«Профессионал» - это устаревающее слово мы узнали через французское кино, оно пришло к нам еще в начале 80-х на крыльях харизмы Жан-Поля Бельмондо, сыгравшего Жосслена Бомона, агента французской спецслужбы, напримео, COS (командование специальных операций), который должен был грохнуть диктатора-людоеда Бокассу, но легенда поменялась, а его не предупредили и он немного огорчился по поводу сдачи его в афротюрьму.
Фильм 1981 года.
В кино образ "профессионала" выведен детально, его культивировали лет 25, потому распишу его большей частью на кинопримерах - так нагляднее. И как не пытайся натянуть образ «профессионала» на гражданскую матрицу, гле он чаще всего упоминается, он все время, совершив перекат с кувырком, норовит ускользнуть в силовые структуры. Поскольку работает в мобилизационном режиме. То есть ручном, нестандартном, несистемном, нешаблонном, экстренном. Он - противовес обыкновенному работнику.
Между ними разница - как между двигателем от самолета с ресурсом в 5000 часов, и водяной мельницей, которая должна крутиться всегда. Болид "Формула-1" и трактор МТЗ-82.
Фактически, это художественное воплощение времени перехода от общества сотрудничества («один за всех и все за одного») к обществу индивидуальной конкуренции («каждый хочет быть в жизни первым», «победитель получает все» и т.д.).
Судя по всему, в обществе, в том числе советском был голод по супергерою, который один стоит целой бригады, и по рукастому и головастому антиподу раздолбая-бракодела, который потерял мотивацию к «ударному» труду (то есть энтузиазм индустриализации, модерна), бюллетенит, тащит с работы, медитирует, пьет и волбще - бестолочь, погрязшая в аморалке и ещё препирается с начальством, гегемон хренов. То есть обыкновенный наемный работник, подвыгоревший и утративший общую цель проекта.
И на этом фоне вызрел образ «профессионала», то есть представителя рабочей аристократии, сержанта с офицерскимм погонами, несистемного ремесленника, кустаря или отставника, который берется за узкое дело, но доводит его до конца в отчаянной ситуации. Ну такой с высшим консерваторским образованием и единоборствами, как алкаш «ОнжеГога» из «Москвы слезам не верит». Мастер спорта, полковник Чингачгук в отставке, молодой такой, в 37 лет, как Джон Мэтрикс из Commando.
Особый импульс и распространение получило это слово в связи с надеждами на уход от всеобщей воинской обязанности, которая предполагала «компактную хорошо обученную профессиональную армию» 20 лет назад, как ответ на распад Советской Армии, который был преодолен только к 2010-м.
Как правило, он дорог и неудобен при "системном" управлении им как персоналом. Его трудно отозвать на полпути, опасно, но всегда хочется кинуть на зарплату. Он всегда отнекивается от новых проектов, но его часто можно уговорить. Или замотивировать по-другому, например, задев его честь или применив другую уловку. Например, сказав ему - «тыж профессионал».
Он часто подвержен только своему видению задачи и болезненно реагирует на смену задачи/обстановки, например, политической. Поскольку интроверт. И у него согласованное ТЗ.
Поэтому постоянно находится в борьбе с заказчиком. Который по любому неправ.
У него - лучший набор инструментов, который складируется в неприметном месте и его хватит если не на завод, но на цех. Или он умеет слепить необходимое из говна и веток. Он обучался по индивидауальной программе. У него - все нужные связи, доверие коллег по "прошлой жизни", четкое видение цели, нацеленность на результат. На его обучение/снабжение потрачена уйма ресурсов, как на небольшой моногородок.
Чаще всего "профессонал", как и герой Бельмондо, оживает в искусстве в виде наемного убийцы, который был неграмотным аутистом, как "Леон" у Люка Бессона, или жертвой посттравматичкского синдрома, как бесчисленные герои постсоветских говнобуков карманного формата с прилагательными вместо имён.
Это может быть медвежатник, форточник, карманник, друг Оушена, или слесарь-сантехник, как Афоня в пору трезвости. Предел этого образа - чистильщик, решальщик проблем у Тарантино, который предоставлял клининговые услуги после кровавых расправ.
В более бытовых обстоятельствах это может быть чудо-адвокат 28 или 88 лет, который спасает от рейдерского захвата завод, а директора - от неизбежной и заслуженной посадки. Или бухгалтер с запретом на профессию, который за пару ночей составляет баланс из безнадежной горстки квитанций и расписок. Он вручную собирает стартовый двигатель от «Бурана» в нескольких экземпярах и все они проходят госприемку и военпредов.
