Еще один
очерк об архитектуре столицы Казахской ССР, опубликованный несколько лет назад в газете «АиФ-Казахстан» и посвященный так называемому «сталинскому ампиру»
По поводу даты постройки здания Академии наук - на стене имеется барельеф с датой завершения строительства - 1957, зачем было что-то еще выдумывать
Очень интересным периодом архитектурной истории Алма-Аты были послевоенные годы и первая половина 50-х годов прошлого века. Это была эпоха так называемого «сталинского ампира», пришедшего на смену конструктивизму. Дома, памятники этого монументального стиля в нашем городе еще остались, хотя становится их все меньше.
ДЛЯ НАУКИ - ТОЛЬКО ХРАМ
Один из самых грандиозных образцов позднесталинской архитектуры был построен в Алма-Ате в 1947-1953 годах. Это Академия наук Казахской ССР - буквально город в городе. Комплекс, по сути состоящий из одиннадцати зданий, возведенных по проекту виднейшего советского архитектора Алексея Щусева. «Архитектурный ансамбль» был задуман как синтез господствовавшего тогда неоклассицизма, или сталинского ампира, и местных этнических элементов в оформлении.
Однако последний, одиннадцатый корпус, вместивший Дом ученых, был достроен с южной стороны комплекса намного позднее, в 1980 году, и значительно отличается по стилю. Однако и сегодня храм науки остался храмом: комплекс служит пристанищем для Национальной академии наук Казахстана.
Трехэтажное здание было построено в форме буквы «Ш» и состоит из шести павильонов, разделенных антисейсмическими швами, стены которых выполнены из железобетонных рам с кирпичным заполнением. Цоколь и стилобат облицованы серым гранитом, но в отделке интерьера использовали мрамор, дерево, гипсовые орнаментальные детали.
Это, пожалуй, одно из самых уникальных сооружений Алма-Аты, в котором есть декоративные росписи панно на потолке, сюжетная флорентийская мозаика из полудрагоценных камней, которое украшает стену большого конференц-зала на втором этаже, а в зимнем саду выставлены произведения монументального искусства и есть витражи - перегородки из цветного литого стекла с фресками.
Плоскости стен средних корпусов и боковых фасадов выполнены в виде больших ордеров с пилястрами и капителями. В оформлении ордеров были использованы стилизованные мотивы народных орнаментов и растений.
Как написал один из восхищенных посетителей этого храма науки, «здание Академии наук - жемчужина советской сталинской застройки города: оно тяжелое, монументальное и безумно красивое». Сказано довольно точно
БАШНЯ СО ШПИЛЕМ
В середине 50-х годов в Алма-Ате было возведено ещё несколько монументальных образцов сталинского ампира, среди которых одним из самых выразительных стало здание «Казпотребсоюза» - организации, заведовавшей потребительской кооперацией, а также оптовой и розничной торговлей в республике. И хотя его строительство было завершено уже в 1957 году, спроектировано оно было еще в сталинский период.
Над этим проектом трудился целый коллектив авторов, среди которых архитекторы Б. Стесин, Г. Бобович, М. Беккер и инженер В. Лухтанов. Трехэтажная постройка выглядит очень внушительно из-за угловой восьмиугольной башни со шпилем, вдвое превышающей по высоте само здание, а стрельчатые арки окон придают ему восточный колорит. П-образное строение состоит из жилого корпуса по проспекту Фурманова и административного по улице Панфилова.
А башня со шпилем стала одной из самых выразительных достопримечательностей города.
Как все отмечают, здание это явственно напоминает знаменитые высотки в Москве, только в уменьшенном варианте. И это неслучайно. На эти годы пришелся пик моды на подобных младших братьев столичных исполинов во многих городах СССР. Было даже шутливое прозвище для подобного типа сооружений: из-за ступенчатой конфигурации это и подобные ему здания именовали «сталинским тортом».
Интересно, что в 1990-х годах после закрытия «Казпотребсоюза» здание некоторое время просто пустовало. В настоящее время этот «торт» вмещает в себя многочисленные офисы, являясь признанным памятником истории и культуры городского масштаба. Причем этому дому повезло: он сохранил свой первоначальный облик - в отличие от некоторых своих монументальных собратьев
ОКНА В ДВА ЭТАЖА
Еще одна алма-атинская башенка, но без высокого шпиля, венчает другой памятник сталинского ампира - здание бывшей Высшей партийной школы (ВПШ).
Она была создана в 1946 году для подготовки руководящих партийных кадров и работников печати. В комплекс зданий, построенных в разное время, входили учебные корпуса, ряд служебных построек и общежитие вдоль улицы Красина (сегодня улица Валиханова). Есть также здание партийного архива (ныне - архив президента Казахстана) на углу проспектов Ленина (Достык) и улицы Сатпаева, которое замыкает квартал по периметру, а внутри которого имеется небольшой парк.
Два основных учебных корпуса, возведенных с разницей в 24 года, были поставлены вдоль проспектов Абая и Ленина и улицы Красина. Корпуса не соединяются непосредственно, представляя собой два независимых здания. В середине квартала они визуально соединены арочным проездом во внутренний двор, на фронтон которого нанесено декоративное мозаичное панно.
