Как был основан город Верный. Часть 3

Jul 28, 2024 12:08


Окончание, тут первая и вторая части. Оригинал здесь

Во второй половине 50-х и в 60-х годах в Семиреченской области образуются приходы в станицах: Лепсинской - в 1858 году, Софийской - в 1864 году, Урджарской - в 1865 году, Коксуйской - в 1866 году, Надеждинской - в 1867 году, Высоколюбовинской - в 1867 году, Сарканской - в 1868 году, селениях Токмак - в 1868 году и Каракол - в 1869 году.

В декабре 1867 года Колпаковский сформировал специальный комитет по развитию города Верного под председательством помощника Военного Губернатора подполковника Озерова. В 1868 году комитет представил на утверждение обширный план строительства, который предусматривал создание новых городских кварталов к югу и западу от Большой Алматинской станицы. Предполагалось провести большие прямые широкие улицы, разбить площади и бульвары. Устроители города учли местные климатические условия и рельеф, и составили план, по которому улицы располагались параллельно друг другу с востока на запад и с юга на север.



Разнообразен был этнический состав города. "Улицы города Верного по пестроте снующего по ним люда, представляли собой оригинальное зрелище. Здесь скачет киргиз или калмык, там чинно идет, прикрываясь веером от солнца, китаец с длинной косой, тут выступает сарт или переваливается типично русский мужичок и поселенец-малоросс. Бабы-поселянки развозят по городу арбузы и дыни, калмыки верхом на быках продают дикую малину, набранную в соседних горах". [20]

Первым городским головой был отец известного в Семиречье архитектора Андрея Зенкова, купец Павел Матвеевич Зенков, прибывший в Верный в сентябре 1867 года. Центральной частью города считалась Больше-Алматинская станица. Павел Матвеевич описывал его следующим образом: «Все здания помещались тогда в станице Большой Алматинской. Было укрепление, и казенные постройки возвышались в нем, да три казармы стояли в станицах - Малой и Большой. Одна деревянная церковь стояла в станице на четырехугольной площади, окруженная рощей». Не имея систематического образования, но будучи незаурядной личностью, Павел Матвеевич проявлял способности строителя и архитектора. По заданию Губернатора он разработал проекты нескольких церквей, оранжерей, гостиного двора.

В 1868 году в Семиречье приехали новые переселенцы - крестьяне Воронежской губернии. За неимением участков для устройства крестьянских селений, воронежцы (242 семьи) были зачислены в мещанское сословие города Верного и стали заниматься садоводством и земледелием, арендуя землю у казаков соседних станиц. За ними двинулись другие воронежские крестьяне и переселенцы из малороссийских и других губерний, в особенности же выходцы из Западной Сибири, которые вместе с воронежцами основали новые поселения преимущественно в Пишпекском, Лепсинском, Пржевальском и Верненском уездах. Всего с 1868 года по 1882 год, было образовано 29 селений.

В тот же период на территории Туркестанского края были учреждены три благочиния: В Семиреченской области - Заилийское и Лепсинское (Урджарское), подчиняющиеся Томскому архиерею, и в Сыр-Дарьинской области - Сыр-Дарьинское, относящееся к Оренбургской епархии.

В 1869 году основан город Каракол и селения: Михайловское, Гавриловское, Луговое, Колпаковское. Селения Преображенское, Теплоключенское, Покровское, Карабулакское основаны в 1871 году. Учаральское, Маканчинское - в 1873 году. Все эти селения были приписаны к военным приходам, которые входили в состав Томской епархии. [21]

Церковные службы первоначально совершались в молитвенных домах или в походных церквах. В городе Каркаралинске церковь была палаточная, в укреплении Токмак - из кошмы, наподобие юрты. Но уже в 1857 году были построены кирпичная военная церковь в Сергиополе, в 1865 году такая же - в Копале, в Большой станице города Верного в 1871 году был воздвигнут и освящен 23 декабря в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии на месте старого, новый каменный храм. Настоятельство в нем принял священник Александр Векшин. Церкви был дан антиминс, священнодействованный Платоном, епископом Томским и Семипалатинским.

