Вот
в этом уже слегка боянистом на данный момент тексте и его комментах раскрыта тема многих очень забавных детских активных игр. Но я вспомнил и вполне тихие игры, в которых играл в детстве. Например, у нас был некий самоизобретенный аналог настольной игры. Кидался кубик и игрок переходил на некоторое количество клеточек школьной тетради, в зависимости от этого жребия в его судьбе происходили различные изменения, как приятные, так и не очень. Вспоминать заставляет не принцип (он достаточно банален), а сами "сеттинги", в которых происходила игра. Игра включала множество разнообразных уровней, переходивших от бытово-наболевшего:
- родная школа и столкновения с хулиганами и учителями в ее коридорах
до политически острой сатиры:
- выживания в условиях коммунистической антиутопии, включащей такие локации как пионерлагеря, колхозы, подвалы НКВД и боссов в виде оживших статуй коммунистических вождей и, кажется, Рабочего и Колхозницы
(не будем забывать, что дело было на излете перестройки)
и дальше уходило в область потустороннего:
- НЛО, похищавшие людей, кладбища с нечистой силой (помнится, там были висельники, разрытые могилы и особенно тщательно прорисованная мной локация - черти, играющие в карты). Самый страшным на этой территории пиздецом была т.н. "Рука из ада" - огненная рука, занимающая всего пару клеточек, зато гарантированно и полностью убивающая игрока (что было исключением из правил, в основном мы не были так жестоки).
Рисовали, брали кубик и играли. Были какие-то бонусы и расчеты в тетрадке, но за давностью лет я этого уже не припомню. Такое вот народное AD&D.
Это было лет в 11, а в 12 я попал в комьютерный кружок, с чего, собственно и начался мой нелегкий путь в программисты (до этого я пламенно и честно хотел стать биологом). И все, получив минимальные познания в программировании, побежали клепать игры для БК и Корвета :) До сих пор помню этот kind of magic. Кстати, названия большинства игр были знаковыми: "Зек", "Побег"... Мой "Дезинфектор" слегка выдавался из этого ряда. И опять же, содержал потрясающе смешные, нестандартные и жестокие задумки. Например, один из самых ужасных монстров в нём выглядел просто как... линия на полу (все было в режиме "вид сбоку", не забывайте). Но наступив на эту линию, игрок обнаружил бы себя внутри серого квадрата, который с душераздирающими звуками из спикера растворил бы его за несколько секунд. Жаль только, что почти единственным тестером и игроком в эту игру был ее автор (то есть я), который об этой подляне знал...
И иногда меня посещает искушение потратить время и сделать достойную версию "Дезинфектора"... :)
Так вот, какой можно сделать вывод из всего этого? Вывод не очень приятный. Человечество, похоже все-таки катится к трындецу, причем отнюдь не от коллайдера, нет. От потери креативности. Ведь в тех играх интересен был не только и не столько саму игру, а и процесс ее конструирования. Как видите, не такой уж тривиальный и требующий существенных способностей к синтезу (до аналитики мы еще не доросли на том этапе). Но мы не имели своего компа (помню паломничества в магазин "Электроника") , интернетов и огромной массы готовых игрушек из супермаркетов (особенно в тот момент, когда детские игрушки мы уже перерастали, а заполнить пустоты приставочными играми возможности не имели - приставки тогда уже появились, но куда было нам на них играть?) Да, мы были бедными советскими детьми, приставки были не по карману, даже поиграться в школьном холле после уроков. Поэтому приходилось создавать свое, в том числе и из литературы, фильмов, из того идеологического хлама, который нам пытались еще по инерции пичкать...
А вот разовьются ли такие навыки у современных детей с легко доступной "Линейкой" и играми в мобильном телефоне (а ранее - с кучей промышленных игрушек) - хз. Очень возможно, что нет. А компьютерные игры в большинстве своем предлагают строго детерминированный мир, в котором конструирование невозможно, а целью является получение положительного отклика на заданную автором последовательность действий. То есть, практически, хорошо закрепленная роботизированная реакция.