Вы говорите о субъективном «я» только негативно. Разве у него нет положительной стороны? Разве нет такого чувства «я», которое наполняет человека радостью, покоем и восторгом?
Практикуя Випассану, вы обнаружите, что все эти чувственные удовольствия мимолетны, они приходят и уходят. Если это «я» действительно наслаждается ими, если эти удовольствия являются «моими», то «я» должно было бы иметь определенную власть над ними. Но они просто появляются и исчезают - и никак мне не подчиняются. Какое же тут «я»?
Я говорю не о чувственных удовольствиях, а об очень глубоком уровне
На этом уровне «я» совсем ничего не значит. Когда вы достигаете этого уровня, эго растворяется. Остается лишь восторг (выделено мной - The Yur). Вопрос об «я» уже не возникает.
Давайте вместо «я» говорить «переживание личности»
Чувства ощущают; но некому это чувствовать. Обстоятельства просто происходят - и все. Сейчас вам кажется, что должно быть какое-то «я», которое чувствует, но, начав практиковать Випассану, вы достигнете стадии, где эго растворяется. Тогда исчезнет и ваш вопрос!
Понятно, что в обычной жизни мы не можем отказаться от использования таких слов, как «я», «мой» и т.д. Но если привязываться к ним и воспринимать их как настоящую реальность, это только создаст страдания.
Знаю, что я очень эгоистичен и легко унижаю достоинство других людей. Как лучше всего решить эту проблему?
Путем медитации. Если эго сильно, то такой человек будет унижать других, умалять их достоинства и преувеличивать собственную значимость. Медитация же естественным образом растворяет эго. Когда оно исчезнет, вы больше не сможете причинять зло другим. Медитируйте - и проблема сама собой уйдет.
Почему я по-прежнему усиливаю эго? Почему я стремлюсь оставаться «я»?
Именно так, по невежеству, приходится поступать уму. Но Випассана может освободить вас от этой пагубной обусловленности. Вместо того, чтобы всегда думать о себе, вы можете научиться думать о других.
http://hatha.com.ua/vipassana/faq_ego.htm