Историк Васильченко о фантазиях Раушнинга

Aug 06, 2015 11:41


Как и обещал, делаю пост о самой известной фальшивке в истории ХХ века.
Лично для меня все началось в середине 90-ых годов, когда я сдал профессору, исполнявшему обязанности моего научного руководителя курсовую работу. В ней я указывал, что т.н. «Говорит Гитлер» являются очень сомнительным историческим источником. После прочтения профессор гневно затопал ногами, мол, кем вы Васильченко себе возомнили, это общепризнанный источник, переписывайте и не сметь сомневаться. Оказалось, что я как студент понимал в истории много больше, нежели указанный профессор.
В конце концов, есть историки по призванию, а есть по недоразумению, что для «Демида» последних лет вовсе не новость.
Изданные в 90-ые годы одной книгой работы Германа Раушнинга «Говорит Гитлер» и «Зверь из бедны» почитались отечественными специалистами едва ли не как самый ценный источник по истории Германии, а стало быть и Второй Мировой войны. Однако даже при поверхностном анализе бросалось в глаза, что откровения Раушнига, который якобы не раз беседовал с Гитлером, были чересчур сенсационными, чтобы быть правдой.
Надо отметить, что именно работы Германа Раушнинга стали основой для так называемой «оккультной трактовки» периода национал-социалистической диктатуры и событий Второй Мировой войны. Желая проиллюстрировать одержимость Гитлера, Раушнинг приводил рассказ якобы одного из приближенных фюрера: «Гитлер проснулся среди ночи, испуская страшные крики. Он звал на помощь. Он полулежал на кровати и казался парализованным, время от времени он начинал дрожать от ужаса, который был так силен, что вместе с ним начинала дрожать и сама кровать. Он дышал так тяжело, что казалось, вот-вот задохнется… В другой раз Гитлер стоял посреди спальни и испуганно оборачивался вокруг себя. «Это Он, это Он! Он пришел сюда!» - стонал Гитлер. Его губы были синего цвета, пот стекал крупными каплями. Внезапно он стал произносить какие-то странные слова, непонятные звукосочетания, вдруг он начал кричать «Там… В углу… Кто это? КТО ЭТО???» Он бил ногами по паркету и дико выл…»
Как бы подводя черту под всеми этими рассказами, Раушнинг делал вывод, который и предлагал своим читателям: «Гитлер был отдален силам, которые влекут его за собой. Силам мрачного и разрушительного насилия. Думая, что еще обладает свободой выбора, он уже давно предался власти колдовства, которое не без оснований и вовсе не в переносном смысле можно было назвать демонической магией. И вместо того, чтобы, поднимаясь наверх, ступень за ступенью, освобождаться от наслоений темного прошлого и становиться свободнее и светлее - он с каждым шагом явно становился все более одержимым, все более скованным, порабощенным, бессильным, жертвой сил, которые одолели и не отпускают его».
А теперь имеется смысл задаться вопросом, кем был этот человек, который якобы не только много раз беседовал с Гитлером, но знал о нем такие подробности? Герман Раушнинг родился в 1887 году в Западной Пруссии. В 1926 году он переехал в Данциг, где приобрел земельный участок, после чего стал председателем местного «Земельного союза». Поначалу Раушнинг придерживался национально-консервативных взглядов, однако в 1931 году он вступил в НСДАП, которая стала набирать в силу в Данциге, провозглашенном после Первой мировой войны «вольным городом». В национал-социалистической партии он быстро сделал себе карьеру. По крайней мере, когда на выборах, которые прошли в Данциге 28 мая 1933 года, НСДАП получила 50% голосов, Раушнинга назначили на пост Президента местного Сената, что соответствовало должности премьер-министра в земельном правительстве. Однако с этого момента новый глава Данцига начал себя противопоставлять гауляйтеру НСДАП Форстеру, что в итоге привело к конфликту. Борьба за власть достигла своего апогея 5 октября 1934 года, когда Форстер в ультимативной форме потребовал от Раушнинга оставить пост Президента Сената. Неделю спустя министр иностранных дел Германий фон Нойрат сообщил Гитлеру о «мятежном» Президенте Сената, которого «не имело смысла далее поддерживать, если он не пользовался авторитетом в местной партийной организации». 20 ноября 1934 года фракция НСДАП в народном собрании Данцига выразила недоверие Президенту Сената, что означало отставку Раушнинга. Год спустя он покинул «вольный город», перебрался в Польшу, откуда эмигрировал сначала в Швейцарию, затем в Англию, а потом в Англию и США, где скончался в 1982 году.
