Имам Али Ибн-Аби-Талиб. Завет имама Али его сыну аль-Хасану

Oct 05, 2012 06:42

Вступительная статья и перевод с арабского Александра ИГНАТЕНКО

Вечные истины бренного бытия

«Нужность ненужного» - такой оксюморон выбрал в качестве названия для своей книги философской поэзии знаменитый арабский пиит-слепец XI века Абу-ль-Аля аль-Маарри. Этими словами он сформулировал парадигму исламской морали и, пожалуй, всей исламской культуры.

Бытие верующего мусульманина проходит в мире, который, говоря строго, недостоин того, чтобы в нем существовал человек. Мир этот бренен и преходящ, низок и грязен. Средневековые этические трактаты о морали мир («жизнь дольнюю») на разные лады порицают и унижают.


Жизнь в этом мире - летние облака над пустыней, обещают они дождь, но его никогда не бывает. Жизнь в этом мире - тень от пробегающей тучи; соблазнит прохладой, а потом унесется дальше, оставив человека на убийственной жаре. Мир - это уродливая старуха под паранджой; прячет она свое уродливое лицо под покрывалом, и велико разочарование человека, который обнаруживает под ярким платьем иссохшее тело. Дольний мир - это ведьма; она губит того, кто ею соблазнится. Жизнь в дольнем мире - весенний цветок; ярок цветок и свеж, но увядает очень быстро. Жизнь в человеческом мире - сновидение; испытывает человек радость во сне, но пробуждается, видит, что то был сон, и охватывают его томление и тоска. Жизнь - это мед, смешанный со смертельным ядом; сладок он, но губителен. Мир - рыбак; он наживку на крючок насаживает не для того, чтобы рыб пищей снабдить, а чтобы их поймать. Мирская жизнь - мясник; взращивает он скотину и лелеет, чтобы потом зарезать на мясо. Жизнь человеческая - кокон шелковичного червя; наматывает на себя червь все новые и новые нити, и чем больше их, тем меньше шансов освободиться. Мир человеческой жизни - свинья; она пребывает в грязи, жрет все подряд, превращая съеденное в экскременты. Последнее сравнение должно вызывать особое отвращение у мусульманина, считающего свинью нечистым животным. И дольний мир, в котором мы живем, до сих пор в арабском языке называется идиоматическим выражением «мать вони» или «вонючка».

Однако наиболее часто встречающаяся метафора жизни в этом мире - дорога, по которой идет человек - путник, путешественник, странник. Человек совершает путешествие между двумя пунктами - от материнского чрева к могиле. Говорили моралисты и о перемещении из одного куска ткани - младенческих пеленок в другой - похоронный саван. Метафоризация жизни настолько распространена в исламском наследии, что сама жизнь человека становится своего рода метафорой. Жизнь - метафора. Это утверждение пришлось бы по душе парадоксальному Хорхе Луису Борхесу, большому поклоннику исламской культуры, под влиянием которой он находился («Алеф», «Абен-хакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте», «Поиски Аверроэса» и др.). Жизнь становится как бы необязательной.

Мир истинных ценностей - «мир иной», где «жизнь иная», то есть то существование, которое гарантировано человеку (вернее, человеческой душе) после телесной смерти. Только в посмертном существовании души возможно лицезрение Бога и Его ангелов, ощущение истинного блаженства в Раю. Такой ракурс рассмотрения человеческой судьбы еще больше уничижает жизнь в дольнем мире. Если земная жизнь преходяща, то посмертное существование вечно. Если здесь, на земле, приходится переносить тяготы и страдания, то у Божественного Трона душа испытывает только блаженство, не сравнимое ни с чем. Противопоставление дольнего мира и горнего мира, этой жизни и жизни иной подчеркивается парными сравнениями. Знаменитый средневековый исламский теолог Абу-Хамид-аль-Газали, прозванный «Доводом Ислама», приводит в одном из назидательных трактатов такую двойную метафору: «Представь, что есть у кого-то возлюбленная, и сказали ему: “Если ты встретишься с ней этой ночью, то больше никогда не увидишь ее. А если потерпишь одну ночь, то будешь с ней тысячу ночей, не зная усталости и скуки”. И пусть велика его страсть и мучительно ожидание, он ведь потерпит вдали от нее одну ночь, чтобы насладиться близостью с ней тысячу ночей. А ведь жизнь дольняя не составляет и тысячной части от времени жизни иной, она - ничто по сравнению с той жизнью, и нет меж ними никакого сходства; мир иной бесконечен, и воображение не может охватить его протяженность».

