Если вы приедете в Кералу, то в любом отеле, со стен холла на вас будут смотреть красочные афишы с ярко-зеленым лицом, похожим на странную клоунскую маску, призывающие посетить представление Катакали - традиционных индийских танцев. Длительность - час, цены - умеренные.
Однако мне повезло избежать этого туристического соблазна и познакомиться с Катакали в его исконном, традиционном варианте, который, говоря откровенно, совсем не годится для развлечения отдыхающих европейцев.
Моя однокурсница в институте йоги - мексиканка Люсия, два года отучилась в наиболее известной школе Катакали - Камандалам, расположенной в маленькой деревушке Черумурти, в трех часах от Кочи (столицы Кералы). В начале ноября Камандалам праздновал свое 80-десятилетие. В честь этого события две ночи подряд шло представление традиционных индийских танцев: в первые вечер выступали представители других школ, второй был почти целиком посвящен Катакали.
О школе
Катакали - традиционный храмовый танец, который изначально имели право танцевать только мужчины брахманской касты. Сейчас в Камандалам учатся, в том числе и девочки, и даже иностранцы. Правда, последние, как правило, приезжать сюда только, чтобы попробовать экзотику «на вкус» - занимаются в течение месяца-другого и уезжают. Люсия, выдержавшая два года, является редким исключением. Но даже после этого срока она считается полным дилетантом. Настоящему Катакали учатся не меньше 10 лет: дети поступают в школу в 9 и выходят из нее в 19. И, в отличие от русского балета, здесь с течением времени танцоры не теряют свои возможности, а только расширяют их. Наиболее почетные актеры Катакали - те, что разменяли шестой-седьмой десяток.
В самом учебном процессе много общего с школой йоги. Тот же суровый режим ашрама, ранние подъемы, многочасовые тренировки, изучение многочисленных мудр и танцевальных асан. Та же консервативная дисциплина, в которой учителя считаются непререкаемыми авторитетами, а мальчики и девочки сидят на разных половинах зала. Правда, я не могу поверить в отсутствие флирта между учащимися. Особенно, любуясь местными ученицами. Они как на подбор - образцы индийской красоты: изящные, большеглазые, с длинным черными косами, в которых благоухоют вплетенные гирдлянды жасмина.
- Но романы-то случаются? - спрашиваем мы Люсию.
- Да, но только тайные! - кивает она. - Любые отношения строго запрещены!
В целом, мне трудно понять мотивацию детей, которые приходят сюда учиться. И дело не только в суровом быте. Большинство из выпускников школы никогда не сделают актерской карьеры. Сегодня для актеров Катакали не так много возможностей, чтобы проявить себя: разве что выступать на подмостках больших городов - ради развлечения туристов. Но там низкие и заработки и почти отсутствуют возможности для роста. Также как истинные ценители старого искусства. Как рассказала Люсия, девушки после окончания школы, как правило, даже не стремятся в театр, а выходят замуж, превращая свой танцевальный опыт в часть приданого.
О танце
Начало представления Катакали запланировано на 10 часов вечера. Однако уже с 5 часов идет активная подготовка. И речь не о репетициях. Танцоры, которым предстоит сегодня выйти на сцену, рядком лежат на полу в подсобном помещении театра. Идет процесс гримировки, который традиционно занимает около 4-5 часов. Сначала над лицами трудятся гримеры, нанося первые контуры будущей боевой раскраски и приклеивая бумажные бороды-воротники. Потом актеры сами, вооружившись кисточками, раскрашивают ярко-алым губы и щеки, рискуют узоры на лбу, а все оставшееся пространство закрашивают зеленым - цветом богов и добрых духов.
Направление Катакали характерно тем, что из всех многочисленных индийских стилей, оно меньше всего походит на танец. Это нечто среднее между танцем, театром, религиозной службой и медитаций.
Традиционное Катакали - это многочасовое представление: танец с долгим сюжетом, напоминающий сериал, где каждая сцена длится, в среднем, час. Как правило, в основе танца лежат фрагменты Бхагават-гиты, Рамаяны, Махабхараты. Цель Катакали - передать духовное знание зрителям, пришедшим в храм. Причем, передача идет не только за счет самого сюжета. Многоуровневная символика, музыка, структура выступления - все рассчитано на то, чтобы открыть сознание публики, как закупоренный сосуд и влить туда приготовленный напиток смысла. Первая стадия этой подготовки - закалка терпением. Прежде чем вы удостоитесь чести видеть актеров, вам предстоит долгое ожидание. Сначала на сцену выходят музыканты с традиционными инструментами, которые могут занимать ее час и больше, то ускоряя свои ритмы, то замедляя их. Потом - начинается танец. Но вы его не видите, поскольку сцена закрыта от зрителей широким пестрым одеялом, которое держат двое служителей, одетых в дхоти. Вы можете только слышать движения актеров и видеть, как двигаются их ступни в щели между занавесом и полом сцены. Такое вступление длиться от 20 минут до часа. И только потом, постепенно, одеяло устраняется, и появляются действующие лица…
Вы смотрите, засыпаете, просыпаетесь, снова смотрите, слушаете, выходите за чаем, возвращаетесь… Это нормальный процесс. Вам некуда торопиться: вы просто плывете в потоке, заданном Катакали, преодолевая рифы собственного нетерпения, усталости, раздражения. Как на долгой религиозной службе. И постепенно сознание поддается и стучащиеся в него слова находят свой вход…
Правда, признаюсь честно, я не смогла выдержать представление целиком. В три часа ночи мы все-таки поднялись с деревянного пола и сквозь дождь отправились ловить грузовики на дороге, чтобы добраться до дома…