-атинского кинотехникума в первые годы войны размещался знаменитый ВГИК - Всесоюзный государственный институт кинематографии. Наверное, лишним будет говорить, что унылой реконструкцией из дешевой китайщины старый облик здания утерян
Учитывая, что многие мэтры советского кино параллельно со своей основной работой преподавали в институте - размещение при эвакуации этого самого ВГИКа в одном городе с ЦОКСом можно считать разумным
Со временем доберусь и до других вроде труппы Большого театра и Галины Улановой, пережидавших в Алма-Ате невзгоды первых лет войны