Грудное вскармливание после первого дня рождения

Sep 04, 2015 21:58

В этой статье я не буду касаться исключительно положительного влияния долгокормления на физическое здоровье ребенка и мамы. Все, кому интересна эта тема, могут найти массу полезной информации с ссылками на научные исследования на ресурсах:
http://shakti-osher.livejournal.com/

http://lllrussia.org/

http://www.llli.org/russian.html

http://www.new-degree.ru/

http://www.akev.ru

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed

Так же очень рекомендую прочитать книгу Ирины Рюховой «Ваш грудничок старше года».

Современные молодые женщины в большинстве своем никогда не видели, как ведет себя ребенок в возрасте старше года, все еще сосущий мамину грудь. Нормальное, генетически обусловленное, физиологически и психологически обоснованное поведение ребенка они воспринимают, как что-то невероятное, чему нужно как можно скорее положить конец. К сожалению, родственники, подруги, врачи и даже многие детские психологи, также никогда не видевшие "бегунка" на грудном вскармливании, не могут оказать маме необходимой поддержки.
Как же выглядит грудное вскармливание малыша старше года?
Посмотрите на досуге репродукции мировых шедевров, запечатлевших мам, кормящих своих малышей и вы увидите, что на многих их них детки ведут себя очень похоже! Попытки открутить сосок на второй груди и засовывание ручек и даже ножек в рот маме - это всё свойственно деткам во всем мире и не только в нынешнее время. Часто прикладывание к груди подросшего ребенка напоминает больше акробатический номер, а не кормление. Малыш осваивает и тренирует физические возможности своего тела, не только учась ходить или развивая мелкую моторику. Ему нравится исследовать возможности своего тела и во время такого дорогого и любимого занятия, как грудное вскармливание.
Часто мамы, никогда раньше не видевшие как протекает процесс кормления подросшего малыша, сталкиваясь с таким поведением, теряются и пугаются, не понимая, является это нормой или же нет. Я разделяю точку зрения, что раз подавляющее большинство детей совершенно инстинктивно в определенный период своего развития проходят через такое поведение, значит это физиологически или психологически обосновано и важно. Например, любовь к выкручиванию соска второй груди, возможно, связана с дополнительной стимуляцией груди во время кормления. Или, например, известно, что у волков (и возможно других млекопитающих) во время сосания щенок должен массировать лапами молочную железу матери. А если им не во что упираться, возникает напряжение мышц и в мозгу формируются очаги высокой активности, которые остаются на всю жизнь и звери вырастают психически неуравновешенными. Конечно, психика человека устроена сложнее, но, тем не менее, я согласна с психологами и физиологами, которые считают, что нельзя игнорировать такое поведение у ребенка. Конечно, если маме это доставляет боль или приносит какие-то иные неудобства, она не должна мириться с этим, но лучше всего постараться найти баланс между интересами и мамы и малыша.

Если говорить о режиме кормления, то он может быть совершенно разным - кто-то в год уже прикладывается к груди только на сон и во сне, а кто-то еще практически полностью находится на грудном вскармливании, получая прикорм только 1-2 раза в день. Кроме того, один и тот же ребенок может абсолютно по-разному себя вести в зависимости от ситуации или местоположения - дома он может прикладываться к груди при любом удобном случае, а на улице вообще о груди не вспоминать. Как и на первом году жизни у подросших деток могут быть периоды, когда грудь им нужна больше, чем обычно. В таких случаях мамам важно прислушиваться к потребностям ребенка - возможно у него лезут зубки или он заболевает, может быть у него очередной скачок развития или просто произошли какие-то перемены в жизни - поездка на море, поход в детский клуб, возможно мама стала чаще отсутствовать и малыш «зависая» на груди пытается компенсировать нехватку общения. Особенно это характерно для ночных кормлений.
Вообще беспокойная ночь с грудью во рту - это всегда индикатор или каких-то проблем днем или начинающегося заболевания, или появления нового зуба.
Даже если малыш обычно редко при­кладывается к груди, во время болезней он начнет просить грудь чаще или пол­ностью перейдет на грудное вскармли­вание. Не читая книг и не проводя исследо­ваний, он знает, что чем больше прикладываний, тем больше антител и иммунных факторов помогают ему спра­виться с болезнью.
Дети с аллергиями, особенно на мо­лочные или основные продукты, кормятся больше, чтобы не обделить себя питанием по сравнению с детьми, которые хорошо переносят все продукты.
Подросшие детки приносят мамам покормить свои игрушки. Или сами кор­мят кукол, плюшевые игрушки и даже ма­шинки. В том числе и мальчики. И это замечательно, потому что позволяет сформировать у ребенка правильное отношение к грудному вскармливанию, которое даст свои плоды, когда малыш вырастет и у него самого появятся дети.