Если человеческая земная жизнь - ничто, то существует великая опасность пренебрежения жизнью и, что из этого с необходимостью следует, асоциальности и аморальности. Ни одна социоорганизующая система представлений (а ислам с самого начала возник в качестве таковой) не могла этого допустить. На протяжении всей истории ислама не прекращалась борьба против «материалистов», как их часто называют - дахрийюн, от слова дахр - «преходящее время», «век»; последние как раз абсолютизировали бренность жизни со всеми вытекающими последствиями. И тут-то и возникала уравновешивающая формула: нужность ненужного.

Две жизни существуют в сознании мусульманина в связке: одна определяется через другую, одна другой обусловливается. Дольняя жизнь приобретает осмысленность и наполняется содержанием благодаря тому, что становится предуготовлением к жизни иной. Окончательный итог всем деяниям человека будет подведен на Страшном суде. Но Бог в любой момент может призвать человека к себе и спросить у него отчет о поступках.

Бытие человека как бы разрывается между двумя полюсами. Это состояние прекрасно выражено в максиме, приписываемой имаму Али: «Трудись для дольнего мира, как будто ты вечен, и трудись для иного мира, как будто ты умрешь завтра!» Жизнь обретает религиозно-нравственную ценность. Для человека попроще мораль зиждется на своего рода договоре между Богом и верующим: творил добрые дела - попадешь после смерти в Рай, творил злые - попадешь в Ад. В первом - наслаждения, во втором - страдания. Более рафинированные адепты Ислама (среди них и мистики) стремились к очищению души воздержанием от мирских благ, совершением добрых поступков. Императив здесь был следующий: душа должна быть чистой в каждый момент, ибо Бог может призвать ее тогда, когда пожелает.

В любом случае происходит организация жизненного процесса, он подчиняется определенным правилам, ритуалам, обрядам. Свод этих правил, ритуалов, обрядов - Шариат, или Божественное Законоустановление. Шариат призван охватить все области жизни, и в нем наряду, скажем, с теми аспектами, которые являются, по нашей классификации, правовыми, есть и экономические, и гигиенические, и диетические, и иные. Есть и те, которые мы выделяем как моральные, этические.

Напряженность между противоположными ориентациями снимается в исламской морали через представление о мере, середине, равновесии. Крайности отбрасываются: недопустимо замыкаться только на жизни души, игнорируя тело; не пристало отказываться от материального достатка, но и богатство не может считаться достойной целью в себе; любая добродетель, при неспособности ее ограничить, превращается в порок, смелость - в безрассудство, щедрость - в расточительность, ум - в коварство... Правда, для менталитета мусульманина, в чьем сознании присутствуют противоположные полюса, присуще и стремление к оксюморону. Достаточно вспомнить «нужность ненужного». И еще пример из многих: «Велики в своей малости три вещи - огонь, болезнь и предательство».

Естественно, мусульманская мораль теоцентрична: Аллах является и источником нравственных норм (через Свою Книгу, Коран), и гарантом их исполнения (через Свой ежемгновенный промысел), и контролирующей инстанцией (через Свое всеведение), и, наконец, Судией.

Но и жизнь земная берет свое: в мусульманской морали на протяжении веков откладывались, проходя испытание временем, те нормы, которые были обусловлены потребностями человеческого общежития. Главная среди них (и она часто повторяется): относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы люди к тебе относились. И в этом смысле мусульманская мораль антропоцентрична.

