Наше первое такси

Jul 29, 2024 12:27


Такси не просто первое в истории Алма-Аты, а первое во всей Российской империи - появилось, оказывается, в маленьком захолустном Верном еще до революции. Так, во всяком случае, утверждается в обширной и подробной статье. Вопросов она оставляет больше, чем ответов, ибо некоторые моменты просто не выдерживают никакой критики - но читается легко, как и положено современному фэнтэзи ))

Первое такси в Российской империи или приключения эстонца в Средней Азии

Это невероятная история, о которой можно снять фильм. Ведь есть все слагающие, что фильм будет невероятным и наверняка станет любимым: во-первых это исторический факт и все персонажи в нем не вымышленные, во вторых в главной роли будет невероятно красивый автомобиль начала века фаэтон «Берлие», за рулем которого будет сидеть молодой эстонец и гнать этот автомобиль по бескрайней степи наперегонки с ветром мимо кишлаков и минаретов, ведь все действие происходило в Средней Азии. И совершенно невероятным окажется факт, что эта история о самом первом такси в Российской империи! Готовы узнать эту историю? Тогда вперед!




Предисловие

Споры о месте где произошла эта история не умолкают. Поэтому перед началом повествования обратиться к историческим документам того времени, и понять о каких городах, областях идет речь. Потому что в этой невероятной истории смешалось очень многое.

- Город Верный (ныне - Алма-Ата (каз. Алматы; до 1921 года - Верный; в Средние века на территории нынешнего города Алматы находилось поселение Алмату).В 1867 году Верный стал центром Семиреченской области.

- Село Узынагаш (каз. Ұзынағаш (высокое дерево) - село в Жамбылском районе Алмаатинской области Казахстана, административный центр Жамбылского района. До революции 1917 года село носило название Казанско-Богородское.

- Лифляндская губерния - располагалась на берегу Рижского залива Балтийского моря. Образована в 1721 году на территории бывшей Шведской Ливонии. В настоящее время территория разделена между Латвией, в составе которой находится большая её часть, включая бывший губернский город, и Эстонией.

- Пишпек - Бишкек (кирг. Бишкек) - столица Киргизии и крупнейший город страны. Составляет особую административную единицу и является городом республиканского подчинения. Прежние названия - Пишпек, Фрунзе (назван в честь М. В. Фрунзе).

Как Средняя Азия Санкт-Петербург обогнала

Официально первый автомобиль такси был зарегистрирован в 1907 году в Санкт-Петербурге. Но это это не совсем верно, в Российской Империи первый автомобиль такси появился немного ранее, и где нибудь, а в Средней Азии.

В начале 1906 года в город Верный (сегодня Алма-ата) прибывает фаэтон "Берлие". Автомобиль приобрел известный маслодел Бабахан Нурмухаммедбаев, киргиз по национальности. За рулем сидел крестьянин Лифляндской Губернии, Юрьевского уезда Кудинской волости Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд, который имел навыки управления и ремонта автомобилем.

Бабахан приобрел автомобиль «Berliet» не для собственных нужд, а чтобы использовать его в качестве... такси. Вот что он писал в заявлении на имя военному губернатору Семиреченской области о разрешения открытия пробного автомобильного движения:

Желая, первоначально, на пробу устроить автомобильное движение в районе: Пишпек, Токмак, Арасан, Мерке и Верный, я предполагаю купить один автомобиль и в мае сего года совершить пробные рейсы, и ежели найду для себя это дело выгодным и дорогу вполне удобною и возможною для езды на автомобилях, то прошу разрешить мне подать вашему Превосходительству заявление не позже 1-го августа с/г с просьбой разрешить взять мне концессию на время и за проездную плату по взаимному соглашению, тогда я выпишу еще два-три автомобиля, пока же благоволите разрешить мне произвести только лишь пробу. До 1-го августа прошу право на получение концессий оставить за мной...

Чуйка, она и в Средней Азии-чуйка



Как Бабахан Нурмухаммедбаев понял что за автомобилями будущее, живя на краю Российской империи не понятно. Мало того, он понял что на этом можно неплохо заработать, используя автомобиль в качестве такси. Бабахан отправляется в Москву на завод Братья Крыловы» где в 1906 году были собраны несколько автомобилей в кузове фаэтон «Berliet» .

Приобретя автомобиль, он находит в Москве крестьянина из Лифляндской губернии Иоганна Рейнвальда, который неплохо разбирался в автомобилях, умел ремонтировать и обслуживать. Бабахан делает предложение о сотрудничестве. Не о работе, а о сотрудничестве. И эта небольшая деталь будет иметь важное продолжение этой истории.

Иоганн соглашается. Приобретя запас шин, ремней, ламп для фар, моторного масла они отправляются в путь из Москвы в Среднюю Азию. Маршрут прошли с ветерком, и находясь на пассажирском сиденье Бабахан все больше верил в будущее автомобилей. Когда они пересекли границу Семиреченской области по окрестным кишлакам в миг разлетелся слух о летящей по ночной степи шайтан-арбе.

Так начиналась эра российского такси, где первым автомобилем была французская марка, но собранная в Москве. Первым российским таксистом оказался эстонец. А первым владельцем таксопарка - киргиз. Мало того это был первый автомобиль в Казахстане и вообще в Средней Азии.

