В субботу я побывал в весьма любопытном месте - Университете менеджмента Махариши. Это учебное заведение находится в городе Ферфилд, в часе с небольшим езды от Айова-Сити. Основал этот гуманитарный университет профсоюзов господин по имени Махариши Махеш Йоги (он же Гоша, он же Гога, он же Sexy Sadie). Тот самый, с которым Битлз в Индии изучали трансцендентальную медитацию (ТМ). Раз в год этот Университет устраивает день открытых дверей с лекциями и концертом под патронажем известного режиссера и адепта ТМ Дэвида Линча.
На этот пир духа ТМ мы с друзьями и отправились. В программе утром были заявлены лекции на околотрансцендентальные темы, а вечером - концерт с участием Моби и Донована. Мои друзья ехали на Моби, а я - на Донована.
Сначала с вводной речью выступил один из руководителей университета (вроде бы, вице-президент). Вот он, голубчик. Много улыбался, но выражение лица у него по большей части как будто говорило: "I AM EVIL!".
Вступительное слово он начал с заверения, что ТМ не является религией или философией, а является техникой, очень простой в реализации, доступной любому и не требующей смены привычек и вообще практически никаких усилий. Вот тут-то у меня и начались вопросы. Если ТМ не требует смены привычек, то почему, например, у них в университете полный запрет на курение и пища исключительно вегетарианская? Слукавил дядя. Насчет того, что ТМ - это как два пальца обоссать и доступна любому тоже слукавил. Для качественной ТМ надо иметь мантру - ну, специальное такое звуковое сопровождение. Мантра должна быть индивидуальной и подбирается дипломированным гуру. О том, что услуги гуру стоят сотни, если не тысячи долларов, докладчик не упомянул.
Затем он сказал пару слов об особенностях образования в Университете Махариши. Мол, в обычных университетах студентам просто пытаются вбить в голову как можно больше информации, а у Махариши - "образование, ориентированное на сознание", то есть акцент ставится на то, чтобы научить студентов работать головой. На этом докладчик потерял в моих глазах остатки авторитета, потому как то, что он понимает под "образованием, ориентированным на сознание" - это, по сути дела, основной принцип дидактики, который с тем или иным успехом применяется во всех нормальных ВУЗах начиная со второго курса обучения.
После университетского начальника на сцене появился создатель сериала Твин Пикс и режиссер фильмов "Человек-слон" и "Синий бархат" Дэвид Линч.
Его выступление проходило в формате "Дэвид Линч отвечает на вопросы из зала". Среди вопросов встречались умные и не очень, а также откровенный клинический бред. Какая-то женщина кетайского вида на ломаном английском несла совершенно немыслимую околесицу: "возможности сознания безграничны... это удивительный дар... человек может отправиться на другие планеты со скоростью выше скорости света... вот у меня и картинка есть, которая это показывает... и не могли бы вы снять об этом документальный фильм". Линч, не моргнув глазом, поблагодарил ее, порекомендовал обратиться с этим вопросом к его менеджеру и пожелал удачи.
Другой чувак спросил его: "Я когда смотрел в детстве по телевизору Твин Пикс, то жутко боялся Боба... и до сих пор боюсь... Расскажите какую-нибудь смешную историю про актера, который играл Боба, чтобы мне в следующий раз не так страшно было смотреть". А Линч ему на это ответил, что, мол, дудки, не буду ничего такого смешного рассказывать, пускай тебе будет страшно! (Кстати, когда я рассказал эту историю Грибоедову, он сказал: "Вот козел!").
Я тоже хотел задать Линчу вопрос и даже встал в очередь к микрофону, но не успел - время вышло.
После Линча выступил физик Джон Хагелин - с лекцией о сознании в контексте объединенной теории поля.
Лекция была какой-то сумбурной, если не сказать псевдонаучной. Хагелин сыпал терминами, апеллировал к объединенной теории поля, теории струн и всячески толкал идею, что ТМ - это круто, с какой стороны не глянь. Но как-то неубедительно он это делал. Коэффициенты корреляции у него были какие-то скромные, графики без указания стандартного отклонения, кроме того, бросалось в глаза отсутствие адеквантых контрольных экспериментов. Шулерство какое-то, ей-богу. Негоже ученому такими делами заниматься. Да и вообще он больше походил не на ученого, а на проповедника. С особым смаком произносил слова, заканчивающиеся на "/s/": "consciousnessss", "intelligenssss", "blissss".
