Увидел любопытную карту, на которой указаны годы постройки всех главных железнодорожных магистралей Казахстана
Как видно, до революции была построена железная дорога Оренбург - Ташкент, прошедшая по казахским степям и пустыням через Актюбинск, Аральск, Перовск\Кзыл-Орду и Чимкент. В те же времена к Уральску, Кустанаю, Петропавловску и Семипалатинску были подведены пути, соединявшие эти города с центральной частью империи
Фактически из крупных городов без нормальных путей сообщения с цивилизацией оставался только Верный - будущая Алма-Ата. И надо же, именно ее большевики в конце концов выбрали столицей автономии.
А если учитывать само по себе весьма неудобное расположение этого города плюс разные регулярные смертоубийственные катаклизмы, случавшиеся здесь - надо признать: у этих самых большевиков с чувством черного юмора было всё в порядке ))
По поводу неудобного расположения Алма-Аты как столицы большой республики.
В советские времена на Илийском тракте почти за городом располагалась Республиканская база «Казсельхозтехники». Сюда поступала c союзных заводов техника для колхозов-совхозов Казахстана, здесь она распределялась и отправлялась по назначению
И вот представьте - с Минского тракторного завода туда приходили трактора, их на базе учитывали, рассматривали заявки и в итоге выделяли к примеру - Уральской области. Технику снова грузили в вагоны и с Алма-Аты везли в обратную сторону - в Уральск, который от Минска был расположен не так уж и далеко.
И так происходило со многими делами.
Так что ноль первый был не так уж и не прав, перенося столицу Казахстана из Алма-Аты в Целиноград ))
P.S. Надо бы найти свежую карту наших жд и глянуть - что построено во времена новейшие?