ЛЕГЕНДА О СТОУНХЕНДЖЕ

Aug 17, 2013 16:34

Стоунхендж - одна из самых известных тайн Британии, и по совместительству, одна из самых больших ее мистификации…



Ввиду последних публикации в СМИ и Интернете, о сенсационном «мегалитическом новострое» 50-х, предпринятом в  Стоунхендже, как нам кажется, настала пора, открыть для общего доступа, и эту публикацию, расправившись с очередной новомодной легендой, на изучение которой мы потратили 9 лет…


О первых нашествиях народа, динарского расового типа, называемого еще народом "колоколовидных кубков" (культура Бекера), сегодня имеются очень туманные сведения. Известно,  что примерно в 2000 г. до н.э., на территорию Британии, с Европейского материка, вторглась культура, представители которой, умели плавить бронзу и ткать. Такое невероятное технологическое преимущество, позволило пришельцам, быстро потеснить «коренное» население, умевшее работать исключительно с камнем. По иронии судьбы, всего через тысячу лет, на Британские острова, из Европы, высадятся новые захватчики - Кельты, которые, обладая более твердым и совершенным  - железом, быстро сменят бронзовую эпоху народа «колоколовидных кубков».

К нашему сожалению, народ этот, не обладал письменностью, и получил свое условное название, исключительно по археологическим находкам кубков, с характерной для именно этой культуры колоколовидной формой чаши. Тем не менее, они оставили после себя, кое-что, куда интереснее и загадочнее, чем ископаемые сосуды странной формы.

Именно этот народ, продолжительное время, практиковал очень трудоемкое, даже по современным меркам, возведение гигантских каменных сооружений, одно из которых, мы и попытаемся с вами рассмотреть чуть пристальнее.

Не смотря на то, что Стоунхендж, сегодня одно из самых известных мегалитических сооружений, подобных, но менее известных «каменных кругов», только на относительно небольшой территории вокруг него, находится великое множество, что говорит о неплохом технологическом развитии человека, в период бронзового века.

На Солсберийской равнине, только в радиусе 35 км вокруг наиболее знаменитого и загадочного Стоунхенджа,  расположено около 350 памятников III-II тыс. до н. э., основу которых составляют погребальные курганы.

Сам комплекс Стоунхенджа начал создаваться около 1900 г. до н. э. и сложился окончательно к 1500 г. до н. э. В то же время, он имел ряд предшественников, параллельно сооружаемых и действующих мегалитических комплексов. Одним из них был Вуд-Хендж(Woodhenge), находящийся в трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа. Он представлял собой круг, диаметром около 60 м, огороженный рвом и внешним валом. Внутри круга располагались два вертикально стоящих камня и шесть концентрических колец, составленных из деревянных столбов. Видимо, верх Вуд-Хенджа был увенчан кровлей - громадным шатром.

В 27 км к северу от Вуд-Хенджа, в верховье реки Кеннет, на холме Овертон-Хилл(Overtone Hill) расположен подобный памятник-святилище. Тут также высились шесть колец деревянных столбов, позже замененных каменными, и окончательный вариант хенджа на Овертон-Хилле представлял собой два концентрических кольца из вертикально поставленных сарсеновых камней. Диаметр внутреннего кольца 4,2 м, внешнего - 41,2 м.

Тогда же было воздвигнуто два ряда сарсеновых камней, обрамлявших аллею шириной 6, 1 м, идущую от святилища на Овертон-Хилл, до расположенного в 2, 5 км к северо-западу громадного каменного комплекса Эйвбери. Находящееся на его месте селение Эйвбери, дома которого частью сложены из растащенных местными жителями камней, когда-то составлявших святилище первой половины II тыс. до н. э., это во многом и уничтожило древний памятник. Но опоясывавшие по периметру сооружение валы и рвы, сохранившиеся до наших дней, и оставшиеся стоять отдельные камни дают достаточно ясное представление о том, как первоначально выглядело святилище, во II тыс. до н. э.

Комплекс Эйвбери начал создаваться с сооружения двух каменных кругов, диаметр обоих около километра, расстояние между внешними сторонами кругов - около 15 м, а центры кругов располагались на линии северо-северо-запад- юго-юго-восток. Возможно, сооружался и третий круг - в 50 м к северу по той же оси. Тогда же вели строительство и упомянутой аллеи, соединявшей святилище Овертон-Хилла с центром в Эйвбери.