Ну и в области IT «профессионалом» на грани образа «сумасшедшего профессора» является любой всклокоченный подросток в очках с ноутбуком и потной майкой. Он может и принтер заставить работать в канцелярии, и вскрыть канцелярию госдепа, не выходя из своей пропуканной комнаты. Сейчас это - "гражданский активист", SMM-щик, который одним роликом в YT привлекает внимание мировой прессы к загрязнению металлургическим предприятием ручья в Достоевске с сиреневыми медузами-кристалинами.
Внедренный в жизнь и менеджмент 90-00-х кинообраз - это ожидание колдовства.
В любом случае «профессионал» - социопат, большую часть времени проводит вне коммуникации с обществом, оттачивая свои навыки или переживая последствия прошлого проекта.
Еще одна черта профессионала - он бездушен и безжалостен. Он «оптимизирует», то есть отправляет сотни людей в нищету, не моргнув глазом. Поскольку он финансист и у него KPI, ипотека и бонус. Он разрушает в лоскуты старую региональную энергокомпанию, поскольку хозяева ее уже прощелкали свой пакет акций и все правильно. И теперь она отключает старушек от трамваев, а город - от тепла. Поскольку имеет полное право.
И как только он раскисает, как «Перевозчик» с лицом Джейсона Стетхема, поведясь на китайскую бабу в багажнике, всем, включая заказчика, наступает хана.
Я думаю, что образ "профессионала" - это трюк кино, возможный за счет монтажа. Концентрация получается из-за отрезания скучной для зрителя рутины.
Выявил лишь одну черту «профессионала» - он тщательно скрывает промежуточные, пробные, тестовые, неудачные этапы работы, показывая лишь мгновенное достижение результата.
Любая оплошность или предсказуемая неудача рушит его магию, репутацию.
Потому он берется за дела, в исходе которых он уверен.
Он не рассказывает заказчику, что собирается делать и не любит промежуточного контроля. Потому кажется со строны, что ему все дается легко.
Но самое главное - надежда на профессионала, способного быстро и дорого решить любую менеджерскую и инженерную задачу. Проблему, которую вы взращивали годами.
Так Ельцин делал ставку на спецназовцев (в том числе знаменитые «38 снайперов») которые должны были зимой, в чистом поле, вопреки всем правилам военной науки блокировать и зачистить от 300 боевиков НВФ Салмана Радуева большое село Первомайское в январе 96 года. Среди "разновидовой" групп ровки были даже сотрудники из личной охраны главы государства. В результате этой операции банда головорезов прорвалась в Чечню.
Не тщательное выстраивание отношений в трудовом коллективе, не регламенты, не закуп, разработка и внедрение новых технологий, не логистика, не мучительные кадровые переборы совместимых людей, не болезненная очистка от "балласта", не новые деньги, не прощупывание ниши на рынке.
Это все долго и незаметно. Даже при достижении результата, у тебя нет wow-эффекта, поскольку рост был органический, а нервная система у тебя настроена на быстрые радости.
Потому ты зовешь «профессионала», то есть колдуна. Например, пиарщика, который неизвестно каким путем, за короткий срок сделает тебя любимчиком публики, а заказанные тобой в Китае разделочные доски с Брендом Башкортостана - предметом жестоких битв коллекционеров.
С «профессионалом» все более-менее понятно. Непонятно только со всеми остальными - почему вы держите на работе НЕпрофессионалов? Я думаю, все дело в деньгах и в вашем нежелании вникать.
P.S. И да, у меня есть слово-образ на замену «профессионалу».
Он симпатичнее, чем угрюмый и ворчливый социопат, «подобный флюсу», с односторонней полнотой по Козьме Пруткову, который годится только на спринтерские дистанции.
Деятельность его синтетическая, а не аналитическая (это слово - аналитика заслуживает отдельного эссе).
Это разносторонне (а не только за кульманом, но и гуманитарно) развитый «инженер», который может выстроить такую технологию, такой проект, в котором будет место и художнику, и финансисту, и слесарю-инструменталисту. Кто-то вроде Цукерберга, но не только в IT. Раньше это называлось «социалистической интеграцией». Насколько эта производственная кооперация возможна в конкурентной среде - я не знаю. Но без нее - в будущее совсем никак.