Под влиянием
поста Вербицкого на тему сформировались некоторые мысли о существующих противоречиях в теологических концепциях.
Само собой, в этих рассуждениях нам не будут интересны локальные божества любого уровня - даже космического. Даже нечто, в миллионы миллиардов раз превышаеющее человека в своих возможностях может быть не всесильным, в какой-то перспективе смертным и т.п. Нет, вопрос именно в Абсолюте, точнее его персонифицированной форме.
Также, нас не будут интересовать мнения всяких чумазых смертных по поводу того, кого считать Абсолютно Всемогущим и Всесильным. Очевидно, что у нас нет и в принципе не будет инструментов для такого определения. Нет, мы замахнемся на гораздо большее...
...вопрос, каким образом существо с бесконечными возможностями могло бы идентифицировать себя в качестве Единого и заявить об этом.
И тут мы сталкиваемся с существенной проблемой. Рассмотрим, например, вечное существование. Очевидно, что нет никакой возможности за любой конечный срок считать память бесконечного размера, таким образом возможность доказательства того, что ваша жизнь действительно бесконечна, становится крайне зыбкой. Собственно, бесконечность не может быть познана иначе, чем через невозможность ее познания. Но это противоречит постулату о всемогуществе. Аналогичная ситуация - с бесконечно протяженными размерами в пространстве.
Так что же получается? Внешний, смертный наблюдатель не может определить, является ли нечто вечным или бесконечным. Но ведь и Абсолют изнутри себя не имеет возможности это сделать, причем со всесильностью, на самом деле, дела обстоят не лучше. Что есть всесильность? Возможность реализовать бесконечное число (по крайней мере внутренне непротиворечивых) возможностей? Но ведь провалидирована такая возможность может быть тоже исключительно за бесконечное время. То есть любое интеллектуально честное (что является одним из совершенств) божество не может объявить себя Единым и Верховным, ибо не имеет для этого достаточных оснований! И при этом для него всегда остается открытой возможность существования Метабога, который манипулируя с высшим уровнем реальности может создать иллюзию вечности и всемогущества (о чем-то похожем есть рассказ у Лема, в котором описывается замкнувшийся сам на себя в результате поломки суперкомпьютер), и, естественно, сверхразум не может быть не в курсе такой возможности, которая сама по себе способствует некоторой онтологической скромности.
Опасаюсь, что неоригинален в своих рассуждениях и прошу тех, кто с подобными рассуждениями знаком или знаком с контрдоводами сообщить мне таковые.
Ага, есть еще одна возможность. Если Божетсво - функция, вроде фрактала Мандельброта, то в принципе валидация бесконечности возможна (о более примитивных функциях я не стал рассуждать из опасения богохульства) - но вот беда, сама такая функция по природе своей должна быть конечна и познаваема (хотя, возможно, для человека все равно слишком сложна) - иначе невозможно доказать бесконечность порождаемого ей множества. В общем, все описанные выше проблемы, остаются...