Причину конфликта, возникшего между Раушнингом и Форстером, немецкие историки видят в различном отношении к политике Польши, под протекторатом которой находился Данциг. Форстер в полном соответствии с тактикой НСДАП настаивал на возвращении Данцига Германии, в то время как Раушнинг придерживался точки зрения, что с Польшей надо было вести переговоры. Уже после 1934 года Раушнинг не раз утверждал, что вовремя понял, что Гитлер намеревался осуществлять преступную политику, а потому по политическим мотивам покинул ряды НСДАП. Подобная версия произошедшего может быть и выставляла опального землевладельца в выгодном свете, но никак не соотносилась с реальностью. Мероприятия, которые осуществлял Раушнинг на посту Президента Сената, равно как и его заявления того времени, едва ли позволяли заподозрить, что он был настроен скептически по отношению к НСДАП и Гитлеру. Это подтверждает открытое письмо, которое 4 апреля 1935 года Раушнинг адресовал гауляйтеру Форстеру. В нем заявлял, что «ему было внутренне тяжело расставаться с партией». В 1938 году Раушнинг, живущий в Швейцарии, публикует брошюру, которую назвал «Революция нигилизма». В то время его финансовое положение было ужасным. Все меняется, когда он в июле 1939 года познакомился в Париже с Эмери Ревесом.
Эмери (Имре) Ревес был журналистом. Он родился в 1904 года в Венгрии, а к 1930 году создал собственное информационное агентство, которое осуществляло свою деятельность в Берлине. По большому счету его работа была направлена на пропаганду идей Лиги наций. Когда в 1933 году к власти пришли национал-социалисты, то Ревес закрыл свое агентство и в срочном порядке покинул Германию. В 1935 году Ревес знакомится с Черчиллем, после чего концентрируется на работе с проправительственными агентствами, которые осуществляли свою деятельность как в Лондоне, так и Париже. Его услуги было очень высоко оценены, за что в 1940 году он получил британское гражданство. При знакомстве в Ревесом Раушнинг заявил, что более сотни раз беседовал с Гитлером, после чего делал записи. Ревес тут же предложил их опубликовать. Чтобы ускорить выход книги, Ревес направляет на помощь Раушнингу пару французских журналистов: Поля Рау и Марселя Рея. В итоге книга «Разговоры с Гитлером» сначала была опубликована в Швейцарии на французском языке. Впрочем, скорее появились издания на английском и немецких языках.
В предисловии к немецкоязычному изданию книги Раушнинга сообщалось следующее: «Это - подлинные беседы с Гитлером. Они происходили как накануне его прихода к власти, так и в первые годы (1933-1934) национал-социалистической диктатуры. В большинстве случаев автор книги делал сразу же после бесед заметки. Многое в этой книге может считаться прямой речь Гитлера. Здесь рассказывается о его истинных намерениях, скрытых от широких масс идей, которыми Гитлер делился в кругу своих знакомых». Книги должна была стать весьма популярной. Читателя должно было интриговать не только большое количество бесед с фюрером Третьего рейха, но также то, что автор книги был с ним хорошо знаком.
Так сколько же раз Раушнинг встречался с Гитлером? В самой книге об этом не было сказано, равно как и не указывались даты состоявшихся бесед. Некоторые из исследователей посчитали, что для того, чтобы «наговорить» такое количество текста Гитлер должен был беседовать в Раушнингом в общей сумме не менее тринадцати часов. Однако Раушнинг встречался с Гитлером всего лишь четыре раза: 25 августа 1932 года, 1 июня 1933 года, 17 октября 1933 года и 11 июля 1934 года. Обычно Президент данцигского Сената находился в составе делегаций, а потому фактически не имел ни одной реальной возможности говорить с фюрером с глаза на глаз. Если после войны часть западных историков осторожно, но все-таки использовала Раушнинга в качестве исторического источника, то немецкие исследователи, проанализировав его текст, пришли к однозначному выводу: «Беседы Раушнинга с Гитлером не могут являться документальным источником, из которого бы можно было почерпнуть точные сведения, настоящие фразы, которые произносил Гитлер… Эта книга является авторских произведением, в котором смешаны как объективные, так и субъективные моменты». Это еще было весьма мягкой формулировкой. Очень многое указывало на то, что книга Раушнинга от первой до последней строчки была фальшивкой.