Северный, из двух кругов Эйвбери включал 30 вертикально стоящих камней, ныне из них сохранилось четыре. Вблизи его центра находилось сооружение, составленное из трех, стоящих под прямым углом друг к другу, больших камней. Четвертой, открытой стороной оно ориентировано на северо-восток. Второй, южный круг Эйвбери включал 32 камня, из них сохранились пять и центральный камень высотой в 6, 4 м.

На втором этапе строительства оба круга Эйвбери окружили рвом с отвесными стенами и плоским дном, диаметр которого около 380 м. Снаружи рва, в 4, 5 м от его внешнего края, насыпали вал, отделив его от рва, кольцом из дробленого мела. По внутренней границе рва воздвигли кольцо из сотни сарсеновых камней, весом до 40 тонн. По четырем сторонам кольца были устроены четыре входа. Время строительства второй очереди Эйвберийского святилища - около 1750 г. до н. э., чтоуказывает на одновременность с сооружением Стоунхенджа. Камни Эйвбери, в отличие от камней Стоунхенджа, не обрабатывались, но подбирались по форме и ставились через один: высокий и широкий ромбовидный. Кольцо из вала, рва и камня Эйвбери почти втрое превышало ширину кольца Стоунхенджа.

Ещё один хендж, диаметр которого превышает Эйвберийский, и составляет около 450 м, расположен в 100 м к северу от Вудхенджа, и известен под именем Даррингтонские стены. В данном случае сохранились ров и окружающий его вал.

В верховьях реки Кеннет, неподалеку от Эйвбери и Уиндмил-лхиллского городища, расположен знаменитый курганСилбери-Хилл(Silbury Hill / 25 км к северу от Стоунхенджа). Конический холм высотой почти в 4 0 м, занимает территорию в 2,2 гектара. Основанием ему на четверть высоты служит северная оконечность мелового останца, на три четверти холм насыпан из дробленого мела, взятого из рва, глубиной в 6 м, огибающего холм с севера, и уходящего на запад. При сооружении кургана Силбери-Хилл, использовано около одного миллиона кубометров мела (!).

В километре к северу от Стоунхенджа, по линии восток - запад, расположена загадочная площадка около 90 м в ширину и 2,8 км в длину. По сторонам, она ограничена рвами и валами. На востоке, площадка завершается длинным могильником, а на западе, расширяясь до 132 м, охватывает два круглых кургана и завершается.



Итак, немного ознакомившись с мегалитическими объектами Солсберийской равнины, и представив масштабы работ, проводимых таинственным народом «колоколовидных кубков», мы плавно перейдем к вопросу о Стоунхендже и по традиции, начнем с легенды его возникновения.

Самая известная легенда, которая кочует из источника в источник, принадлежит перу Джефри Монмута (Geoffrey Monmouth) и относит его постройку, к событиям авторской саги «История Королей Британии» (Historia Regum Britanniae). Как и полагается сюжетным хитросплетениям подобных рассказов, к постройке мегалитического комплекса, приложил руку, не кто иной, как волшебник, по имени Мерлин, пожелавший таким образом, с подачи короля Бриттов - Утера Пэндрэгона (кстати, согласно существующей легенды - отца легендарного короля Артура), увековечить место гибели и захоронения, армии первых Бриттов (упомянуты 150 человек), сраженных в неравном бою с Саксами. Событие это, само по себе, действительно может быть отнесено к периоду Саксонского завоевания Англии (6-й век). Завершив свое повествование, Монмут упоминает, что Стоунхендж, помимо места захоронения героев, так же, является местом захоронения самого короля Утера Пэндрэгона, и его отца, короля Константина. Как покажут современные масштабные раскопки Стоунхенджа, никаких следов массовых захоронений (братской могилы), в насыпи комплекса, обнаружено не было, как и не удалось найти, никаких следов захоронения королевских особ. Всех сложных хитросплетений легенды о короле Артуре, я коснусь в отдельном материале [вот тут]. Итак, эпохальный труд  Джефри Монмута - оказался не более чем популярной легендой, однако…

В 2006 году, на Севере Франции, в городе Дуэ, была найдена рукопись «Scala Mundi» с рисунком Стоунхенджа, датируемая примерно 1440 годом. Своеобразная сенсация, заключалась в том, что это самое древнее, из трех известных рисунков этого сооружения. Текст самой рукописи, правда, относит его постройку, в промежутке между 480 и 486 годами н.э., что по понятным причинам, доставило немало эстетического удовольствия, сторонникам версии Монмута. Однако, не исключено, что вышеупомянутый манускрипт «Scala Mundi», мог быть переложен, с той же самой рукописи Монмута, написанной около 1190 года, или какой-то ее рукописной копии. Подгонка дат, карт и эскизов, с разных источников, нередкая практика в работе средневековых историков. Тем не менее, то, что мы можем видеть на изображении, мало напоминает даже общее сходство, с более поздними изображениями Стоунхенджа.