В исламе нет всеохватного и общеобязательного свода моральных правил. Это вызвано в первую очередь неинституционализированностью этой религии, отсутствием в ней «центрального руководства» (типа папства или патриархии) и обязывающих каждого правоверного решений. Коран дает основы мусульманской морали, Пророк с его Сунной (собранием сообщений о делах и речениях) - недосягаемый нравственный идеал для мусульманина. Потом чередой идут Авторитеты, среди которых и Праведные халифы, и сподвижники Пророка, и великие ученые.

В этом ряду особое место занимает имам Али Ибн-Аби-Талиб (умер в 661 г.) - двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада, пользующийся уважением среди всех мусульман, а у шиитов считающийся носителем Божьей благодати. Послания, высказывания, речи, назидания, приписываемые имаму Али, собраны в книге «Путь красноречия» (окончательный вид ей придан в XI в.). Есть ученые, которые подвергают сомнению аутентичность этого собрания как произведения имама. Но нас здесь это не занимает: книга более тысячи лет является неотъемлемой частью исламской культуры. Она - буквально живое наследие. Вспоминается, что в начале 80-х годов этого века один журналист опубликовал в бейрутском журнале большое интервью с имамом Али, где ответами на вопросы были цитаты из «Пути красноречия». Но не только этим утверждается современность книги: как и произведение любого другого авторитета, «Путь красноречия» - книга для каждодневного чтения и неукоснительного следования - вчера, сегодня и завтра.

Александр ИГНАТЕНКО

От бренного родителя, свидетеля времени, преклонного возраста, покорного веку, порицающего дольний мир, ночующего в жилищах мертвецов, покидающего те жилища назавтра, - дитяти, уповающему на недостижимое, идущему по пути тех, кто сгинул, мишени болезней, заложнику дней, вместилищу бед, рабу дольнего мира, покупателю обольщения, должнику случая, пленнику смерти, союзнику забот, спутнику огорчений, вехе бедствий, сраженному страстями, наследнику мертвых.

И вот, то, что мир от меня отвернулся, век против меня ополчился, а мир иной ко мне приблизился, помешало мне размышлять о других, заботиться о том, что после меня остается. Но когда я поглубже поразмыслил над собственными заботами, то лишился самомнения и самолюбования и увидел я, каков на самом деле. И это придало мне серьезности, в которой нет примеси игривости, честности, в которой нет и следа лжи. И увидел я, что ты - часть моя, даже более - весь я. И коли что-то тебя затрагивает, то и меня трогает; и смерть, коль тебя настигла, меня поразила; и стало меня в твоих делах заботить то, что заботит меня в моих делах. И написал я тебе, чтобы быть помощником тебе с моим заветом, что бы со мной ни случилось.

Завещаю тебе, сын мой, страх перед Богом, и обязательное исполнение Его наказов, и укрепление сердца твоего Его упоминанием. Крепко держись за вервие Его, и не будет тогда ничего крепче между тобою и Богом, если ты за него станешь держаться.

Оживляй сердце свое проповедью, умерщвляй его благочестием, укрепляй его достоверным знанием, освещай его мудростью, посрамляй его напоминанием о смерти, делай его несокрушимым через отрицание в нем человеческой природы, обучай его на несчастьях дольнего мира, предупреждай его о злобе века и нелепости сменяющих друг друга дней и ночей, снабди его сведениями о тех, кто был в прошлом, напомни ему то, что постигло бывших до тебя, пройди по их жилищам и стоянкам и посмотри, что они совершили, от чего уходили, к чему пришли и где остановились. И увидишь ты, что ушли они от любимых, поселились на чужой стороне. И станешь ты как бы одним из них. Так озаботься своим жилищем. И не продай мир иной за дольнюю жизнь.

Воздерживайся от слов о том, чего не знаешь, и от речей о том, о чем не спрошен. Не вступай на путь, на котором можешь заблудиться; лучше удержаться от блужданий, чем потом мучиться страхами. Приказывай дозволенное и сам поступай соответственно, отвергай запретное рукой и языком; не щади усилий, чтобы удалиться от тех, кто запретное совершает.