Но в других областях Туркестанского генерал-губернаторства до второй половины 60-х годов не существовало ни одного стационарного православного храма, а между тем имевшиеся при войсках священники по дальности расстояния и трудностям сообщения не имели возможности посещать все воинские части и новообразованные православными переселенцами поселки.

В таком виде представлялась церковная жизнь в Семиречье и в целом во всем Туркестане до учреждения там самостоятельной епископской кафедры.

Ходатайство об учреждении кафедры было возбуждено Туркестанским Генерал-губернатором Константином Петровичем фон Кауфманом еще в 1868 году. Губернатор представил доклад "Состояние церквей и православных христиан в крае", в котором излагал, что: "...Существующая зависимость Туркестанской паствы и местного духовенства от двух отдаленных епархий - Оренбургской и Томской, и происходящих в связи с этим неудобствах в сношениях между духовным и гражданским начальствами, малочисленность и скудность церквей в крае, недостаток кандидатов для занятия священнослужительских мест, естественно, не может выгодно отражаться на численности духовенства и положении Православия в крае. В Туркестанском Генерал-губернаторстве, на окраине Империи, где с православною верою соприкасается мусульманство, может быть, самое фанатичное на свете, нельзя без ущерба для государственной религии и ее значения забросить на произвол Туркестанскую паству. Мы не можем более довольствоваться бедными часовнями и молитвенными домами с недостаточным количеством священнослужителей и убогой обстановкой при богослужении". Для упрочения политического положения в этом крае Губернатор настаивал на принятии самых деятельных мер к распространению Православной христианской веры среди местного населения, коснеющего в язычестве и магометанстве. На этом основании генерал-губернатор ходатайствовал пред Святейшим Синодом об учреждении в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства особой епархии и назначения Епархиального Архиерея, которому определить местопребыванием областной город Семиреченской области Верный, как представляющий более удобств для этой цели, поскольку город построен среди русского населения и уклад жизни его мало чем отличается от других городов Российской Империи. Избранием центром православия в Туркестане города Верного объясняют, кроме того, еще двумя причинами. Во-первых, Туркестанский Генерал-губернатор не решился открыть кафедру в Ташкенте, так как громкая, бьющая в глаза местного населения церковная обрядность могла повлиять на авторитет Губернатора, только недавно ставшего во главе новопокоренного края. Во-вторых, наличие церковной власти наряду с административной могло быть истолковано как официальное давление на местную религию - ислам, и осложнить отношения администрации с коренным населением края.

По изложенным в ходатайстве Генерал-губернатора фон Кауфмана причинам, Св. Синод, признав и со своей стороны учреждение особой епархии в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства необходимым, предоставил Господину Синодальному Обер-Прокурору повергнуть предложение Синода об этом на Всемилостивейшее воззрение, и Его Императорское Величество Александр Второй 2 марта 1870 года Высочайше соизволил на приведение этого предложения в исполнение.

После сношения с Министерством финансов, Государственный Совет положил ввести Епархиальное управление в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства с 1 января 1872 года.

4 мая 1871 года Государь-Император утвердил решение Государственного совета об учреждении в Туркестанском крае архиерейской кафедры с центром в городе Верном.

Вслед за этим Обер-Прокурору поднес Императору доклад Синода, в котором говорилось, что "...ввиду того, что новооткрываемая в областях Туркестанского Генерал-Губернаторства епархия, как для устройства подлежащих распорядков в ее управлении, так по многочисленности в ее пределах инородцев, коснеющих в магометанстве и язычестве, требует Пастыря сколько опытного в епархиальном управлении, столько способного к руководству делами миссионерского служения", испрашивалось Императорское соизволение об определении на Туркестанскую кафедру викария Херсонской епархии, епископа Новомиргородского Софонии (Сокольского), с присвоением при этом как ему, так и приемникам его по новоучрежденной кафедре, наименования епископа Туркестанского и Ташкентского.