А вот и другие две известные репродукции, с изображением того, как выглядел мегалитический комплекс, в средние века. До того, как была найдена рукопись «Scala Mundi», самым древним изображением Стоунхенджа, являлась репродукцияЛукаса де`Хиира(Lucas de Heere, ныне хранится в Британском музее истории ), изданная в 1575-м году, и по видимому, зарисованная с натуры, примерно около 1500 года.



Еще одно старинное изображение, было опубликовано в  атласе Джона Спиида (John Speed Atlas), который был издан в 1611 году, и как мы можем наглядно убедится, оба рисунка, хорошо и детально, передают состояние и расположение камней Стоунхенджа в средневековье. Однако, до начала прошлого века, сохраняться уже не все элементы комплекса, а некоторые вообще будут добавлены (см. в конце статьи)..




  • Первая реконструкция:

Первая попытка привести в порядок камни, провести датировку и первичные раскопки, была предпринята еще при предпоследних владельцах - Антробусах. Причиной такого решения, стал тот факт, что в 1900 году, во время осенних штормов, из-за размокшей от дождей земли и сильного ветра, обвалилась одна из балок Сарсенового кольца. И уже в 1901 году под руководством профессора Уильяма Гоуланда(Professor William Gowland) , начались первые попытки «восстановления» памятника, которые постепенно перешли в фазу фактической постройки нового туристического комплекса. Из фотографии 1905 года, можно наглядно видеть, что представлял собой Стоунхендж, в начале прошлого века.



Восстановительные работы экспедиции Гоуланда в 1901

  • Вторая реконструкция:

Первая мировая война, принесла горе в семью землевладельцев, и единственный наследник династии Антробусов, погиб в первой мировой, после чего, все имущество, было выставлено на продажу.

21 сентября 1915 года, в торговом доме «Фрэнк и Рутли»; Аукционный лот №15 «Стоунхендж и 30 акров прилегающих к нему земель», ушел с молотка за 6600 фунтов. Новым хозяином, оказался местный житель, сэр Сэсил Чубб(Cecil Chubb),который прикупил этот кусок земли на Солсберийской равнине, в подарок своей жене. Как он сам позднее признался, от покупки он был, мягко говоря, не в восторге.



Тремя годами позже, 26 октября 1918 года, Сэсил Чубб, передал Стоунхендж в национальную собственность с рядом условий. Основным из которых, явилось;   вход  должен быть бесплатным для всех местных жителей, для остальных, входной сбор не должен превышать 5 пенсов (по другим данным - шиллинг). Уже на следующий год, настала пора очередной «реконструкции», которая, даже вызвала волну гнева у ценителей Британской истории, заваливших жалобами редакции местных и центральных газет. Как обычно бывает в подобных случаях, никакого результата протесты не принесли и реконструкция началась.


В 1919 году отставной полковник Уильям Хоули(William Hawley),  предпринял собственную кампанию по раскопкам и «реставрации» Стоунхенджа, которая с переменным успехом, продолжалась целых шесть лет. За это время, он раскопал окружность Сарсен, лунки Обри и в соответствии с собственными представлениями о «правильном Стоунхендже», откопал, перетащил и  установил камни с восточной стороны комплекса (об этом, сегодня говорить не принято). В таком обновленном виде, он простоял еще 30 лет. К значительным достижениям этой компании, можно отнести обнаружение слоя щебня, которым, как оказалось, была усыпана вся территория комплекса, во время его культового использования. В специальной литературе, этот слой, упоминается как «слой Стоунхенджа» (Stonehenge layer).Другое достижение - настоящий курьез, Хоули какими-то невероятными логическими ходами, определил возможные этапы постройки, которые сводились к предположению, что в начале, строители возвели насыпь, потом завершили лунки Обри и только после этого, втащили и установили на насыпи камни. Интересно, как это он догадался?