Напрягай все свои силы в служении Аллаху, и не будет тебе в этом упрека. Постигай глубины истины, где бы она ни была. Углубляй познания в религии. Приучай себя к терпению. Терпеливость - благой нрав. Находи для своей души пристанище во всех делах в твоем Боге, так ты дашь ей приют в пещере неприступной, в крепости могучей. В нужде обращайся к своему Господу, рука Его и дает, и лишает. Почаще проси помощи у Аллаха.

Уразумей мой завет и не отклоняйся от него. Воистину, лучшая речь - та, что приносит пользу. И знай, что нет блага в знании бесполезном. И недостойна изучения та наука, что не дает пользы.

Сын мой! Когда я увидел, что возраст мой стал преклонным, а тело мое немощным, начал я сочинять этот завет и вкладывать в него мудрые правила, поспешая передать тебе то, что в душе моей, пока не настал мой срок, опасаясь, как бы мнение мое не стало ущербным, подобно тому как стало слабеть тело мое, страшась, что опередят меня на пути к тебе суматоха страстей и соблазны жизни дольней и станешь ты как необъезженный жеребец. Ведь сердце юноши подобно незасеянной земле: что бросишь в нее, то она и приемлет. И посему приступил я к твоему воспитанию, пока не огрубело твое сердце, не стал занятым ум твой, чтобы ты серьезно принял то, чем снабдят тебя люди, обладающие опытом, а ты - будешь избавлен от труда спрашивать, будешь убережен от того, чтобы лечиться горьким лекарством опыта. И так ты получишь то, что мы приобрели, и станет ясным для тебя то, что, быть может, было темным для нас.

Сын мой! Я, хоть и не прожил столько, сколько те, кто был до меня, рассмотрел дела их, поразмыслил над сообщениями о них, прошел по тем местам, где они обитали, и вот я - как бы один из них. Более того, получилось так, как если бы я со всеми теми их делами, что стали мне доступны, стал долгожителем и жил и с первым из них, и с последним. И понял я, что в тех делах светлое, а что темное, что полезное, а что вредное, и извлек я для тебя из каждой вещи суть ее, выделил прекрасное, отбросил неведомое. И озаботился в твоих делах тем, что заботит сострадательного родителя, и собрал жизненные правила для тебя, вступающего в жизнь, открытого веку, благонамеренного и чистосердечного. И начать порешил я с обучения тебя Божественной Книге и ее толкованию, законоустановлениям Ислама и его правилам, тому, что разрешено в Исламе и что запрещено, да так, чтобы не увести тебя к иному. И тут испугался я, что собьет тебя то, в чем разошлись между собою люди в своих взглядах и мнениях и запутались. Милее мне, чтобы ты познал трудную истину, чем увлечение тем, что может тебя заманить на путь погибели. И молю я, чтобы направил тебя Аллах в Своей милости, чтобы вывел Он тебя туда, куда ты устремляешься. И сей завет тебе я заповедал.

Знай, сын мой, что милее всего для меня было бы, если бы ты взял из моего тебе назидания покорность Аллаху и ограничение тем, что Он тебе определил делать, а также следование тому, как жили твои предки и добродетельные члены твоего семейства. Они ведь тоже смотрели на себя так, как ты сейчас на себя смотришь, и думали так, как ты думаешь, но потом пришли к тому, что стали следовать известному и воздерживаться от не вмененного в обязанность. А если душа твоя не примет сразу то, что они познали, то пусть удовлетворится твое стремление через уяснение и обучение, но не через погружение в сомнения и поиск превосходства в спорах. И прежде чем начать размышлять, воспользуйся помощью твоего Господа и испроси у Него удачи и сохранности от любого изъяна, который мог бы тебя в сомнение ввести или ввергнуть в заблуждение. И коли узнал ты достоверно, что очистилось твое сердце и смирилось, сложилось твое мнение и укрепилось и стала эта твоя забота единственной, то тогда поразмысли над тем, что я тебе разъяснил. Но если не сложилось в тебе то, что ты для себя желал бы - совершенное умозрение и полное понимание, - то знай, что ты поступаешь необдуманно и погрязаешь во мраке. А стремящийся к пониманию Религии не действует наобум и не путается в собственных мыслях, лучше этого избегать.

