"Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса в гротескном реализме Николая Коляды

Feb 01, 2024 22:43

«Если долго всматриваться в сцену,
то сцена начинает всматриваться в тебя…»
Неточная цитата Ф.Ницше

I.
Если долго всматриваться в сцену, то в спектакле Николая Коляды, конечно, можно разглядеть (при титанической работе мозга) и Теннесси Уильямса, и Новый Орлеан и даже услышать знакомые имена, но это мираж, обман зрения. Нет-нет и ещё раз нет! Когда такое покажется, - троекратно перекреститесь со словами «привидится же нечисть всякая!» и спокойно смотрите дальше. Уверяю, спектакль к известному драматургу, а тем более к Америке никакого отношения не имеет. Совпадение имён и фамилий - случайны. Ибо…
Ибо мы помним, что у Теннесси Уильямса речь идёт не только о столкновении двух фамилий Ковальски и Дюбуа. Не только о противоречиях двух сословий - землевладельцев и ремесленников и взаимной неприязни двух классов - интеллигенции и пролетариата. Но и непохожих, политически и ментально конфликтующих между собой, штатов: северных промышленных и южных аграрных. Где Север - это брутальность, грубость, цинизм, пошлость и физиологическая выносливость, а Юг - образец утончённости, аристократизма, беспомощности и архаичной морали уходящей колониальной эпохи.
Уже одной только маленькой, но броской деталью - лысоватым бабушкиным ковром с павлинами на стене Николай Коляда перечеркнул весь глобальный философский пафос Уильямса. Какое там столкновение двух культур. Раздвигается занавес, ты приготовился шагнуть на шумную улочку знаменитого луизианского города, услышать звук «синего пианино» (этой особой нью-орлеанской манеры исполнения блюза). Но видишь пыльный советский ковёр на стене и уставшую моль, выпорхнувшую из-за него. И понимаешь, что находишься в облупившейся двухэтажке на окраине Екатеринбурга, в районе трамвайного депо, окружённого разрушенными металлургическими заводами. Перед тобой разверзается драма, которую ты много раз видел в 1990-х, живя на рабочей окраине провинциального города. И как минимум раз в неделю наблюдаешь сейчас в пригородной электричке, когда ездишь в Москву и обратно, - жизнь российского пролетариата в естественном для него биоценозе.


Василина Маковцева в роли Бланш Дюбуа и Олег Ягодин в роли Стэнли Ковальски. "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса в "Коляда-театре". Фото Вадим Балакин.