Интересно, что здание, построенное в форме буквы «Г», имеет разную этажность из-за перепада высоты рельефа. По восточному крылу это четыре этажа, а по северному - пять. На флангах обоих корпусов расположены актовый и лекционный залы с высокими, в два этажа, стрельчатыми окнами.
Стилевые характеристики здания говорят о том, что это классицизм с элементами национальных орнаментов в декоре. Фасады по периметру обработаны венчающими межэтажными поясами сложного профиля, межоконными пилястрами с растительными капителями. Простенки с округляющимися кверху филенками акцентированы цветом и фактурой. Оси фасадов на кровле обозначены небольшими башенками с ажурным парапетом между ними.
Занимая угловой участок на пересечении двух магистральных улиц Алма-Аты, проспектов Достык\Ленина и Абая, сооружение играет важную градоформирующую роль, а концентрация средств архитектурной выразительности сочетает его монументальные характеристики в ансамбле.
«СКАЖИТЕ, ЧТО МЫ БЕРЕЖЕМ?»
Мы здесь рассказали лишь о некоторых образцах «сталинского ампира» в Алма-Аты, которые, к счастью, еще украшают наш город. А вот зданию бывшего Госплана Казахской ССР не повезло: оно было снесено буквально несколько лет тому назад. Причем в истории уничтожения этого архитектурного объекта в центре Алма-Аты проявилось очень своеобразное отношение алма-атинских зодчих (особенно начальствующих) к нашему архитектурному наследию.
Стояло это красивое и очень своеобразное строение по улице Богенбай-батыра (бывшей Кирова, а до этого - Командирской) между улицами Желтоксан (до этого - Мира, а еще раньше - Иссык-Кульской). А возведено оно было в 1954 году по проекту архитекторов В. Крошина и В. Косова. Больше, собственно, об истории его возникновения ничего не известно.
Вся эпопея по уничтожению этого здания разворачивалась совсем недавно и была весьма интересной хотя бы потому, что дом Госплана впервые попытались довольно активно защитить жители города, то есть алмаатинцы. Была даже сформирована группа инициативных граждан города, пытавшаяся убедить городские власти и архитекторов не уничтожать здание.
Наиболее же любопытным здесь было отношение к этой теме руководителя управления архитектуры и градостроительства Алматы г-на Габита Садырбаева. Вот что он, в частности, сказал:
- По этому зданию, чтобы его непременно сохранить, я бы так не упирался. Вы помните фасад этого здания. Его переделывали шесть раз. Каждый министр приходил и вкладывал в это здание свое архитектурное видение. Раньше оно было желтым, а сейчас это сине-зеленый базар. Скажите, что мы бережем? Наверху стоят коринфские ордера, на третьем этаже деревянная лепнина. Да там такое намешали, этого вообще нельзя допускать! Для чего его беречь, если в нем нет единого архитектурного стиля?!
Эти слова - напомним, главного архитектора города - следовало бы увековечить в чем-нибудь нетленном, скажем, в граните, потому что они как нельзя наглядно и образно характеризуют отношение к истории города именно тех, кто, казалось бы, призван эту историю беречь и сохранять.
Более того, г-н Садырбаев не просто выразил свое позитивное отношение к уничтожению памятника архитектуры (а здание Госплана именно таковым и было, пусть и разностилевым), но и выступил активным сторонником этого уничтожения, приводя в качестве аргументов, в частности, утверждение о том, будто бы объект этот «не отвечает нормам сейсмической безопасности и, согласно заключению Казахского научно-исследовательского и проектно-экспериментального института строительства и архитектуры (КазНИИСА), проведенного в 2014, находится в неудовлетворительном состоянии и дальнейшая эксплуатация здания в текущем виде несет риски».
В свою очередь, члены инициативной группы по спасению дома предъявили техническую документацию, свидетельствующую о том, что здание находится в полном порядке, а также государственный акт не так давно проведенной экспертизы, подтверждающий, что и износ здания, и его техническое состояние вполне соответствует утвержденным нормативам. Но все оказалось тщетным. Бывший Госплан при полном попустительстве архитекторов - уничтожили. Чтобы соорудить на его месте крайне «стильную», но совершенно безликую стекло-бетонную громаду.
Но в центре Алма-Аты еще осталось несколько домов этого уникального стиля, и, наверное, сохранить их - задача не только наша и наших современников, но и наших потомков.
P.S. Что эти наши местные архитекторы понимают в архитектуре и градостроении? Их дела говорят лучше слов. Они могут показать свои творения, которыми можно гордиться? Нет? а что они вообще могут показать? Районы, застроенные убогими зданиями - это их творческий максимум
Но поговорить любят. Очень любят. И не только архитекторы ))
Советская архитектура и через многие годы привлекает внимание, о ней пишут статьи и книги - многие ее образцы это действительно «музыка, застывшая в камне»
А сейчас? глянул, подумал - хуета-то какая и через секунду забыл ))
Алма-Ата последних трех десятков лет - это архитектурно-строительный позор