Осмотр роскошного фаэтона с открытым кузовом

По прибытии в город Верный, Бабахан подал заявления военному губернатору и администрации Семиреченской области. Заявления были рассмотрены и созвана комиссия, которая произвела осмотр автомобиля и проверила профессиональные навыки Иоганна Рейнвальда. Вот какой документ был составлен после осмотра автомобиля:

«Мы, нижеподписавшиеся, осматривали и испытывали автомобиль, предъявленный областному Правлению в гор. Верном коммерсантом селения Токмак Бабаханом Нурмухамедбаевым на предметдвижения его вне городов Семиреченской области. Автомобиль фирмы «Берлье» вес 90 пудов, длина с крыльями 6,5 аршин(2), ширина 2,5 аршина, высота с верхом 3 аршина, без верха 2 аршина, число лошадиных сил 90. Двигатель бензиновый, 4-х цилиндровый, 4 ленточных тормоза, подача сигналов металлическим рожком с резиновой грушей. Назначение - пассажирский, освещение двумя большими ацетиленовыми фонарями и двумя малыми керосиновыми. Допускает крутые повороты. Остановлен может быть на полном ходу на протяжении 10 сажен. Автомобиль удовлетворяет всем требованиям, изложенным в пунктах «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж», «з» (см. док No1), причем по последнему пункту владелец обязан на оси задней с левой стороны поместить фонарь с изображением на стекле нумера «1». Автомобиль уже был в употреблении. Владелец обязан иметь спереди и сзади автомобиля на дощечках белыми цифрами «1-й». Шоффер - крестьянин Лифляндской Губернии, Юрьевского уезда Кудинской волости Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд постановлением комиссии признан весьма опытным и вполне умелым для управления настоящим автомобилем...

Испытание проводилось ездой по городу, поворотами среди улицы, и затем была поездка из города по Капальскому тракту до станций Карасук и обратно, по сильно избитой дороге с глубокими колеями, ухабами, через арыки, по крутым спускам и подъемам до 30, к мостам через Карасук и Малую Алматинку...»

С подлинным верно: Областной инженер Зенков

Маршруты первого такси Российской империи



Работы у Иоганна было просто невпроворот. Местные предприниматели быстро оценили мобильность автомобиля, и на перебой стали делать заказы. "Берлие" с Иоганном за рулем делало многокилометровые марш-броски из города Верного до таких населенных пунктов Пишпек, Токмак, Арасан , Кутемалды и Пржевальска.

С временем Иоганн хорошо выучил маршруты и отправлялся в дорогу ночью. Летом это было даже лучше, так как не было изнуряющей жары. Местные привыкли к рокоту его двигателя и свету фар которые резали лучами темную среднеазиатскую ночь. - Опять шайтан-арба Бабахана полетела - ругались они сквозь сон. Бабахан потом продал автомобиль "Берлие" Иоганну. Даже сохранился документ о продаже автомобиля:

«Имею честь заявить Вашему Превосходительству, что принадлежащий мне автомобиль фирмы «Берлье» под No1, предназначенный для пассажирского движения вне городов Семиреченской области, мною в половине сего сентября месяца продан шофферу поименованного автомобиля Иоганну-Эдуарду-Анленцену Рейнвальду»

Бабахан Нурмухамедбаев

Прототип Адама Козлевича



Помните водителя Адама Козлевича из произведений писателей Ильфа и Петрова? Я когда первый раз услышал историю о Бабахане и Иоганне, меня не покидало чувство что речь идет об Адаме Козлевиче. Об человеке больше всего в жизни любящего автомобили. Помните, тот диалог Остапа Бендера и Адама Козлевича, когда он спрашивал что ему привести. Адам Казимирович попросил только масляный шланг.

Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд, компаньон Бабахан Нурмухаммедбаева тоже очень любил автомобили. Иначе бы не поехал на край земли, в края с чужой культурой, укладами и традициями. Но любовь к автомобилям и наверняка к путешествиям все это пересилили. Вот так в истории Российской истории появился первый водитель такси.

Медицинская справка освидетельствования Иоганна Рейнвальда участковым врачом:

«Дано это крестьянину Лифлянской губернии Иоганну Эдуарду Рейнвальду, 26 лет, в том, что он обладает хорошим общим здоровьем, а также и хорошим зрением и слухом, и потому препятствий для управления им автомобилем с этой стороны не встречается, что подписом и приложением казенной печати удостоверяю»

Пишпекский участковый врач

Думаете, они успокоились?



Иоганн Эдуардович Рейнвальд, Фото 1912

Говорят с временем Бабахан научился неплохо управлять автомобилем. Бабахан Нурмухамедбаев приобрел несколько автомобилей. Некоторое время они занимались таксомоторной деятельностью.

Помните в начале рассказа я говорил, что Бабахан предложил партнерство? И оно нашло продолжение! Через какое время они открыли автотранспортную компанию и начали перевозку грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак, Западный Китай и Монголию.

Первые пробные рейсы проводили самостоятельно, находясь за рулем автомобиля. Что с ними стало после Октябрьской Революции и Гражданской войны не известно. Не известна и судьба автомобилей Бабахана и Иоганна.



Но свой след в истории отечественной автомобильной истории они оставили навсегда. Яркий, авантюрный и приключенческий! Два человека которые верили в автомобили и твердо знали, что без автомобилей нет будущего.

P.S. Киргизами до революции называли нынешних казахов, названия Казахстан не было, а весь край назывался Туркестанским, в Семиречье входили территории нынешнего Казахстана и Киргизии - ну и прочее, автор в истории совсем не силен

Интересны технические реалии - как завозилось топливо, масла и запчасти, кто, как и где это все ремонтировал,  как совершались поездки между городами при полном отсутствии заправок и прочего. Железной дороги в Верном не было, ближайшая станция была в Ташкенте - любая доставка из материковой России была очень не дешева, местные дороги, которые дорогами считались лишь условно - итд. Вопросы, вопросы...

Все подобные «исторические» рассказы - как и нашего типа 1000-летнего Алматы -   образно говоря висят в воздухе, имея очень слабую доказательную базу и почти полное отсутствие логики. Художественность изложения дело хорошее, но этого мало

Верный, история, автомобиль

Previous post Next post
Up