Вдумайся, сын мой, в заповедь мою. И знай, что Тот, кто владеет смертью, владеет и жизнью. Тот, кто творит, умерщвляет. И Тот, кто в прах превращает, новую жизнь дает. Тот, кто испытывает, избавленье дает. И не стоял бы дольний мир, если бы не было в нем от Бога блаженства и испытания человеков, и награды в жизни иной, и всего того что мы и знать-то не знаем. И если случилось тебе засомневаться в чем-то таком, то сведи свое сомнение к неведению, ведь ты родился невеждой и после лишь стал что-то узнавать. И как часто не знаешь ты чего-то и сомневаешься, и блуждаешь как в потемках, а потом к понимании приходишь. Посему держись за Того, кто тебя сотворил, и дал тебе пропитание, и сделал таким, каков ты есть. И пусть Ему будет твое поклонение, к Нему твои просьбы, от Него тебе снисхождение.

Знай, сын мой, что никто так не возвестил о Боге, как сделал это Посланник (мир ему и его семейству!), так избери его себе путеводителем, к спасению ведущим. Я же не пожалею для тебя совета, ведь ты не увидишь в себе того, что я замечаю в тебе.

И знай, сын мой, что если бы у Бога был сотоварищ, то пришли бы к тебе его посланники, и увидел бы ты проявления власти и силы его, и узнал бы ты дела его и свойства. Но Он - Бог единый, как Он сам о себе сказал. Никто Его власть не оспаривает. Он не исчезнет никогда. Он всем предшествовал вещам - притом, что «предшествование» к нему неприложимо; Он после всех вещей пребудет бесконечно. И слишком велика Его божественность, чтоб быть охваченной умом или сердцем. И если ты это познал, то действуй так, как всякий другой - в своей малости, в своей слабости, в своей немощи, в своей великой нужде в Господе, в покорности Ему, в боязни Его наказания, в надежде на Его снисхождение. А Он тебе не наказал ничего, кроме добрых дел, не запретил ничего, кроме порочных поступков.

Сын мой! Тебе рассказывал уж я о мире дольнем, о том, каков он есть, о том, как исчезает он и переходит из одного в другое состоянье; и рассказал тебе о горнем мире, о том, что уготовано живущим в нем. И разъяснил тебе на притчах, каковы они, чтоб ты уразумел те притчи и сообразно поступал. Подобен тот, кто дольний мир познал, тем людям, что отправились в поход, бесплодные места покинув, и устремились к плодородным, зеленью покрытым. Перенесли дороги трудные, с друзьями расставания, лишения походов, скудность пищи и вот - пришли в обширную страну, чтоб обрести покой. Не ставили они страданья ни во что, готовы были на любую трату, и не было для них милее ничего, чем то, что приближает их к стране обетованной, подводит к цели.

А тот, кто миром дольним очарован, похож он на людей, что жили в месте плодородном, но поменять его решили на бесплодную страну, и ненавистно, отвратительно для них расстаться с тем, что было, направиться к тому, к чему они влекомы.

Сын мой, душа твоя пусть станет весами верными тому, что меж тобою и другими. Ты делай для других лишь то, что благом для себя считаешь. Не делай для других того, что самому тебе нелюбо. Не обижай, как не желаешь быть в обиде. С добром иди к другим, как хочешь, чтоб тебе добро творили. В себе то порицай, что и в других ты порицаешь. То, чем в себе доволен, ты с удовольствием встречай в других.

О том лишь говори, что знаешь, пусть даже будет малым знание твое. Не говори другим того, что самому тебе немило слышать.

Тщеславие от правильности в сторону уводит, оно - беда умов. Трудись, но не копи богатства для кого-то. Коли наставлен был на верный путь и цель свою достиг, твоя покорность Богу пусть будет наивысшей.

