Посмотреть все клейма и прочитать брошюру "Кирпичи города М." можно по этой ссылке. Большинство клейм атрибутировать очень сложно. Можно с уверенностью утверждать лишь, что «гласные» клейма:
[Е А ЕРМАКОВЪ] и его вариации принадлежат Ефиму Александровичу Ермакову либо членам его семьи (хотя информация о прекращении деятельности датируется 1922 годом, кирпичи с такими клеймами массово встречаются исключительно в печных трубах, ремонт которых датируется периодом 1920 - 1929 гг., когда Ефиму Александровичу уже шел седьмой десяток лет);
[Х А Л Е П] - Халепскому Андрею Николаевичу;
[к 8], найденный в развалившейся печной трубе принадлежит Каратузскому кирпичному заводу и выпускались начиная с 1930-х годов;
[Х] встречается в М. в период 1911-1912 гг., а так же в селе Уджей Каратузского района на развалинах стоящего на охране как объект исторического и культурного наследия регионального значения винокуренного завода Колобовых, строившегося примерно в то же время.
Кому же принадлежат все остальные клейма - вопрос во многом дискуссионный. Масштабы строительства во втором десятилетии ХХ века на территории города М. наверняка привлекали поставки кирпича из окрестных сел и деревень, в связи чем ареал возможного происхождения клейм расширяется на значительную по площади территорию.
В этом отношении показательна ситуация в самом городе, где при разборе зданий, построенных до 1910 года клеймёные кирпичи практически не встречаются, вероятно потому, что один мастер полностью покрывал подряд на здание и необходимости в идентификации его продукции не возникало, а вот в период строительного бума десятых годов только на «Доме Вильнера» насчитывается, помимо отпечатков следов птичек, кошек и собак, уже порядка сорока уникальных клейм.
МАТЕРИАЛЫ
Кирпичи, использовавшиеся в строительстве исторического центра города М. весьма отличаются по цвету, фактуре, способам изготовления и составу используемого глиняного теста.
Эти особенности значительно облегчают датировку времени изготовления кирпича и позволяют разделить на три неравных по времени этапа:
первый этап затрагивает весь период городского строительства в течении XIX века, когда цвет кирпича был стабильно бордово-коричневым (использовался чистая глина черногорских копей с незначительным добавлением местной глины синеватого оттенка и известкового «молока» и продолжительный обжиг), форма и грани неровными (из-за способа формовки кирпича в одинарных формовочных ящиках с «отбивкой» формы краями об верстак перед высадкой готового кирпича, на изломе такой кирпич имел характерную «вихревую» структуру (из-за способа подготовки глиняного теста «втугую», то есть перемешивание плотного комка без смягчения его водой);
второй этап достаточно короткий по времени и затрагивает период 1908-1915 гг. - напрямую связан с организацией концессии на разработку черногорских угольных копей семьей Баландиных, управляющий которых начиная с весны 1908 года принялся чинить препятствия в добыче глины на территории концессии, требуя за добычу платы (до этого разработка глин велась бесконтрольно и оплата за глину никуда не вносилась), что в купе с выросшей платой за перевозку добытой глины через Енисей привело к тому, что «кирпичники» начали разработку залегающих на северо-западной окраине города М. «тощих» глин (по сути даже не глин а суглинков) для подмеса в тесто, что вместе с экономией дров на этапе обжига давало кирпич грязно-песчаных и светло-коричневых оттенков, при этом начиная с 1910 года форма (прямоугольная с ровными острыми гранями) и качество кирпича на слом (равномерное наполнение) начало меняться с связи с приобретением многими производителями кирпича фабричного оборудования для производства кирпича методом ручного прессования;
третий этап, продлившийся с 1915 г. до конца 20-х годов ХХ века связан с тем, что поставки «красной» глины с черногорских копей в связи с приданием этой территории «мобилизованного» статуса решением Петроградского Центрального военно-промышленного комитета полностью прекратились и цвет кирпичей до начала промышленного производства кирпича в начале 30-х годов (редкий экспериментальный «двойной» кирпич середины 30-х годов, представленный в нашей книге демонстрирует вполне приличное качество, так как к этому времени усилиями СОВНАРХОЗа поставки черногорской глины были возобновлены) оставался стабильно светло-песчаным с рыхлым слабообожженым, легко поддающимся выветриванию телом (что связано как с нехваткой топлива, так и с бессмысленностью полного цикла обжига из-за низкого качества местных глин).
