Доброта, в целом, вроде бы хорошее качество. Но в отдельных случаях, оно становится не менее разрушительным, чем равнодушие или жестокость.
- Но не могу же я его выгнать из дома! Куда же он пойдет? У него не работы, ни своей квартиры. Мне его жалко, - рассуждает за чаем моя собеседница, грустно вздыхая.
И речь идет не о непутевом сыне-подростке, а об ее муже - взрослом и абсолютно здоровом мужике за сорок. Последние пять лет он не работает. Хозяйством, впрочем, тоже не занимается. Большую часть своего времени он посвящает, безусловно, самому приличествующему взрослому мужчине делу - отлеживает бока на диване, смотрит телевизор и ворчит на жену, которая содержит его самого и двоих детей.
О любви и уважении в их отношениях речи давно не идет. О какой-то дружеской поддержке и помощи тоже.
- Почему не разведешься и не сбросишь его со своей шеи? - возмущаюсь я.
- Жалко же… Все-таки не чужой человек. А куда он пойдет?
И, действительно, куда может пойти взрослый здоровый мужик с головой и руками?! Пропадет, не иначе!
Но самое прискорбное в этой истории, что случай-то не уникальный.
Я видела достаточно разновидностей подобного отношения. В некоторых случаях, причина - в большой и слепой любви, как у мамочки, которая раз за разом вытаскивает из проблем своего взрослого сына-оболтуса. Вылетел из института? Ничего, заплатим и восстановим. Вылетел еще раз? Найдем работу по силам! Разбил чужую машину? Заплатим. И так далее. Аналогично у женщины, которая раз за разом прощает пренебрежительное или даже жестокое обращение с ней. А то еще и оправдывает насильника: «Ну, я сама его довела! Он очень устает, у него такие проблемы на работе!»
Но иногда даже любовь не причем. Остается только вот это «Жалко же!»
Или - что еще хуже! - «Надо быть добрым и прощать!», «Иисус терпел и нам велел», «Он же и так несчастный!».
Во всех случаях, когда наша доброта поощряет пороки другого человека, она становится злом.
Такая «доброта» поощряет худшие качества человека - лень, инфантильность, эгоизм, равнодушие. Я уже как-то писала, что считаю вредным и нездоровым давать прощение человеку, который не раскаялся и не извинился. То есть - внутри себя можно простить, и пережить, и отпустить. Но - не давать руки виновнику, пока он не заслужит этого.
Я помню одного молодого человек, который кокетливо говорили: «Ну, да, я знаю, что мое легкомыслие иногда причиняет боль другим людям!». И при этом смотрел аки агнец - мол, но я же такой ветреный милашка, как можно на меня долго злиться?! Ты же простишь меня, даже если я поведу себя как равнодушный, лишенный малейшей чуткости эгоист?
Маленький ребенок считает нормой то, что ему все прощают - просто так, без каких-либо усилий с его стороны. Когда он сталкивает с первыми запретами и ограничениями, это вызывает бурный протест, поскольку нарушает привычные нормы. И здесь весь вопрос в том - хватит ли родителям мудрости и терпения выдержать этот натиск и не проявить ту самую губительную доброту. Если нет, из такого ребенка вырастет инфантильный, избалованный человек.
Со взрослыми людьми, как не смешно, работает то же самое.
Если человек не получает адекватной обратной связи на свое поведение - он потихоньку убеждается, что все и так ок. Ему незачем, на самом деле что-то менять в своем поведение, потому что окружающих оно устраивает и так. Если тебя никто не выгнал из-за стола, хотя ты чавкаешь на всю округу, значит можно чавкать и дальше.
Более того, на самом деле, подобная «доброта» чаще всего не является истинной. Это фальшивка, глянцевая бумажка, прикрывающая страх человека самому оказаться «плохим».
- Ах, какая ты замечательная! Другая женщина на твоем месте разозлилась бы на меня! - эта фраза в свое время подействовала на меня как яблоко, стукнувшее по макушке. Я внезапно осознала, что меня подкупают. Я хочу, чтобы меня считали такой хорошей, чудесной и замечательной, и, поэтому, сдерживаю свое желание ударить человека по лицу. А это было именно то, чего он заслуживал.
И очень часто - по моему опыту - люди сдерживают естественную реакцию не потому, что они по-настоящему полны христианского милосердия, а потому что хотят такими выглядеть. В чужих и своих собственных глазах. Они также не хотят сталкиваться с ответной злостью другого человека, которая неизменно возникнет, если вместо ожидаемой конфеты, ему дадут по рукам. Но это аналогично поведению родителей, которые «затыкают» капризный или возмущенный рев ребенка, поскорее выполнив его желание. Являются ли при этом они хорошими родителями? На мой взгляд, скорее, нет.
Иногда проявлением настоящей доброты будет не подать человеку руку, а оттолкнуть его. А настоящей помощью - не поддержать, а дать упасть. Если ребенок не научится падать, он не научится ходить. Если его всегда будет вести материнская рука, он останется беспомощным.