После окончания утренних мероприятий мы пообедали и отправились гулять по городу. На окраине Ферфилда есть территория, принадлежащая последователям Махариши. Называется она "Ведический город Махариши - столица мира".
Вот так. Именно столица мира - посреди, блядь, кукурузных полей Айовы. "А мужики-то не знают!.." В ведической столице мира жилые дома постоены в соответствии с ведическим фэн-шуем: вход на север или на восток, посреди дома - башенка с окнами, под которой располагается светлица для медитации. Стоят такие домики совершенно неебическую тучу денег. Это к вопросу о всеобщей доступности ТМ.
На поле посреди ведического центра Вселенной находится обсерватория - нагромождение бетонных конструкций астрономического свойства.
Судя по всему, функция у этой обсерватории исключельно декоративная. Шкалы на многих приборах не имеют градуировки. Мой приятель Стив, увидев одну из этих конструкций, заметил: "О, а в этой дуре мы год назад нашли двух мертвых зайцев". Заглянули туда, а они там до сих пор лежат.
Соседняя конструкция представляла собой заглубленный в землю железобетонный короб.
Место, чрезвычайно располагающее для отправления малой нужды. У меня было сильнейшее желание использовать его по этому назначению (потому как ссать хотелось просто нестерпимо), но я решил не портить себе карму и ограничился фотографией.
После посещения Ведического пупа Земли мы вернулись в Ферфилд и посетили магазин по продаже всяческого подержанного барахла. Среди подержанного барахла я обнаружил вот что:
В этом магазине я приобрел пять пластинок Velvet Underground, "Let It Bleed" Роллингов, "Time Out" Дейва Брубека, первые четыре выпуска "Las Vegas Grind", сборник винтажного треша "Wavy Gravy" и второй выпуск "Pebbles" по невероятной цене один доллар за штуку. Как сказал Жорж Милославский в известном фильме: "Это я удачно зашел".
После ужина мы вернулись в университет на вечерний концерт. Было три отделения. В первом выступала неизвестная мне певица Chrysta Bell, которая, как я понял, является чем-то вроде фаворитки (а может, и любовницы) Дэвида Линча.
Голос у нее вроде ничего, но вокальная манера какая-то нарочито драматическая и томная... Впрочем, наверное, именно поэтому ее Линч так любит. А ее манера держаться на сцене мне показалась просто вульгарной. Она пританцовывала ну совсем как стриптизерша с обложки Las Vegas Grind - только кисточек на сиськах не хватало.
Во втором отделении с акустическим сетом выступил Моби.
К стыду своему должен сказать, что раньше я совершенно не был знаком с его творчеством, хотя это фигура, вроде, довольно известная в современной музыке. Не скажу, что я особенно проникся его музыкой, но в целом мне его выступление очень понравилось. Звук, манера исполнения, стиль общения с аудиторией, шутки-прибаутки - во всем было видно профессионала высочайшего класса. Кстати, он единственный из всех знаменитостей не восхвалял ТМ. Оказалось, потому что он не является последователем этого культа движения и сам приехал на день открытых дверей, чтобы посмотреть, что, да как.
Затем, в качестве главной приглашенной звезды, выступил старина Донован.
Выступал он без ансамбля, сам бля, один бля. С акустической гитарой. Исполнил старые свои хиты - Hurdy Gurdy Man, Colours, Sunshine Superman, Catch The Wind. Хорошо исполнил, спору нет, но, как мне показалось, без огонька... И зал ему подпевал как-то вяло. Моби принимали с большим воодушевлением. Дэвид Линч, однако, улыбался и хлопал в ладоши.
А Моби скучал.
В конце к Доновану присоедилились музыканты Кристы Болл и Моби, и они все вместе исполнили "Mellow Yellow" и "Across The Universe".
"Mellow Yellow" они исполнили просто замечательно, я был в полном восторге. А на "Across The Universe" солировала Криста Болл - с закатыванием глаз, завываниями и непристойными телодвижениями . Вообще эта Криста Болл была там, как говорится, "не пришей пизде рукав". А Моби на заключительном номере программы стоял как не при делах смурной какой-то, руки в карманы. В общем, заключительный номер мне показался несколько невразумительным и смазал впечатление от концерта. А все прошмандовка Криста Болл, будь она неладна.
В общем и целом, мое заключение такое. ТМ - это по большому счету сайентология-лайт. При этом Университет Махариши - весьма занятное место. Если кто ко мне приедет в гости, непременно отвезу туда на экскурсию.
P.S. Специально для вконтактеров сделал альбом с этими и некоторыми другими фотографиями с мероприятия. Милости прошу.