Автограф на книге Теннесси Уильямса, или Как книги становятся легендами

Jan 22, 2024 16:44

Сразу скажу, что книги Теннесси Уильямса на русском языке - сами по себе в какой-то степени легенда. Их не так много было издано в СССР, и в постсоветское время выпускались единицы. Почти половина книг, имеющихся в моей библиотеке, изданы в 2020-х годах. И, судя по той скорости, с которой наше общество уходит в религиозность, консервативность и патриархат, произведения этого автора если и будут выходить, то отнюдь не массово.
Прошлым летом я купил книгу с четырьмя самыми известными в России пьесами Теннесси Уильямса, которая только-только покинула конвейерную ленту типографии. В неё вошли "Трамвай желание", - произведение, с которого не только у меня, но и у большинства зрителей, драматургов и режиссёров начинается любовь к этому автору, - а также "Татуированная роза", "Стеклянный зверинец" и "Кошка на раскалённой крыше".


Вот так книга выглядит без суперобложки, которую я в тот вечер с собой не брал, чтобы не потрепать. Издательство АСТ, 2023 г.

С этой книгой я пришел 21 января сего года в "Театральный центр на Страстном". Дело в том, что я всегда читаю перед любым спектаклем первоисточник, по которому он поставлен, будь то роман, рассказ или пьеса. Я сидел в фойе и читал "Кошку на раскалённой крыше", которая вот-вот развернётся передо мною на сцене стараниями "Коляда-театра", приехавшего в Москву на гастроли. Вдруг боковым зрением вижу, что Николай Коляда подписывает зрителям свои книги, которые они покупают прям тут же в фойе за маленьким прилавком.


А вот так книга выглядит уже с суперобложкой, которую я вернул ей дома.

Я очень хотел купить хоть одну книгу Коляды, но у меня сейчас нет денег, я сам пробавляюсь редкими творческими заработками. Я хотел не столько саму книгу (её я могу купить и позже по интернету), а автограф. И тогда я подумал: у меня в руках книга великого и любимого драматурга, а в нескольких шагах от меня любимый и не менее великий режиссёр и тоже поклонник Теннесси Уильямса, который привёз в Москву четыре пьесы этого автора. Три из них входят в книгу, которую я сейчас держу. "Стеклянный зверинец" я уже посмотрел. "Кошку на раскалённой крыше" увижу сегодня. "Трамвай желание" будет через несколько дней. У меня молнией промелькнула мысль: а почему бы не попросить Николая Коляду расписаться на книге Теннесси Уильямса.
Дождавшись, пока от него отхлынут поклонники, я подошёл к Николаю Владимировичу и вот так запросто, наивно и по-детски, попросил расписаться на книге Уильямса.
Николай Коляда взял у меня книгу, с интересом её повертел, посмотрел выходные данные, резюмировал, что это издание он ещё не видел (оно действительно совсем новое). Смущённо выдохнул; и с словами: "Как-то неловко расписываться на такой великой книге", поставил в ней размашистый автограф.
Я хотел ответить, что для самого Теннесси Уильямса было бы честью иметь такой автограф на своей книге. Но, растерявшись, сказал, что для меня это честь. Хотя, и для меня тоже, но при чём тут в данной ситуации моя скромная персона? В общем, как обычно я всё перепутал.


Автограф Николая Коляды от 21 января 2024 года, превративший мой скромный до этого экземпляр в театральную легенду.

Я действительно считаю, что сам Уильямс почёл бы иметь на сборнике своих пьес некий материальный символ от Николая Коляды, режиссёра, поставившего по его пьесам самые зрелищные, глубокие, психологичные спектакли. Режиссёра, любящего и понимающего его творчество как никто другой.
В тот вечер я посмотрел "Кошку на раскалённой крыше" - третью из пьес Теннесси Уильямса, входящую в актуальный на сегодня репертуар "Коляда-театра" и вторую из этого сборника.
Вот так обычная, рядовая книга стала легендой. Ведь теперь в ней есть энергетика двух прекрасных людей, двух уникальных, ни с кем не сравнимых драматургов и режиссёров. И с одной стороны мне её теперь читать жалко, чтобы не потрепалась, а с другой стороны - из рук выпускать не хочется.
А ещё хочу рассказать о том, что буквально два дня назад (за день до описываемых событий) мне пришли с "Озона" две букинистические книги Теннесси Уильямса, но не с пьесами, а с рассказами. Сборник "Желание и чернокожий массажист" (М., Прогресс, 1992) и "Лицо сестры в сиянии стекла" (М., БГС- Пресс, 2001). Кстати, если первую отпечатали огромным тиражом 75000 экземпляров и она часто мелькает на букинистических развалах. То издание 2001 года выпущено тиражом 5000 экземпляров, многие из которых осели в библиотеках ценителей и в продаже встречаются редко.


Книги Теннесси Уильямса, пополнившие мою библиотеку.

У меня сейчас собрана почти вся малая проза любимого драматурга. Почему для меня это особенно важно? Дело в том, что некоторые свои пьесы Уильямс написал по своим же собственным рассказам. Теперь, читая эти рассказы, я буду лучше понимать сами пьесы. Но дело не только в этом. Просто с недавних пор мне интересно всё, что вышло из под пера Теннесси Уильямса.

театр, записки библиофила

Previous post Next post
Up