Ужасы младшего студента

Oct 06, 2015 16:58


Что я делал на истфаке Башгу - до сих пор для меня загадка (по крайней мере, до "экватора").



Год я вообще не понимал, как меня туда занесло и находился в перманентном ужасе. Вроде домашнее задание не проверяют на каждом уроке. Но какие-то закорючки ставят в кондуит на семинарах.




На самом деле меня туда навострила учительница истории Сан Санна Миняева, супруга основателя знаменитой учительской династии Германа Константиновича.
(СШ №49, СШ №16, "Детская академия")

На фоне моих однокурсников, которые в школе запойно читали В.Яна, Ф.Энгельса, В.Костомарова, Б.Грекова и других, я был какой-то поверхностно нахватанный.

Мне было жутко неинтересно, кто кого воевал (это вообще тоскища - ну армия этого двинулась туда, армия того заняла такой-то город), особенно не нравилось знать где какая династия правила. И даже забавные казни Сыма Цяня не очень забавляли.





Знакомая по школьному учебнику и "Клубу Путешественников" египетская древность оставила в голове ровно одно представление: царско-храмовое хозяйство.

Типа из-за Нила земля была до того плодородной, что людей надо было чем-то занять. Например, пирамидами. Там и сейчас со жрачкой хорошо, особенно с овощами, 5 урожаев в год, разве что говядины маловато.

Любимое по "Айвенго" Средневековье оказалось беспросветным кошмаром про каких-то безземельных крестьян, в совсем не про благородных любовников и рубак.


Любимая по легендам и мифам, персеям и гераклам Греция и ты, Брут, приобрела очертания в моем удивленном мозгу лишь в середине нулевых, когда услужливый Голливуд начал визуализировать все эти сказочки, шутка ли: мама Александра Великого - Джоли, богиня хищной красоты.

Самое интересное было, что во время просмотра этого кино про античность, я все время знал кто это на экране, какие у него ресурсы и повадки и что будет дальше.


В принципе, несколько курсов древняка и средняка можно бы заменить хорошими сериалами, типа Rome, (HBO,2005). Но с обязательным разбором полетов на "колёквиуме".

Общее ощущение от первого курса - я здесь по ошибке. Забоялся ехать в МГИМО. Ни черта не понимаю в том, что рассказывают на лекциях. Зябко в 215-й.
Занимаю чужое место. Перестройкой тут и не пахнет: сплошные, беспросветные классики марлена.

Хотя конкурс был 4.5 на место, в моём 1990-м году уже партийной, политической карьеры было не сделать. И основу курса составляли разночинцы, а не номенклатура. И были ребята, которым на самом деле было интересно про всяких меровингов и каролингов. И мне от этого вдвойне было стыдно.
История не давала ответа на вопрос: ну и что? Ну было и прошло. Разве есть какие-то законы, цикличность?

Игнорируя всякие грюнвальдские битвы (1410 год?), басилевсы и северные царства, мозг все же цеплялся кой за что.
Например, за факты и суждения, обнажающие структуру, методологию, систему. То есть, мне все же нужны были правила, закономерности. Которых было крайне мало в безумной куче цифр, названий и имен, большинство из которых я потом тоже не слыхивал: ну чему учит история? Тому, что она ничему не учит.


На удивление было нечто для меня интересное в схоластических предметах. Раннем барминизме типа библиографии (про это читайте в отдельном посте в формате ЖЖ). Этнографии, хотя мне жутко не хватило филологических подходов в изучении народов и собственно запрещенной науки этнологии. Я даже законспектировал Энгельсово «Происхождение семьи, частной собственности и государства», и найдя там некую методу, нанизывал на нее описательные, повествовательные предметы.

Кроме того, внимание выхватывало все, что связано с технологиями завоевания и отправления власти, пропаганды, поведением политических элит (как правило, вероломным, предптельским, циничным и антигосударственным) и то, что связано с региональностью, царской властью и этнопсихологией. И это здорово пригодилось потом, при демонтаже региональной этнократической (как мне казалось тогда, на самом деле она была аграрной) тирании, которую идейно строили примерно такие же истфаковцы, как я. Но это - уже другая история. Ненаписанная.

Вот здесь - чудом сохранившиеся несколько минут моей прогулочки по истфаку 1993 года. Прогулочки от слова "прогулять лекцию", разумеется.

image Click to view


Самое главное, что я с болью и кровью усвоил в первые два курса: если не хочешь погибнуть под завалами информации - ищи систему, закономерность. Хотя как грюнвальдская битва повлияла на позицию Гильфердинга по поводу эстетики баухауса, я так и не понял, Иван Дмитриевич!

Второе самое важное: мы все ничтожные микробы и нельзя ни из кого и ни из чего делать культ, поскольку все проходит.
И третье: никому не верить. Ни либералам, ни демократам, ни консерваторам, ни тиранам. Вообще никому.

Третье: ты для всякой современной политики даже не врач, а скорее, паталогоантом. Поскольку и это пройдет.

Только спустя много лет (а уже 20 прошло, оказывается) я понял, что иного образования (широкого политического) мне и не нужно было особо. Здоровый докторский цинизм, приобретённый во время раскопки унылых косточек и щупанья нестрашных черепов здорово помогает видеть за происходящим чуть большее.
И все остальные гуманитарные науки мне кажутся уже и схоластичнее, болтологичнее.

Там ведь меня никто не учил думать - типа думай так, а потом вот так и это называется "силлогизм". Просто вываливали то, что считали нужным мне на голову так, чтобы я имел стимул и шанс приспособиться к переработке кучи казалось бы бесполезной информации.

Кто ж, кроме футуристов и фукуям знал, что в 21 веке, ровно чере 5 лет после чуть не потерянного по пьянке диплома, этот навык - вычленять главное в любой куче "говн мамонта как исторического источника" окажется самым важным в моей работе и жизни.

Писано для фейсбучной группы Истфака Башгу, но немного модифицировано инструментами жж,
заморского ютьюба
и личного мозга для вашего удовольствия и развлечения
где-то в первой половине XXI в. н.э. рабом Божьим Шамилькой, нехристем.

мемуары студента, ретромемы, киберархеология, по волне моей памяти, личное, архив, лекторий, рукописи не горят, мемуары школьника, рубрика «непонятое», клавипись, колумнизм

Previous post Next post
Up