Знай, что пред тобою дальний и тяжелый путь и ты его пройти обязан так, как нужно. Так оцени размер припаса и силы рассчитай, не нагружай себе на спину столько, что понести не сможешь, такая тяжесть станет мукой. И если среди неимущих увидишь ты того, с кем поделиться можешь ты припасом, чтоб часть его тот неимущий пронес до Страшного суда, когда тебе та доля пригодится, так нагрузи его своим припасом. И если сможешь, пусть доля та побольше будет, а то так может статься, что станешь в ней нуждаться и не найдешь. Прибегни к помощи того, кому ссужал ты деньги, когда богат был, пусть он тебе поможет в час нужды. И знай, дорога та крутая, и тот, кто легок на подъем, тому идти сподручней, чем обремененному, а тот, кто медлит, - в худшем положении, чем тот, кто быстр. И ты придешь, как ни мечись, к блаженству райскому иль к мукам адским. Так вышли же вперед дозор и подготовь себе жилище, ведь после смерти ты не сможешь исправить прегрешения, вернувшись в дольний мир. Знай также, Тот, в чьей длани все, что в небе, на земле хранится, позволил возносить Себе молитву, и поручился за ответ, и наказал тебе просить Его, чтоб дал Он, и к милосердию взывать, чтоб был Он милосерден. И не поставил никого, кто мог бы стать преградой промеж тобой и Им, не сделал никого заступником пред Ним, и не лишил тебя Он милости Своей. Пусть ты неверно покаянье совершил, Он не спешит тебя карать, тебя не попрекает, если ты раскаялся, и не позорил Он тебя, когда ты был того достоин, не наказал тебя Он строго, а принял Он твое раскаяние, на преступление твое Он преступленьем не ответил и не лишил тебя надежды на милосердие Свое. Но зачел Он тебе твой уход от греха как благодеяние, посчитал твой проступок за один, а одно твое доброе дело за десяток и распахнул пред тобой врата покаяния. И коли ты призвал Его, твой зов услышал. А испросил ты избавленья - Он знает, в чем оно. Свои ты нужды до Него донес и душу показал Ему свою, на горести свои Ему пожаловался ты, раскрыл Ему свои печали, испросил Его помощи в делах, и попросил ты столько милостей, что дать никто, кроме Него, не может, - и долгий век, и тела здравие, и пропитание в достатке. А Он вручил тебе ключи Своих хранилищ - позволил с просьбой обращаться, и ты, когда захочешь, молитвой растворяешь врата Его благодеяний и призываешь ливень милосердия Аллаха. Не будь обескуражен тем, что не всегда Его ответ приходит сразу, дар соответствует тому, кто одаряем. Быть может, запоздал ответ, чтоб оценил награду по достоинству тот, кто просит, и дар, кто ждет. А может, испросил ты нечто, но не было дано тебе, чтоб получил ты рано или поздно лучшее, чем то, или лишен был потому, что благо для тебя лишенным быть чего-то: ведь бывает так, что ты стремишься к тому, в чем гибель вере. Так обращайся с просьбой к Богу о том, чья красота с тобой пребудет, вред не сохранится. Богатство не останется с тобой, ты не останешься с богатством.

И знай, что создан ты для бытия иного, а не для дольней жизни, исчезнешь ты, а не пребудешь, умрешь, не будешь вечно жить. Живешь ты в доме, что взаймы получен, в конце пути, за ним уж - жизнь иная. А ты бежишь от смерти, не надеясь от нее укрыться. Она тебя настигнет, так будь же наготове, не допусти, чтобы настигла тебя она, а ты в плохом мгновенье - проступок совершил и не раскаялся еще. И если так случится, то ты погубишь душу.

О сын мой! Почаще вспоминай о смерти, о том, что случится с тобой и к чему ты придешь после смерти. И ты ее встретишь настороже и укрепившимся, а она тебя не застанет врасплох. Не прельщайся пребыванием людей в дольней жизни, их бешеной привязанностью к ней. Ведь Бог тебе о ней сообщил, а она пред тобой свою погибель оплакала, свои язвы тебе показала. Те, кто дольнюю жизнь населяет, - псы лающие, львы лютые, один на другого рычащие, и могучий сжирает слабого, большой покоряет малого. Они - скот стреноженный, они же скотина заблудшая, путы утратившая (игра слов; вариант: скотина заблудшая, разум потерявшая. - А. И.), что отправилась в неизвестную местность; они - стада, пожирающие беду в долине трудов, нет у них пастыря, направляющего на верный путь, и нет погонщика, приводящего на хорошее пастбище. Повела их дольняя жизнь по дороге слепцов, отвратила их взоры от маяка, направляющего на истинный путь, и заблудились они в смятении, и утонули в ее благах, и сделали ее своим Господом, и стала она играть с ними, а они играть с ней, и позабыли о том, что за дольней жизнью.