  • Третья реконструкция:

В 1950 году, на Стоунхендж, состоялась очередная археологическая экспедиция под руководством профессоров Ричарда Аткинсона и Стюарта Пиггота(Professors Richard Atkinson, Stuart Piggot). Удача их археологической экспедиции, была в том, что после «салдафонских» раскопок полковника Хоули, им удалось найти и вскрыть, одну из нетронутых их предшественником, лунок Обри, в которой, удалось обнаружить, остатки древесного угля. Радиоуглеродный анализ образцов, позволил датировать их к периоду где-то между 2123 и 1575 до н.э., что ознаменовало своеобразный прорыв в археологических исследованиях, вслед за этим, было принято решение, о начале серьезных раскопок на объекте. Уже на следующий год, начались крупномасштабные работы по «восстановлению» комплекса, которые продолжались до 1958 года.



В ряде последних псевдосенсационных публикации с названиями вроде «Стоунхендж был построен в 1954 или в 1958 году» упоминается что угодно, но не его реальная история. А сам материал, базируется лишь на подборке фотокадров с восьмилетней реставрационной компании Аткинсона-Пигота. Думаю всем очевидно, что в 1958 году, всего лишь завершилась очередная его реконструкция, которая продолжалась 8 лет, а не его постройка. Ошибкой так же, является утверждение, что этот археологический памятник, якобы находится на территориях военного полигона. В действительности, военная база «Ларкхилл кэмп» (Larkhill Camp / Royal School of Artillery), основанная в 1915 году, находится в 2 км. севернее Стоунхенджа, и является крупнейшим учебным заведением по подготовке артиллеристов Британской армии. Два полигона, используемые для учебных стрельб, расположенные между Ларкхиллом и Скрагги Копс, закрывают  территории севернее Стоунхенджа, и не в коем случае, не затрагивают (и не затрагивали) территорию комплекса. Последние несколько столетий, Стоунхендж находился исключительно на землях частных владений, последними собственниками которых, являлась семья Антробусов и Чуббов.



Именно в ходе этой последней «реконструкции», Стоунхендж и приобрел свой нынешний вид. Единственно, что можно с уверенностью утверждать, так это то, что в ходе этих работ, была поднята и установлена на историческое место, балка Трилитона, которая обрушилась в 1797 году, все остальное - восстановлено по догадкам, ведь как выглядел Стоунхендж на самом деле, сегодня уже не знает никто. В этой связи, хочу заметить, что в англоязычных публикациях, прочно закрепился материал, повествующий о том, что именно во время реконструкции 50-х, часть каменных балок, привезли, и тайком установили, дабы придать комплексу полноты и завершенности. На самом деле, никакой достоверной информации о таких фактах нет. К тому же, транспортировать новые балки, не было никакой нужды,  археологам было достаточно тех камней, что удалось откопать из насыпи Стоунхенджа, в ходе раскопок. Другое дело, что установить их первоначальное местоположение и назначение, уже очень затруднительно, если не сказать - невозможно.

В 1963 году, для уменьшения влияния эрозии, некоторые камни решили законсервировать для потомков, заключив их в своеобразную бетонную «рубашку». Иными словами, их просто обрызгали жидким бетоном. Спустя годы, этот шаг станет основой для легенды о том, что к строительству Стоунхенджа, приложили руку инопланетяне. Как вы наверное догадались, там где бетон на массивных камнях уже успел отколоться, обнажилась оригинальная каменная балка, «одетая» в какой-то таинственный материал. Логика очередной утки проста - раз Кельты не знали технологии изготовления бетона, то бетон им привезли инопланетяне, или сам колдун Мерлин. Браво!



К слову, важный нюанс - напомню, памятник был построен еще в докельтскую эпоху, и вероятно претерпел традиционную перестройку, в условиях новой культуры Кельтов, замечу не первую и не последнюю. Еще раз, комплекс серьезно будут исследовать летом 1964-го, обойдется без значительных перестановок камней, однако отчеты о работах, не будут опубликованы до самого 1995 года.