Во-первых, нет ни одного документального подтверждения того, что Раушнинг вообще во время встреч обменялся с Гитлером хотя бы парой слов.
Во-вторых, после ознакомления с содержанием книги Герман Геринг воскликнул: «Неужели они полагают, что фюрер будет делиться потаенными секретами и скрытыми намерениями с каким-то провинциалом от политики? Это же просто смешно!»
Попавший после окончания Второй мировой войны под огонь критики Раушнинг поначалу пытался оправдываться. Когда его обвинили в создании фальшивки, то он «возмущено» заявил: «Наверное, если бы я опубликовал свои заметки в хронологическом порядке и в виде дневника, то историки признали бы их подлинность. Однако я пытался изложить свое видение Гитлера, а потому использовал не только свои записи, а также сведения о Гитлере, которые я мог получить от других людей, например, гауляйтера НСДАП в Данциге Форстера». То есть Раушнинг уже не претендовал, что книга была написана только на основании якобы имевшихся его личных бесед с Гитлером. Окончательно писатель сдал свои позиции осенью 1951 года, когда в письме, адресованному одному из немецких историков заявил, что книга не была его беседами с Гитлером, а «конечно же, реконструкцией, которая была предпринята на основании различных материалов, в том числе подлинных».
Если историки даже после войны спорили о том, являлась ли книга Раушнинга фальшивкой или нет, то для немецких эмигрантов, которые в свое время покинули Третий рейх, ответ было более чем однозначным. Бывший главный редактор левой газеты «Вперед!» («Форвартс!») Фридрих Штампфер так охарактеризовал автора «Бесед с Гитлером»: «Раушнинг - производитель сенсаций, в наихудшем понимании этого слова. Он продал свои воспоминания о Гитлере, в которых перемешал исторические факты и выдумки».
Осуществленный немецкими историками анализ структуры и содержания книги Раушнинга показал, как на самом деле писалось это произведение. Раушнинг взял за основу свою брошюру «Революция нигилизма», основные мысли из которой вложил в уста Гитлеру. После этого он подобрал несколько подходящий цитат, которые он обнаружил в газетах, выдернул несколько фраз из реальных речей Гитлера, добавил трансформированные предложения из «Майн кампф», и все это обильно приправил собственными выдумками. В данном случае он «состряпал» политическую фальшивку, которая накануне начала Второй мировой войны оказалась востребованной в Англии и в Франции. «Беседы с Гитлером» намеревались использовать для ведения пропаганды. Причем сами заказчики этой «халтуры», наверняка, никогда не рассматривали книгу Раушнинга как исторический документ.
Немецкий историк Фриц Тобиас, занимавшийся изучением «Бесед с Гитлером» в 1990 году написал: «Книга Раушнинга «Беседы с Гитлером» является ничем иным, как пропагандистским памфлетом. Это было оружие из арсенала психологической войны, которое должно было служить одной цели - вызывать, где только можно антигитлеровские настроения. Именно этой причине книгу издавали во Франции, в Великобритании и даже в Швейцарии. В США, которые поначалу занимали нейтральную позицию, эта книга должна была вызвать изменение настроений в пользу воюющих союзников». Демонизация Гитлера как нельзя лучше служила этой цели. Надо сразу же упомянуть одно интересное обстоятельство: отрывки из книги Раушнинга зачитывались по французскому радио вплоть до самого момента, когда в Париж вошли немецкие войска. Но самое интересное заключалось в том, что эти отрывки зачитывали каждый час!
Также английской пропаганде было очень важно показать Гитлера как недалекого параноика, что должно было усилить страх перед Третьим рейхом. Глава, в которой описывалась ночная историка Гитлера, вообще является кратким изложением признаков всевозможных психических отклонений и расстройств. После ее прочтения у любого человека должно было остаться ощущение презрения и негодования. В данном случае книгу Раушнинга можно рассматривать как весьма успешный образец военной пропаганды. Причем настолько успешный, что даже спустя 65-лет после окончания Второй мировой войны, она продолжает считаться «историческим источником» и «достоверным документом».

фальшивки, историки

Previous post Next post
Up