Но понемногу рассеивается мрак, и будто паланкинов череда, и те, кто поспешал, уже на месте: ведь тот, кого несут, сменяясь, ночь и день, вперед идет, на месте оставаясь, он - в путешествии, хотя и неподвижен.

И знай наверняка, что не исполнится твоя надежда, что срок назначенный ты не изменишь, и ты такой, как те, что были до тебя. Так к малому
стремись и будь умерен в добывании. Ведь сколько раз стремление к беде приводит. И не всякому стремящемуся дается пропитание. А не каждый, кто умерен, лишен прибытка. Будь выше низкого поступка, пусть даже он ведет к желанной цели, ведь не найдешь замены душе своей, что ты при этом расточаешь. Не будь рабом других, ведь сотворил тебя Аллах свободным. То не является добром, что достигается чрез зло, то не покой, к чему приходишь через тяготы.

Ты скакунам желаний воли не давай, ведь принесут тебя они к тем водопоям, где вода - погибель. И сделай, если сможешь, так, чтоб меж тобою и Аллахом никто не встал, кто обладает благом, в котором ты нуждаешься. Ведь ты свое возьмешь и так, свою получишь долю. А малое от Бога крупнее и почетнее, чем то большое, что тварь Его тебе вручит, пусть даже будет то большое всеохватным.

Случилось промолчать невольно - исправить это легче, чем то, что скажешь не подумав. Ремень затянешь - в бурдюке все сохранится. То, что в руке ты сохранишь, милее для меня, чем то, что из чужой руки получишь. Пусть будет слаще для тебя отчаяния горечь, чем просьбы к людям, а ремесло и воздержание - милее, чем богатство и распущенность. Нет более способного свой сохранить секрет, чем тот, кому секрет принадлежит. Нередко человек стремится к тому, что вредно. Велеречивый не нести не может вздор. Кто размышляет - прозревает истину. Водись с людьми благими, и одним из них ты станешь, чурайся злых людей - от зла ты удалишься. Вредная пища запретна. Обидеть слабого - чрезмерная несправедливость. Бывает доброта во зло, суровость же бывает добротой. Случается, лекарство недугом становится, болезнь - лекарством. Бывает, присоветует хорошее неспрошенный и ошибется тот, чьего спросил совета. Не уповай на пожелания благие, они - товар для мертвецов. От испытаний разум крепнет, увещевание - вот лучший опыт. Лови момент, пока не наступила перемена. Не всякий, кто стремится, постигает, не всякий, кто ушел, вернется. Не растранжирь припаса, что сбережен для жизни горней. Любое дело след оставит. Тебя постигнет то, что предназначено тебе. Купец рискует. Порой и малое желанней, чем большое. Нет блага в неухоженном источнике, как пользы нет от друга, что подозренье вызывает. Будь снисходителен ко времени своему, коль удалось тебе его объездить, как молодую верблюдицу. Не рискуй чем-то в стремлении получить большее. Берегись, чтобы не понес тебя скакун враждебности.

В отношениях с братом своим принуждай себя связи с ним сохранять, если он стремится к разрыву; угождать ему, если он отвернется; проявлять к нему щедрость, если он пожадничает; приближаться к нему, если он удаляется; быть мягким к нему, если он грубит; прощать его, если он совершил проступок, - будто ты раб его, а он - твой благодетель. Но не делай этого не к месту и в отношении несоответствующих людей. Не бери в друзья врага твоего друга, ведь так ты станешь своему другу врагом. Будь искренен в назидании брату своему, о хорошем придется говорить или о плохом. Гнев свой пей мелкими глотками, не знал я глотков более сладких, чем эти. Будь мягок с тем, кто груб с тобой, и он станет склоняться к мягкости с тобой. Победи врага своим достоинством, сие - сладчайшая победа. Если хочешь совершить разрыв со своим братом, то прежде оставь ему нечто, что позволит тебе вернуться к нему когда-то. Не разочаровывай того, кто счел тебя добрым.