Однако, в 1966 году, астроном Джеральд С.Хокинс в соавторстве с Джоном Уайтом, издает сенсационную книгу, с названием «Стоунхендж расшифрован» (Stonehenge decoded), вероятно впервые подтолкнувшую вольную мысль последователей и исследователей на стезю астроархеологических изысканий. Суть гипотезы, выдвинутой Хокинсом, заключалась в предположении, что каменный комплекс, использовался для наблюдений за астрономическими событиями и ведению календарной системы. Книга детально изучалась нами, однако..  все что показалось действительно интересным, так это версия о назначении 56-ти лунок Обри, которые древние астрономы, могли использовать для предсказания затмений, каждый год, перекладывая из лунки в лунку камень-метку. В целом теория Хокинса хороша, правда, только при условии,  что человечеству известна, точная первоначальная планировка комплекса. А мы с вами теперь знаем, что по состоянию на 60-годы, когда Хокинс работал над своей теорией (1963), основная реконструкция 50-х, с установкой поднятых из земли камней, в почти произвольном порядке - уже была завершена. Следовательно, фантастические утверждения о точности ориентировки сооружения в величину, менее градуса, подвергается серьезным сомнениям. Но, не будем забывать, что ряд камней-мегалитов, все же дошел до нас в своем первоначальном положении, и их вполне могло хватить для построения азимутальной модели, на важные астрономические события. Свою собственную гипотезу, выстроенную в астроархеологическом ключе, еще в середине 90-х начали разрабатывать и в «Космопоиске». По возможности, я постараюсь изложить ее в отдельном материале [вот тут].

А теперь, давайте проведем небольшой сравнительный обзор конструктивных изменений комплекса. За основу сравнения, мы возьмем одно «старое» изображение Стоунхенджа и одно «новое», которое, для максимально точного совпадения ракурса, смоделируем из современной 3D модели, созданной «Космопоиском», еще до официальных работ по лазерному сканированию комплекса, в 2003 году, и дополненной уточненными данными в 2007-м. К слову, наша модель, получилась, не хуже чем у доктора Грэхама Хантера (Dr Graham Hunter), использовавшего весьма дорогой комплекс лазерного сканирования «Riegl LMS-Z360».



Итак, на картинке выше, мы сравниваем фотоснимок, датируемый 1905 годом, имеющий отношение к первой «реставрации» профессора Гоуланда. Пожалуй самая тяжелая задача, это было угадать ракурс, по идентичным камням, однако совместить картинки, все же удалось только по ракурсу камней Большого трилитона.



За последующие три столетия, камни комплекса заметно порядеют...



1867- обратите внимание, в целом расположение основных камней именно с этого ракурса, как и в современности. Для того, что бы понять суть подвоха, рассмотрим следующую иллюстрацию.



1887 - ракурс вообще поймать нельзя, поскольку центральную часть, закрывает современный новострой.



1905 - Вот самый наглядный кадр унылой панорамы того, что осталось. Совершенно очевидно, что именно в период с 1887 по 1905 год, местное население активно растаскивала памятник на стройматериалы. Часть относительно больших камней свалили и раскололи, другую часть видимо уволокли сразу. В это время, Стоунхендж представлял из себя нагромождение балок, торчащих из луж. Очевидно, что к 1905 году, памятник, простоявший 4 тысячи лет, был значительно поврежден человеком, а все последующие реставрации, были направленны на восстановление некоего условного образа, за основу которого, по видимому, были взяты известные средневековые гравюры, о которых я упоминал выше. Сходство есть, но.. попробуйте еще раз, изучить и сравнить изображения самостоятельно.

Еще один существенный источник заблуждений, о «правильном расположении камней Стоунхенджа и его назначении»- это массовое графоманство последователей Кельтских «традиции», которые ежегодно собирают целые шабаши около Стоунхенджского комплекса. Увы, как мы с вами теперь знаем, Стоунхендж и ряд других мегалитических комплексов, начали возводить за тысячу лет до того, как первый Кельт, ступил на Британские острова. В этой связи, немаловажно подчеркнуть, что современная наука не располагает совершенно никакими данными о культуре Кельтов и их традициях. Кельты не знали письменности, и не оставили нам о себе ровным счетом ничего, кроме ископаемых артефактов, позволяющих делать выводы о технологиях и своей погребальной культуре. Все остальное - полет вольной фантазии, наших современников, которые часто в своих работах не стесняются нарисовать такой Стоунхендж, что диву даешься…



Меркантильное уничтожение элементов важного археологического памятника,  несомненно, позорный момент в современной истории Англии, но как выяснилось, грешили этим не только в недавнем прошлом. В мае 2008 года, профессора Тим Дарвилл и Джеф Вэйнрайт(Professors Tim Darvill; Geoff Wainwright), решили в очередной раз провести раскопки, и обнаружили еще одну небольшую сенсацию. Оказалось, что древний языческий памятник, не только активно использовался Римлянами, но и серьезно перестраивался ими. Так же, в ходе раскопок, были обнаружены следы умышленного разрушения некоторых камней в период Римского владычества, что еще больше запутало исследователей, желающих понять - как же первоначально выглядел Стоунхендж на самом деле. Этого уже, увы, наверное, никто никогда не узнает...

Previous post Next post
Up