Очень характерный участок стены колокольни кладбищенской церкви, строившейся в течении всех трех вышеозначенных периодов. Наглядно видны снизу вверх изменения в технике кладки, толщине кладочного слоя и качеству кирпичей.
ТЕХНИКА КЛАДКИ
В городе М. строителями использовалось три способа кладки кирпича: что-то похожее на «готическую» кладку, когда «тычок» чередуется с «ложком» без смещения по следующему ряду (как можно видеть в нижних рядах, фото выше по тексту) - такой способ кладки просуществовал до 70-х годов XIX века, когда был заменен так называемой «фламандским» способом кладки (центральные кладочные ряды, фото выше по тексту), используемым до 20-х годов XX века параллельно с входившим в моду методом «цепной перевязи» (верхние кладочные ряды, фото выше по тексту).
Образец комбинированной кладки, датируемый вторым десятилетием ХХ века.
Так же, описывая материалы и способы кладки в городе М. нельзя не упомянуть о таком своеобразном феномене, как возникший в первом десятилетии ХХ века интерес к весьма архаичной на тот момент (редко встречающейся после середины XVII века комбинированной по настоящему каменной кладки с кирпичными обрамлениями и вставками), в связи с резко обозначившимся дефицитом кирпича в регионе и в целях элементарной экономии помимо повсеместно строившихся из камня хозяйственных построек несколько гражданских зданий общественного назначения (исторические объемы зданий драматического театра и второго корпуса музея) были построены именно так - угловые и рядные лопатки, обрамления оконных и дверных проемов, завершающие и межэтажные карнизы и пояса фризов выполнялись из кирпича а наполнение стен велось местными трещиноватыми девонскими песчаниками, в основном бордовых тонов. Дальше же всех в применении бута в городской застройке прошел упоминавшийся уже выше Хадият Исламов, построивший два своих одноэтажных жилых дома (единственные в своем роде в застройке города) по улице Александра II (в настоящее время это улица Красных Партизан), в одном из которых жил сам (снесен в 2019 году), сдавая второй в наем (радует глаз и сейчас, формируя собой северный угол перекрестка улиц Красных Партизан и Кравченко).
ЛЕГЕНДЫ
Легенд в городе М., связанных с кирпичами и их применением в строительстве мы знаем две:
первая легенда имеет хождение по всей территории России и гласит что в дореволюционный кирпич для «крепости» добавляли куриные яйца - сомнительное предприятие, так как разлагающийся белок животного происхождения в кирпичной кладке гарантированно начинает плохо пахнуть, чем и пользовались во все времена каменщики, желавшие наказать своего нерадивого заказчика; белые же вкрапления в теле кирпича, выдаваемые любителями этой легенды за яичный белок на самом деле являются крупицами гашеной извести, добавляемой в глиняное тесто для большей вязкости и пластичности, а бело-серого цвета окаменевший кладочный раствор является таким потому, что до революции 1917 года в провинции портландцемент в строительстве не использовался и повсеместно в качестве вяжущего в раствор добавлялась та же гашеная известь, от чего кладочный раствор назывался известково-песчаным;
легенда вторая связана с нашими поисками клейменых кирпичей среди жителей города, некоторые из которых утверждали что они якобы видели/находили кирпич с «двухглавым орлом» но вот только его продали/отдали кому-то, и теперь не могут вспомнить как с новым владельцем связаться - никто из нас такой кирпич не встречал и посему мы с недоверием относимся к подобным рассказам.