Оригинал взят у
rus_loh в
Говорливый Гитлер и находчивый Раушнинг http://narpolit.com/history/govorlivyiy_gitler_i_nahodchivyiy_raushning_18-35-12.htm Из практики создания «исторических документов».
Изданные у нас в 1990-е годы одной книгой работы Германа Раушнинга «Говорит Гитлер» и «Зверь из бедны» почитались (да и сейчас ещё почитаются) отечественными специалистами едва ли не как самый ценный источник по истории Германии, а стало быть и Второй мировой войны. Ссылки на них можно увидеть во многих работах по истории, произведения Раушнинга рекомендуют студентам как ценный источник…
А зря.
Кстати, именно эти работы Раушнинга стали основой для так называемой «оккультной трактовки» идеологии НСДАП и событий Второй мировой войны, благо что Раушнинг приводит такой вот рассказ, услышанный, якобы, одного из приближенных фюрера:
«Гитлер проснулся среди ночи, испуская страшные крики. Он звал на помощь. Он дышал так тяжело, что казалось, вот-вот задохнётся… В другой раз Гитлер стоял посреди спальни и испуганно оборачивался вокруг себя. «Это он, это он! Он пришел сюда!» - стонал Гитлер. Его губы были синего цвета, пот стекал крупными каплями. Внезапно он стал произносить какие-то странные слова, непонятные звукосочетания, вдруг он начал кричать: «Там… В углу… Кто это?..»
Картинка, что и говорить, впечатляет. Вот только как она соотносится с действительностью? Чтобы ответить на этот вопрос надо всего ничего - поинтересоваться биографией Раушнинга.
Если это сделать, то выяснится, что Герман Раушнинг (родившийся в 1887 году в Западной Пруссии) с 1926 году обитал в Данциге, где приобрел земельный участок, после чего стал председателем местного «Земельного союза». В 1931 году он вступил в НСДАП, которая стала набирать в силу в Данциге, провозглашённом после Первой мировой войны «вольным городом». В рядах нацистов он быстро сделал себе карьеру и даже занял пост Президента местного Сената, что соответствовало должности премьер-министра в земельном правительстве.
Однако после прихода НСДАП к власти в Германии, Раушнинг вдрызг разругался с гауляйтером Форстером и 20 ноября 1934 года фракция НСДАП в народном собрании Данцига выразила недоверие Президенту Сената. Это был конец политической карьеры Раушнинга. Год спустя незадачливый «президент» покинул «вольный город», перебрался в Польшу, откуда эмигрировал сначала в Швейцарию, затем в Англию, а потом в США.
В 1938 году, снова живя в Швейцарии в крайне стеснённых обстоятельствах, Раушнинг гонорара ради опубликовал антинацистскую брошюру, которую назвал «Революция нигилизма»… после чего его финансовые дела вдруг резко пошли в гору. В немалой степени этой метаморфозе способствовало знакомство в июле 1939 в Париже с неким Эмери Ревесом. Этот Ревес сам был не слишком удачливым журналистом, но он в 1935 году познакомился с Черчиллем, после чего сконцентрировался на работе с проанглийскими информагентствами.
Так вот, при знакомстве в Ревесом Раушнинг (по всей видимости, в порядке надувания щек) заявил, что более сотни раз беседовал с Гитлером, после чего делал записи. Реверс тут же предложил их опубликовать. В итоге поздней осенью 1939 года появилась книга «Разговоры с Гитлером».
В условиях начавшейся мировой войны книга сразу стала бестселлером. Отрывки из творения Раушнинга зачитывали по французскому радио вплоть до самого момента, когда в Париж вошли немецкие войска.
Вот только сколько же раз Раушнинг встречался с Гитлером на самом деле? В самой книге об этом не сказано ни слова, не указывались и даты бесед. К тому же, журналисты тут же прикинули, что для того, чтобы «наговорить» такое количество текста Гитлер должен был беседовать в Раушнингом в общей сумме не менее тринадцати часов.
Однако Раушнинг встречался с Гитлером лишь четыре раза, с 1932 по 1934 год. К тому же, будучи Президентом данцигского Сената, он всегда находился в составе делегаций и нет ни одного свидетельства о том, что вообще когда-то беседовал с Гитлером тет-а-тет. После ознакомления с содержанием книги Герман Геринг воскликнул:
«Неужели они полагают, что фюрер будет делиться потаёнными секретами и скрытыми намерениями с каким-то провинциалом от политики? Это же просто смешно!..»
После окончания Второй мировой войны Раушнинг поначалу пытался оправдываться, но осенью 1951 года в письме, адресованном одному из немецких историков, признал, что книга появилась вовсе не в результате его личных бесед с Гитлером, а является «конечно же, реконструкцией, которая была предпринята на основании различных материалов, в том числе подлинных».
Впрочем, и «реконструкция» эта была весьма своеобразной, поскольку анализ структуры и содержания книги показал, что Раушнинг просто взял за основу свою же брошюру «Революция нигилизма», и основные мысли из неё вложил в уста Гитлеру. После этого он подобрал несколько подходящих цитат из газет, выдернул несколько фраз из реальных речей Гитлера, добавил кое-что из «Майн кампф», и всё это обильно приправил собственными выдумками. В итоге получилась фальшивка, которая накануне начала Второй мировой войны оказалась очень востребованной пропагандой в Англии и Франции…
Надо признать, что с точки зрения пропаганды, книга Раушнинга и в самом деле «попала в точку». После её прочтения у любого читателя должно было остаться ощущение презрения и негодования по отношению к Гитлеру.
Однако даже очень успешная пропаганда - это всего лишь пропаганда. Принимать её за «ценный исторический источник», да еще впаривать в этом качестве доверчивым студентам явно не следует.