У Теннесси Уильямса немного не так. Как говорил Винсент Вега из «Криминального чтива»: «У них там всё немного не так. В смысле, у них там всё точно так же, как и здесь, только немного по-другому». Уильямс с первых строк пьесы погружает нас в музыкальную эстетику Нового Орлеана, в поэзию природы «небо проглядывает такой несказанной, почти бирюзовой голубизной», чтобы далее показать контраст между искусством и реальностью, между величественными декорациями природы, истории, культуры и ничтожными людьми, копошащимися в навозной куче на фоне этих декораций. Сёстры Дюбуа олицетворяют последние судороги плантаторской аристократии Юга. Стелла покорилась и адаптировалась к напористой индустриальной реальности. Бланш до последнего сопротивляется. Она не покорится, но проиграет.
В этой борьбе Севера и Юга нет явных героев и злодеев. Бланш - далеко не положительный персонаж, а Стэнли - не такой уж и отрицательный. Викторианские манеры Бланш выглядят нелепо - искусственно и лицемерно. Желая казаться воспитанной, образованной, она постоянно льстит Стэнли, кокетничает с ним, хотя терпеть его не может. Как и подобает представителю аристократии, Бланш всегда учтива и вежлива, тем более что Стэнли сильнее её, и она от него полностью зависит. С сестрой Бланш ведёт себя высокомерно, упрекает её, обвиняет в своих бедах, перекладывает на неё вину за потерю усадьбы, критикует её квартиру, мужа, образ жизни. В быту использует сестру как прислугу. Бланш довольно бесцеремонно ведёт себя в гостях у родственников. И Стэнли был в какой-то степени прав, когда выкрикивал ей в лицо: «Приехала, засыпала все в доме своей пудрой, забрызгала духами, напялила на лампочку бумажный фонарик… вот тебе и Египет, а сама - царица Нильская: расселась на своем троне да знай себе хлещет моё виски!»
Бланш лжёт всем, всегда и всякую минуту. Или же без надобности сильно приукрашивает, романтизирует или драматизирует факты. Особенно много она лжёт Митчу, желая понравится ему.
Бланш Дюбуа - обедневшая аристократка, потомок старинного французского рода «из гугенотов». Хитрый Теннесси Уильямс нарочито просто переводит её имя в пьесе: Бланш Дюбуа - белые деревья, весенний сад в цвету. Но в своей рецензии на спектакль «Трамвай «Желание» Малого театра я уже приводил и второе значение этого имени. Пьеса была написана в том числе и под влиянием рассказа Эдгара По «Падение дома Ашеров». И сама Бланш в самом начале отсылает нас к этому автору: «Только По. Эдгар Аллан По, один мог бы оценить всё это по достоинству». Мы помним, что Уильямс символист, и в его текстах нет ничего случайного, лишённого глубокого смысла. Так вот, в упомянутом рассказе Эдгара По находим другое значение имени Бланш: «Открывшееся мне зрелище - и самый дом, и усадьба, и однообразные окрестности - ничем не радовало глаз: угрюмые стены… безучастно и холодно глядящие окна… кое-где разросшийся камыш… белые мертвые стволы иссохших дерев…» Тут двойное и абсолютно противоположное значение словосочетания «белые деревья». Для всех (и для зрителей в том числе) Бланш Дюбуа - это цветущий майский сад. И лишь немногие - в том числе она и её сестра - понимают, что это ещё и мёртвые деревья. Ибо род Дюбуа закончился, умер.
Стэнли тоже не однозначен. Уильямсу он во многом симпатичен и драматург описывает его как существо «сильное и ладное». Это неотразимый, уверенный в себе покоритель женских сердец, «неукротимый, горделивый - пернатый султан среди несушек». От щедрот мужской полноценности и прочих качеств, Стэнли сердечен с мужчинами, любит крепкую шутку, вкусную еду, «добрую выпивку с толком», свою машину, азартные игры и радиоприёмник. Давайте посмотрим этимологию его имени и фамилии. Стэнли поляк, но родился в Америке. Его имя происходит от древнеанглийских слов «stan», означающее «камень», и «leah», означающих «лес» или «поляна». Иными словами Стэнли - это каменистая поляна. Фамилия же у него польская Ковальски. Она равнозначна подобным славянским фамилиям Коваль, Ковалёв и происходит от слова «коваль» - кузнец. То есть, Стэнли Ковальски на уровне символов физически крепкий потомственный ремесленник, пролетарий. Кузнец на каменистой поляне. И этот образ хорошо раскрыл Марлон Брандо, сыграв Стэнли в фильме «Трамвай «Желание» 1951-го года. Эта роль принесла Брандо всемирную известность. Потому что он в ней - неотразим. Он - олицетворение новой и сильной индустриальной Америки, сминающей под собой дряхлую плантаторскую Америку со всеми её ужимками, манерами, готическим романтизмом и нежизнеспособной утончённостью.
И сейчас мы разберёмся, как этот сложный конфликт семей и эпох показан у Коляды.