И решением Св. Синода, Высочайше утвержденным, 12 ноября 1871 года епископ Софония был назначен на новоучрежденную Туркестанскую кафедру. Много ему предстояло труда и забот по устройству края в религиозном отношении и организации церковного порядка и управления. Новоприобретенный край во всех отношениях был совершенно особенный по сравнению с внутренними губерниями России, и представлял громадные трудности для благоустройства жизни церковно-религиозной: по своей обширности, по трудности сообщений, по отсутствию храмов и лиц, способных и благонадежных к церковному служению, наконец, по разноплеменности своего состава, где русское православное население представляло как бы маленькие островки среди моря иноверцев.

К месту своего нового служения в г. Верный преосвященный Софония прибыл 24 мая 1872 года и уже 30 мая поспешил выехать из Верного в Ташкент для свидания с Туркестанским Генерал-Губернатором Константином Петровичем фон Кауфманом, поскольку не излишним признал видеться с ним и о многом переговорить с ним лично.

В Ташкент Владыка прибыл 3 июня, и в следующий день, в праздник Пятидесятницы, отслужил в ташкентском военном соборе Божественную Литургию, за которой произнес слово, в котором, в частности, сказал:

«Появление и утверждение в какой бы ни было стране Христовой Церкви, - этого богоданного ковчега, ниспосланного земнородным на спасение от потопа греховного, всегда радовало и радует дух истинных христолюбцев. Что же касается о появлении Церкви Божией в стране, владычествовавшей некогда юною, святою Русью со всеми ея православными храмами, а ныне владеемой своими прежними данниками, - в стране людей, не только нам не чуждых, по историческим воспоминаниям, но и вступивших уже в состав многомиллионной семьи неизмеримого царства русского? Да и какое русское, православное сердце не откликнулось бы искренним сорадованием, при одной мысли, что не только Русь святая, но и святая Русская Церковь расширила свои пределы, - и расширяют отнюдь не в видах искания своих си (Фил. 2,21), но во имя Евангельской Истины и международной правды, - расширяют, шествую, та и другая, от силы в силу и от славы в славу?

... Но примечаете ли, братия, что сюда привходит еще обстоятельство, которое усугубляет и возвышает нашу радость. Празднуемый ныне Вселенским Православием день, по преимуществу, есть день великий и святый. Это есть день, в который предвечное определение о спасении падшего человечества, начавшееся в Триипостасном Совете Божием, благоволением безначального Отца, и в последок дней выполненное через собезначально воплощашееся Слово, окончательно завершено и запечатлено сошествием Всесвятаго Духа на святых Апостолов, а через них и на весь мир и на всякую душу верующую.

Можно ли думать, что такое совпадение и сочетание двух торжеств церковных есть только дело простого случая? Можно ли думать, когда сама премудрость Божия свидетельствует о себе, что в ея предопределениях и действиях, относительно спасения нашего, изначала все соображено, соразмерено и определено мерою и числом и весом (Прем. 11, 21)? А если так, если это есть дело всеведущей и вседвижущей премудрости Божией: то не служит ли это ручательством и как бы залогом, что наши надежды на милость Божию, относительно новосаждаемой Церкви, не тщетны, и не безосновны. Скажу более, не служит ли это осязательным знамением и проявлением уже чаемой милости - и к нам самим, коих Содетель всяческих благоволил избрать в живые орудия своего благодатного смотрения о крае сем, и к тому великому и святому делу, которое через нас начинается во славу Божию.

