Сегодня смотрела документальный фильм «Патрик», посвященный жизни Святого Патрика, да-да, того самого, которому посвящен парад-ностальгия(17 марта) за туманным Альбионом.
Оказывается, нынешний покровитель Ирландии родился в Британии, городке Бонавем и был подданным Римской Империи, но был порабощен ирландскими работорговцами. В то время Изумрудный Остров был варварской страной, где убийства только поощрялись. Кельты верили, что душа человека находилась в голове, поэтому предпочитали отрубать головы своим врагам.
Из Ирландии убежать было невозможно.
Шестнадцатилетнего раба отравили выпасать овец в отдаленных уголках страны. Шесть лет они были его единственными собеседниками. И там, среди мистических Ирландских пейзажей с юным рабом начали твориться странные вещи. «Я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и принуждалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю». Он принял мир таким каков он есть, пришло смирение и тогда он услышал голос, который пообещал ему, что он вернется домой.
Патрик бежал из плена и прошел по всему враждебному варварскому краю, избегая поселений и людей, потому что знал, как легко беглому рабы лишиться головы. Для всей страны - он преступник, а те, кто ему поможет - тоже преступники. И вот он дошел до берега моря, где был корабль о котором говорил ему голос. Он молил мореплавателей взять его на судно, но капитан не хотел этого делать. Тогда Патрик отвернулся от них и начал молиться, когда он открыл глаза, то услышал: «Ей, давай быстрее!»
В родном городе никто не ожидал, что когда-нибудь снова его увидят, ведь он сбежал из острова, откуда не возвращаются. Весь город праздновал, считая молодого человека героем.
Но почивал на лаврах он не долго, думы об Ирландии постоянно возвращались к нему, и голос не давал покоя. Путешествие Патрика удалось только по одной причине - он верил настолько сильно, как большинство людей даже не может себе представить. Он понял, что должен поделиться этим даром с народом, который невольно стал причиной Великого Дара. Но Патрику нужно было восполнить недостаток знаний. Он решил принять сан. Естественно, другие представители церкви относились с подозрением к идеи обращения в христианство целого народа. За десять лет Патрик стал епископом и отправился в страну, которая сделала его рабом.
За годы рабства он изучил этот народ и приносил правителям подарки, что обеспечивало ему относительную безопасность. Патрик обладал даром объединения кельтской культуры и христианства. Он рассказывал о мягком и вселюбящем едином боге на ирландском (а не на латыни) языке используя символику, священную для любого ирландца: воду, клевер и т.д. Кроме того, он обладал потрясающим чувством юмора, без которого его миссия в Ирландии не удалась бы.
Многие люди не просто принимали веру, а становились последователями. Патрик знал, что если обратит в веру женщину, то все семейство последует ее примеру. Даже дочь царя изъявила желание стать невестой Господа. В те времена не нужно было приносить клятвы, Достаточно было лишь намеренья. Кроме того Патрик обучал крестьян грамоте.
Как не парадоксально, но церковные мужи не радовались обращению в христианство целого народа, а всячески порочили Патрика и его деяния, а король решил их уничтожить. Он нападал на последователей, убивая мужчин и порабощая женщин. Это разбило проповеднику сердце. Его письмо с просьбой прекратить злодеяния было осмеяно, а лучший друг, которому некогда была доверена тайна о его грехе - рассказал он ней на церковном суде. И снова большое сердце великого человека оказалось разбито. Ему казалось, что он никогда не оправиться от столь тяжкого удара, пока однажды не услышал голос-поводырь: он гневался, что избранного осквернили, используя слова: «мы гневаемся», как бы говоря и за Патрика тоже. Тогда он написал свое главное письменное творение «Исповедь», где бесхитростно рассказал о истории своей жизни, начиная словами: "Я, грешный Патрик, самый невежественный и ничтожный среди верных и для многих достойный презрения ..." после этого недоброжелатели успокоились. На момент написания "Confessio" он уже полностью отожествлял себя с ирландцами.
Уже позже церковь нарисовала тот образ, который мы видим сейчас - образ епископа-просветителя, а не простого человека, коим на самом деле и был ныне Святой Патрик.
Святой, который изгнал всех змей из Ирландии - метафора. Змей не было в Ирландии со времен ледникового периода и скорее всего имеются ввиду кельты с вычурными, словно змеи, изображениями.