II.
Стэнли в исполнении Марлона Брандо - привлекательное вульгарное животное - дикая и агрессивная горилла из джунглей. Стэнли в исполнении Олега Ягодина - это горилла из зоопарка: помятая, пошарпанная, обрюзгшая в неволе. Но, какой бы скотиной ни был Стэнли Марлона Брандо (который, кстати, очень близок к изначальному драматургическому Стэнли), он хотя бы внешне не вызывает отвращения. Глядя на него, понимаешь фразу Бланш: «С такими сходятся - на день, на два, на три… пока дьявол сидит в тебе. Но жить с таким!..» Но, Стэнли Олега Ягодина даже внешне омерзителен. И тут уже фраза Бланш теряет свой смысл. «С такими сходятся на день, на два…» С какими ещё такими?! У которых штаны спадают на ходу, на заднице как мешок висят? Которые окурки тушат плевками в ладони, а потом втыкают их в абажур на лампе? Которые прилюдно, запустив руки в трусы, долго чешут свои гениталии (или вентилируют, или мастурбируют их - я не понял?), а потом нюхают эти руки? Или плевками приглаживают сальные волосы? Харкают на пол, матерятся, беспробудно пьют? Открою вам страшную тайну - с такими вообще не сходятся. Это какой надо быть лохудрой, чтобы хотя бы на день сойтись с таким?
Но, увы. Беда подкралась, откуда не ждали. Стелла в исполнении Ирины Плесняевой та самая лохудра и есть. Это у Теннесси Уильямса Стелла описывается как «изящная молодая женщина лет двадцати пяти; ни по происхождению, ни по воспитанию явно не пара мужу». В гротескном реализме Коляды Стелла - бомжеватая маргиналка, мельтешащая на сцене в застиранном халате и рваных чулках. Она очень органично смотрится со Стэнли.
А вот Бланш в исполнении Василины Маковцевой - бесподобна. В тех постановках и экранизациях, которые я видел (и в тексте пьесы тоже), Бланш впервые появляется перед нами с чемоданом в руке и запиской, на которой указан адрес сестры. С этого мгновения начинает разворачиваться вся эта история. Я знал, что Николай Коляда не так прост, чтобы повторять за другими, а тем более следовать тексту пьесы, но даже у меня - уже искушённого его зрителя, первые мгновения появления представительницы старинного рода Дюбуа, вызвали удивление. Бедная женщина предстала перед нами где-то на периферии сцены, в уголке, в клетке. Худенькая, белая, с огромными чёрными глазами. Затравленная, забитая судьбою. Она была в этой клетке так символична. И прямо из этой клетки она попала в другую клетку зверинца.


Василина Маковцева в роли Бланш Дюбуа в первые мгновения появления на сцене в клетке. Напротив неё Вера Цвиткис в роли проститутки. "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса в "Коляда-театре". Фото Вадим Балакин.

