Лицо на портрете

Sep 11, 2024 19:34


Популярная в интернете тема - судьбы женщин, изображенных на известных картинах

Б. Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918. Галина Адеркас

Суровое время, суровые лица...))

«Купчиха за чаем» Кустодиева - настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Написана картина была в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать.

Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас - натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю от  ливонского рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель.

В этот период Адеркас была совсем молода - студентка-первокурсница медицинского факультета - и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше. Окончив университет и проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.





Эдуар Мане “Завтрак на траве”, 1863. Викторин Меран

Викторин Меран была дочерью модистки и патинатора бронзы (была такая работа). Она играла на гитаре, сидя у себя перед домом, на улице, и один художник решил ее нарисовать. А потом и второй. Но нравился ей вовсе третий (тоже художник), а на жизнь она зарабатывала сама, играла в кафе-шантанах, давала уроки гитары и скрипки.

А со временем ей и самой захотелось рисовать, и тут-то троих художников ждал тяжкий облом - она отправилась учиться к четвертому, потому что их новомодная манера рисования ей не нравилась. А четвертый честно научил, чему смог (он был более склонен к классике), художница начала выставляться, и ее работы висели в музее Изящных искусств в одном зале с автором “Олимпии”.

Мало того. В 1876 году ее работы были приняты на выставку Парижского Салона, а работы Мане - нет.

Замуж она не вышла, а составила лесбийскую пару с другой дамой и прожила с ней до очень преклонных лет в маленьком пригороде.



В. Серов, «Девочка с персиками», 1887. Вера Мамонтова

Самая знаменитая картина мастера портрета Валентина Серова была написана в усадьбе богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Ежедневно на протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Девочка выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии.

После свадебного путешествия по Италии семья поселилась в городе Богородске, где один за другим родилось трое детей. Но неожиданно в декабре 1907 года, спустя всего 5 лет после свадьбы, Вера Саввишна умерла от воспаления легких. Ей было всего 32 года, а ее муж больше так и не женился.



Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1519. Лиза дель Джокондо

Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов - это знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо. Среди множества версий о том, кому принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая: на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.

Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей, и, вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы и Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.



В. Боровиковский, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797. Мария Лопухина

Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот - самый чарующий. Мария Лопухина, представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы.

Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и поэтического нрава. Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего 6 лет после написания картины Мария умерла от чахотки.



Данте Габриель Россетти, “Астарта Сирийская” 1877. Джейн Бёрден (Моррис)

Однажды юная дочь конюха и прачки пошла с сестрой в театр и встретила там художника, который…Погубил? Как бы не так! Женился, оплатил ей образование, нарисовал с нее тысячу портретов, подарил особняк и вообще сделал из нее леди. Есть мнение, что Элиза Дулитл - тоже ее портрет в некотором роде. Джейн родила художнику двух дочек, но через двенадцать лет муж оставил семью и уехал в Исландию - а ее уже вовсю рисовал другой.

Когда другой начал сильно увлекаться опиумом, Джейн благоразумно отошла в сторонку, и в возрасте сорока пяти лет встретила поэта. И что бы вы думали? Прожила с поэтом в любви и согласии (не вступая в официальный брак) до семидесяти четырех лет. Не жизнь, а сплошной разрыв шаблонов.



Карл Брюллов, «Всадница», 1832. Джованина и Амацилия Пачини

«Всадница» Брюллова - блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову - своему многолетнему возлюбленному - заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния.

Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.



Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-1486. Симонетта Веспуччи

На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи - первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами.

Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта.

В возрасте 23 лет Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.



В. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902. Зинаида Юсупова

В одной ужасающе богатой и знатной семье не было сыновей, только две дочки. Старшая была хороша собой, да так, что к ней и принцы сватались. Она отказывала - хотела по любви. Отец вздыхал, но терпел. А обычные офицеры, рядовые дворяне, к ней не сватались - боялись, говорят, прослыть охотниками за приданым (тогда и там это считалось стремновато). Наконец, чуть ли не друзья уговорили одного, самого по себе не бедного юношу, хоть попробовать - и удача, девушке он понравился! Муж по царскому указу взял третьей фамилией фамилию жены, чтоб не пропадало такое древнее имя.

Родила она четверых, двое выжили. Жила в роскоши, танцевала на балах, затмевала цариц, трудилась по благотворительной части - не просто вваливала в больницы и приюты миллионы, но и следила, чтобы эти миллионы не расфукивались как попало. Но, когда ей было сорок семь, любимого старшенького сына убили на дуэли. Она еле вынесла, кое-как встала на ноги, и тут при дворе начались неприятности - всходило царствование Гришки Распутина. Княгиня в лицо раскритиковала царицу, царица отказала ей от дома в довольно грубой форме. Когда княгиня узнала, что ее младший сын участвовал в убийстве Распутина - она сказала “горжусь тобой”.

От революции с их деньгами было не так сложно уехать, семья сохранила и движимые ценности, и недвижимость в Европе, жили себе безбедно, но привычка к благотворительности никуда не ушла, только теперь княгиня оплачивала бесплатную еду для эмигрантов, организовала бюро трудоустройства… Похоронила мужа в Риме и уехала к сыну в Париж. Ее можно навестить там - на Сен-Женевьев Дю Буа.



Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877. Жанна Самари

Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера.

Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, недолго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.



Ф. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772. Александра Струйская

Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги.

За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.



Пабло Пикассо, цикл портретов, 1925-1938. Мария Тереза Вальтер

Марии-Терезе было семнадцать, она была блондинка и вопиюще хороша собой. В нее влюбился женатый художник, стал ее активно рисовать (хотя любой сбежал бы после первого же вот такого портрета:)).

Именно эта картина - одна из многих, но если вы видите тетеньку-камбалу с глазами на щеке и двадцатью пальцами, торчащими прямо из подмышки, и всё это в веселеньких тонах, то в девяти случаях их десяти - это она, бедняжка.

Через восемь лет таких портретов родилась дочка, а когда дочке был год, у художника уже была новая юная любовница. Когда две женщины, посовещавшись, пришли к нему вдвоем с требованием определиться, он предложил им побороться за него. На кулаках. Угадайте зачем? Он рисовал “Гернику”, нуждался в эмоциональной натуре. И да, представьте, она его простила даже за это. И всю жизнь надеялась, что он вернется. А когда он умер, прожила еще четыре года и повесилась.



Леонардо да Винчи, “Дама с горностаем”, 1489-1490. Чечилия Галлерани

Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена. Однако, когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца.

Завязался роман, Чечилия забеременела, и герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа.

В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога - вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет



картины

Previous post Next post
Up