Оригинал взят у
ihistorian в
Что сделало их титанами? Сегодня то, что делали люди той эпохи, трудно представить. В своём советском детстве, читая о подвигах героев, я восхищался ими. А перечитывая сегодня те сухие фразы о их делах и поступках, ловлю себя на мысли, что сейчас это не воспринимается даже как подвиг. Это деяния титанов, которые теперь кажутся немыслимыми. Как могли эти хрупкие девчонки-санитарки сотнями вытаскивать из под огня искалеченных мужчин. Как могли вчерашние школьники всемером удерживать плацдарм от наступающих немцев, отражая под 12 атак за день? Как искалеченный лётчик способен был вновь подняться в небо и биться с врагом?
Как потом, понеся такие потери, можно было взяться за восстановление страны и в течение нескольких лет поднять из руин то, что, казалось, уничтожено навсегда?
Ведь делали это наши деды и бабки, которые жили рядом с нами, и, казалось, не было в них никакой суперсилы и суперэнергии, и не носили они костюмов супергероев. Но созидали они так, как сегодня и помыслить невозможно.
А ведь действительно, почему полтора поколения, родившееся примерно в 1890-1920 гг., оказалось способно сначала на революцию и победу в гражданской войне против старой элиты, поддержанной самыми влиятельными на тот момент странами мира, затем на культурную, аграрную и индустриальную революции, проломили по ходу дела хребет мировой реакции и фашизму, и через пять -шесть лет после войны с лихвой восстановили хозяйство, защитив его ядерным щитом вот уже на срок деятельности трех поколений?
Революция разбудила энергию и творчество миллионов? Так-то оно так, однако в 1920-е гг. при всем богатстве идей страна развивалась в классическом экстенсивном русле.
Коммунистическая идеология и партия большевиков? Так-то оно так, однако, все это не помешало раздраю 1920-х и предательствам 1956 и 1991 гг.
Я достаточно глубоко уже погрузился в атмосферу 1930-х гг., чтобы рискнуть сформулировать свой ответ на этот вопрос следующим, весьма неожиданным для многих, образом:
На рубеже 1920-х-1930-х гг. и в течение следующего десятилетия бОльшая часть народа
сбросила с себя оставшиеся после революции рудименты эксплуатации человека человеком и, используя в качестве своей народной «пятой колонны» сталинскую команду высших руководителей, в целом поставила под свой контроль систему государственного управления и ее бюрократию,
почувствовав себя в итоге коллективным товариществом-хозяином собственной страны.
Хозяином, которому до всего в стране есть дело;
хозяином, который на любом заводе, в любом городе, на любом поле и в любом далеком уголке страны всегда найдет себе товарища, способного помочь решить проблему с точки зрения общей пользы;
хозяином, которому открыты любые дороги и творческие вершины;
хозяином, в чьей власти дать укорот лентяю, вору и вредителю любого ранга;
хозяином, который не боится называть вещи своими именами, не боится указывать на общие проблемы;
хозяином, который уверен, что в его доме господствует начало правды и справедливости, а потому ему нечего и некого бояться.
Это поколение не было идеальным и тем более не было толерантным и терпимым. Но оно сумело загнать крыс рвачества и личного эгоизма в глубокий подпол, а потому добилось в своем доме мира и благоденствия для своих детей и внуков.
Click to view