Какие бы недостатки ни были у Бланш, она одна вызывает у меня симпатию. Какой бы экзальтированной, жеманной, высокомерной и даже чудаковатой она ни была, я полностью очарован ею, я переживаю только за неё. Бланш украшение - пьесы. А Василина Маковцева в роли Бланш - украшение спектакля. И, забегая вперёд, я скажу, что не в большом восторге от «Трамвая «Желания» Николая Коляды, но если выпадет возможность, пойду на него ещё раз, только для того, чтобы посмотреть на игру Василины. Я уже писал панегирик ей и её голосу в предыдущих рецензиях на «Ночь игуаны» и «Кошку на раскалённой крыше», но напишу ещё раз. Голос производит на меня необъяснимое магическое действие - у меня от него электрический импульс пробегает по позвоночнику. Каждый звук отчётливый, правильный, идеальный. Возможно, это просто реакция моего музыкального слуха. Голос без видимых усилий звучит громко, создаёт какой-то акустический эффект. Его слышно даже на галёрке. В «Коляда-театре» такой голос кроме Василины Маковцевой я слышал пока только у ещё одной актрисы Тамары Зиминой. С такими голосами и такой чёткой, даже чеканной, выразительной речью можно помимо театра озвучивать фильмы и аудиокниги.
Летом 2023 года я смотрел в Малом театре спектакль «Трамвай «Желание», поставленный режиссёром Сергеем Потаповым. И там роль Бланш исполняла Елена Харитонова. Сравнивая этих двух прекраснейших артисток, могу сказать, что Елена делала упор на эмоции, мимику, играла чувствами. Её Бланш очень психологична, иногда вызывает восхищение, а иногда суеверный ужас. Бланш Василины Маковцевой - это в первую очередь пластика тела и голос, который я уже упомянул. Василина так изящна в этих викторианских нарядах, так грациозна, такая хрупкая, уязвимая на вид. Я даже не берусь сравнивать, кто исполнил лучше. Это разные женщины и обе недосягаемо превосходны. У них получилась разная Бланш Дюбуа. Но, на игру той и другой можно ходить и смотреть бесконечно.
Что касается Василины. Если сейчас не остановить меня принудительно, то я напишу ещё несколько восторженных страниц, посвящённых ей. Она меня очаровала во всех спектаклях, которые я успел посмотреть за время гастролей «Коляда-театра» в Москве. И вошла в мой личный топ любимых актрис. Но, я всё же, следуя законам жанра рецензии, остановлюсь и перейду к другим персонажам. И сразу хочу предупредить: сейчас будет ложка дёгтя.
Дело в том, что Хэродд Митчел на сцене «Коляда-театра» - это не только полное несоответствие авторскому Митчу, но и вообще непонятное и аморфное существо. Митч у Теннесси Уильямса - слегка обрюзгший увалень. Он ещё тупее Стэнли. Он не лучше его, он такой же примитивный пролетарий. Просто Стэнли открытый и до нелепости бесхитростный. А Митч сам себе на уме. За счёт своей лени, инертности и тупоумия, он на фоне остальных друзей Стэнли выглядит чуть ли не интеллигентом. Но многоопытная Бланш сразу его раскусила. Митч нужен был ей, чтобы выйти замуж. Уильямс с помощью Митча показывает, в каком отчаянном положении находится Бланш, раз она как за последнюю спасительную соломинку цепляется за этого увальня. Элиа Казан, снявший фильм «Трамвай «Желание» в 1951 году и Сергей Потапов, поставивший спектакль в Малом театре, вот этого нелепого Митча хорошо поняли и в своих работах виртуозно воплотили. Но зачем Коляда на фоне других фриков делает из Митча красивого, изящного и благородного юношу - мне непонятно. Константин Итунин слишком хорош для этой роли: красив, элегантен, скромен. Откуда взялся Адонис в этом зверинце? Пропала горькая ирония именно там, где она в первую очередь должна быть. То есть, всех персонажей, кроме Бланш, Коляда окарикатурил, превратил в зоопарк, в клоунов. А Митча зачем-то наоборот превратил из нелепого клоуна в прекрасного принца. В итоге вся эта романтическая линия Бланш и Митча утратила свой шарм. Митч вообще один из самых неинтересных персонажей в данном спектакле. Кажется, как будто Константин Итунин вообще не понял, кого и как ему надо играть. Впрочем, в сцене свидания Бланш и Митча всего один-то раз за весь спектакль на мгновение и вспыхнула атмосфера Нового Орлеана. Как-то даже вспомнилось, что пьеса-то всё ж таки американская.
А флаг американский, размером с пресловутый ковёр с павлинами разве не напоминает, что пьеса американская? А парни с внешностью стриптизёров в трусах цвета американского флага не напоминают об этом? Как ни парадоксально, эти заокеанские государственные символы меньше всего напоминают о США. Они скорее переносят нас в российские 1990-е. Я помню, каким массовым был культ американского флага в те годы. У меня самого были трусы в этой расцветке, и спортивные брюки, и даже куртка, на которой имелось сразу несколько американских полотнищ. Поэтому флаги - это скорее карикатурная отсылка в первые постсоветские годы, чем на родину происходящих на сцене событий.


"Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса в "Коляда-театре". Постер.