Не предавай забвению право брата твоего, надеясь на то, что вас связывает, не будет тебе братом тот, чье право тобою попрано. Не имей интереса в том, кто отказывается от тебя. Да не будет стремление брата твоего к разрыву крепче, чем твое - к сохранению связи; да не будет его плохое отношение сильнее, чем твое хорошее; да не будет твоя несправедливость больше, чем того, кто с тобой несправедливо обошелся: ведь он себе во вред, а тебе на пользу старается. Да не будет огорчение наградой тому, кто тебя обрадовал.

Знай, сын мой, что пропитание бывает двух видов - то, которого ты желаешь, и то, которое тебя желает. И если ты его не настигнешь, так оно тебя настигнет. Что гаже в человеке, чем покорность при нужде и заносчивость в богатстве? В дольней жизни обладаешь ты тем, чем жилье укрепить сможешь в жизни иной. Если скорбишь ты о том, что из рук твоих ускользнуло, то скорби обо всем том, что в них и не бывало. Суди о том, чего не было, по тому, что случилось. Ведь дела похожи одно на другое. Не будь из тех, кто пользы не извлекает из назидания, если только не допекло его; ведь разумный назидается притчами, а скоты назидаются только битьем. Отбрось от себя приходящие тревоги решимостью, что дается терпением, а также доброй надеждой. Кто отступил от меры, совершил неправедное. Пусть спутник соответствует пути. Друг - тот, чья дружба отсутствием проверена. Огорчения сопутствуют неразумию. Порой и близкий более далек, чем дальний. Порой и дальний ближе ближнего. Чужак - тот, кто никого не любит. Себе пути закрыл всяк, право преступивший. Кто на себя надеется, ступает тверже, а наикрепчайшая та связь, что меж тобой и Аллахом. Кому ты безразличен, тот твой враг. Бывает разочарованье достиженьем, коли к погибели вела мечта. Проявится всяк недостаток, не всяк удобный случай плод приносит. Бывает, зрячий промахнется, слепец же выйдет к цели. Зло отложи, его ты совершить всегда успеешь. С глупцом расстаться - все равно что повстречаться с умным. Кто времени доверился, того оно предаст, кто время возвеличил, того оно унизит. Не всякий, кто стрелял, попал. Сменяется власть, и меняется время. О спутнике спроси, в путь отправляясь, и о соседе - покупая дом. Не говори о том, что вызывает смех, пусть даже речь других передавая. Не советуйся с женщинами: их мнение - глупость, их решимость - бессилие; оберегайся от их взглядов за покрывалом, что на них набросил. Чем гуще покрывало, тем им больше пользы. Из дома если вышли они, то это так, как если бы ты в дом привел того, кому не доверяешь. И если сможешь, чтобы они не знали никого, кроме тебя, то сделай так. Не заставляй женщину делать то, что превышает ее возможности, ведь женщина - ароматный цветок и, как он, бесполезна. Своей щедростью не преступай того, что она способна воспринять. Коль можешь обойтись ты без нее, то лучше к ней не обращайся. Не ревнуй без причин, это и правильного поведения женщину может ввергнуть в порок, и невинную - в сомнения.

Для всякого человека среди слуг твоих назначь занятие; нельзя, чтобы люди, что тебе служат, слонялись без дела.

Будь щедрым с племенем своим, ведь соплеменники твои - крыло, которое в полет тебя возносит, тот корень, что тебя питает силой, рука, которой ты хватаешь.

Вручи Аллаху веру и жизнь свою. И у Него спроси судьбу благую в делах твоих и близких и далеких, в сей жизни и иной. И мир тебе!

Вверху: миниатюра из средневековой шиитской рукописи, на которой изображен пророк Мухаммад (в центре слева) и имам Али Ибн-Аби-Талиб (в центре справа).

« К списку | http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2474.html
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Previous post Next post
Up