Таковы, возлюбленные братия, щедроты десницы Господней, благодеющей нам и краю сему. В настоящее время нам остается только молиться и благодарить Святейшую, Преславную, Единосущную и Нераздельную Троицу, - благодарить от всей души и молить беспредельное милосердие Божие, как о процветании и благоденствии страны сея, так - и особенно - о благостоянии новосаждаемой Церкви, да будет Она воистину Церковь святая и Божия, да расширятся Ея пределы и к ливу (югу) и к востоку, и да будут все чада Ея не только званными в ограду Христову, но и избранными для Царства вечной славы и блаженства».

Таким образом, к Российской Империи, ценою пота и крови ее сынов были присоединены Казахстанские пределы, и ценою жертвенных трудов и горячих молитв первых православных переселенцев, освоивших этот край, суждено было возжечь здесь сияющий полным блеском евангельской чистоты свет Христовой веры.

Примечания:

1 - В дальнейшем изложении исторических повествований для того, чтобы избежать разночтений, составитель оставляет за казахским народом наименование «киргизы».

2 - Разбойничьи набеги на враждебный род или племя.

3 - Так описывает писатель В. И. Даль (Луганский), служивший в Оренбургской Пограничной Комиссии и участвовавший в 1839 году в Хивинской экспедиции, пагубность междоусобиц и батырмы.

4 - За верную службу Царю первый получил золотую медаль, остальные - чины поручиков русской службы. («Казахстанская Правда», 1935 г., 27 ноября).

5 - ЦГИА РК, ф. 44, оп. 12, д. 13, л. 93.

6 - Казахстанская Правда», 1935 г., 27 ноября.

7 - ЦГИА РК, ф. 44, оп. 12, д. 13, л. 85.

8 - ЦГИА РК, ф. 44, оп. 12, д. 13, л. 85.

9 - Из справки об учреждении передовой линии по рекам Или и Чу от 20 января 1854 г. ЦГИА Р.Узбекистан. ф. 105 с. оп. 1, д.15, л.16.

10 - П. П. Семенов-Тян-Шанский, «Дневник путешествия в Центральную Азию».

11 - Горячева А. А.,»Ученые записки», КазГУ, т. XIX, вып. 3.

12 - Сулеймен Джусупбеков, «Столица Семиречья», «Простор»...

13 - Обзор царствования Александра II: СПб, 1902г., с. 351-352

14 - А. А. Попов. Из истории Средней Азии. «Исторические записки», 1940, № 9, стр. 211.

15 - Так было позднее под Джизаком и Ура-Тюбе, Ходжентом и Ирджаром. Несколько позднее, в 1873 году отец Андрей совершил трудный и опасный переход по завоеванию Хивинского ханства, сопровождал раненых и больных на утлых лодках через строптивое Аральское море. Участвовал в трудной Алтайской экспедиции, покоряя горные высоты Алтая.

16 - Крафт, «Узаконения о киргизах».

17 - Обзор царствования Александра Второго, стр. 494, С.-П-г., 1902 г.

18 - Как видим, в состав Семиреченской области вошла часть современного Киргизстана, Алматинская область и часть Джамбульской и Семипалатинской областей Казахстана.

19 - «Памятная книга Зап.Сибири», стр.253. Томск 1882 г.

20 - А. Н. Хорошихин. Сборник статей, касающихся Туркестанского края. Спб, 1871, стр 308.

21 - ЦАРК, фонд 716, опись 2, дело № 1.

Что сказать? На исторический труд опус явно не тянет, хотя добросовестно приведены ссылки на труды, некоторые известные приемы демагогии легко узнаваемы, достаточно односторонне и субъективно показана деятельность Российской империи на колонизируемых территориях Средней Азии, ее военных, хозяйственных и религиозных институтов. Но - надо понимать, кем и под чей заказ это писалось и где было опубликовано, на какую читательскую аудиторию все это было рассчитано

Любителям хруста французских булок наверняка понравится - и «сар-бачка» везде именуется не иначе как - Его Императорское Величество Александр Второй))

Но - повторюсь: для своей колокольни дела обычные и вполне имеющие право на существование

Верный, история

Previous post Next post
Up