III.
Поскольку я хорошо знаю пьесу, несколько раз разбирал её, а так же знаком с некоторыми постановками и экранизациями, мне было интересно, как те или иные ключевые моменты будут воплощены в «Коляда-театре». И вообще, насколько постановка будет наполнена энергией и драйвом. Если уж в «Ночи игуаны» актёры доходили иногда до психоза, а в «Кошке на раскалённой крыше» в припадке «алкогольного безумия» разбрасывали декорации. Но, к моему удивлению, для данного театра градус накала страстей был вполне умеренным. Даже декорациями и реквизитом почти не кидались. Хотя, я думал, раз уж в консервативном Малом театре Стэнли швырял посуду и стулья об стены, то у Коляды могут и топорами сцену изрубить. Но нет. Лишь однажды психопат Стэнли швырнул на пол скатерть со стеклянными бутылками. А в остальное время всё больше плевал на пол да сквернословил.
Особенно меня интересовало, как Коляда обыграет кульминационную и самую, пожалуй, психологически сложную сцену изнасилования Бланш. Мысленно я был готов к чему угодно, вплоть до какой-то натуралистичности (эпатаж этого театра не знает границ). Было бы жаль, если бы эпизод опошлили. Но сценическое воплощение оказалось весьма необычным. Сначала Бланш в свадебном платье забралась в огромный раскрытый чемодан, где у неё вспыхнула истерика. Затем она оттуда выползла наполовину. И когда она выползала, платье разошлось на молнии, обнажив спину. Стенли, властно стоя над ней, произносил свои уничижительные реплики. Бланш плакала и слабо парировала. Затем наш милый обаятельный трудяга Стэнли долго собирал во рту слюну, катал её от щеки до щеки, и сплюнул на обнажённую спину Бланш…
Продолжать?..
После этого Стэнли присел и слизал свою слюну со спины несчастной родственницы. Затем схватил её за одну ногу и долго таскал нашу милую, безумную, утончённую фантазёрку Бланш, одетую в свадебное платье, по полу, усыпанному обрезками бумаги, словно маленькими белыми цветами, слетевшими с весенних белых деревьев. И на этом трагическая ключевая сцена (слава Небесам!) закончилась.
Поговорим о сценографии. Как и во многих других спектаклях этого театра, художественным оформлением сцены занимался сам Николай Коляда. Главным атрибутом служила дверь, за которой жило прошлое Бланш, и от которого она так лихорадочно бежала. Время от времени из этой двери с весёлой музыкой выбегали бывшие мужчины Бланш. Из одежды на них были только те самые пресловутые трусы цвета американского флага. Бланш изгоняла этих призраков, захлопывая дверь в прошлое. И на какое-то время за дверью всё стихало.
Многие зрители и критики усматривают в окружении Стэнли намёки на нацизм, фашизм и коричневорубашечников. Но я не вижу ничего подобного. Я сам вырос на городской окраине и могу заверить, что таких и гораздо более жестоких «коричневорубашечников» в любом рабочем посёлке и в любой точке мира в избытке.
Очень интересным элементом послужили светильники в металлических абажурах, свисающие с потолка. Их всё время раскачивали и они создавали на сцене эффект бегающих светотеней.
Наличие огромного числа кукол, разбросанных по сцене, для меня так и осталось загадкой. Что они символизировали? Падение дома Дюбуа? Умерших предков Стеллы и Бланш?

Интерес к творчеству Теннесси Уильямса у меня вспыхнул после спектакля «Трамвай «Желание», увиденного год назад в Малом театре. Буквально через несколько дней я уже купил книгу с пьесами этого драматурга и все их прочитал. И потом больше месяца находился под впечатлением. Я думать о других спектаклях не мог. Теннесси Уильямса я люблю и по сей день. И эта любовь только растёт.
И вот сейчас, после просмотра гротескного реализма Коляды, мне стало интересно: вспыхнула бы у меня подобная любовь к Теннесси Уильямсу, посмотри я изначально именно эту постановку? Дайте-ка подумать…
После «Стеклянного зверинца» и «Ночи игуаны» режиссёра Коляды - да, заболел бы Теннесси Уильямсом. А вот после «Трамвая «Желание» - нет. Но, зато после него я точно увлёкся бы «Коляда-театром». И режиссёром Колядой, который всем своим творчеством показывает, что не надо бояться быть ярким и индивидуальным, не нужно подражать эталонам. Что главное в искусстве - быть самим собой.
Посмотрев четыре гастрольных спектакля по пьесам Теннесси Уильямса, осмыслив и разобрав их, я очень привязался к творчеству «Коляда-театра».
И теперь с нетерпением буду ждать новых гастролей. Чтобы опять с интересом всматриваться в эту яркую, волшебную, загадочную бездну под названием театральная сцена Николая Коляды.

театр

Previous post Next post
Up