Обычно у ребенка второго года жизни сохраняются 8-12 суточных прикладываний к груди, разных по продолжительности и цели. Ночью детки могут, как сохранить частоту прикладываний, выработанную в первый год, так и начать кормиться заметно реже. У большинства годовасиков присутствует выраженное «зависание» на груди под утро - именно на этот период приходится «пик» выработки пролактина. В течение дня он может запивать из маминой груди свои завтраки, обеды и ужины. Малыш прикладывается к груди, когда ему необходимо утешение по какому-либо поводу (больно, страшно, устал). Он может приложиться, если хочет пить. Многие детки, находящиеся на ГВ могут отказываться пить воду или какую-то другую жидкость, кроме маминого молока до полутора-двух лет. Малыш первым делом прикладывается к маминой груди, если мама входит в дом после долгого отсутствия. Он часто прикладывается, когда ему скучно и нечем заняться или когда мама принимает неподвижную позу, например, садится разговаривать по телефону. Многие дети могут спокойно играть в сторонке, когда мама готовит или занимается какими-то другими домашними делами, но стоит ей сесть за компьютер или телевизор, как они тут же бегут на ручки. Еще одно типичное поведение - зависнуть на груди, когда пришли гости. Таким образом малыш хочет показать, что мама - его, даже если она сейчас занята не им. Если у малыша появляется потребность приложиться, его бывает сложно от этой идеи отвлечь. Ближе к двум годам многие мамы отмечают у детей резко увеличившуюся потребность в груди. Даже малыши, уже довольно редко прикладывавшиеся днем, вдруг опять повисают на маме словно младенцы. Возможно, это связано с очередной фазой развития ребенка, словно он решил максимально «напитаться» мамой перед естественной сепарацией, к которой большинство детей дорастают в районе 3 лет. Так или иначе, такие внезапно начавшиеся висения, так же внезапно могут и прекратиться, если, конечно, они не вызваны каким-то заболеванием или стрессом.

Как правило, после первого года жизни мамы специально или интуитивно переходят на стиль кормления «не отказываю, но и не предлагаю» - т.е. теперь маме уже не надо беспокоиться о том, что ребенок может пропустить кормление. Кроме того, подросший ребенок уже способен немного подождать с прикладыванием, если маме неудобно дать ему грудь прямо сейчас. Либо мама может уже сама прекращать «сеанс» кормления в случае собственной необходимости.
Грудное вскармливание с самого рождения несет, в том числе, и воспитательную функцию! Уже на стадии обучения новорожденного правильному прикладыванию, мама формирует у него понимание того, что можно, а что нельзя делать с грудь. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше аспектов будет регулироваться - можно ли просить грудь в общественном месте, как именно ее просить, как вести себя на груди и т.д. и т.п. Общих правил и рецептов тут быть не может - каждая мама выбирает тот сценарий, который устроит именно ее. Многое зависит от окружения мамы и норм, принятых в том месте, где она живет. Многое зависит от конкретной ситуации, в которой оказались мама с ребенком. Важно просто помнить, что в паре мама-ребенок, главная всегда мама! Устанавливает правила, задает границы дозволенного, регулирует и управляет процессом грудного вскармливания именно мама. Учитывая интересы и ребенка и свои собственные, и правильно расставляя приоритеты. Грудное вскармливание учит и маму и ребенка умению договариваться и принимать друг друга, делать исключения и находить ком­промиссы. Это важные навыки для маленько­го человека, которые легче понять у зна­комой и надежной груди.

Кормление детей любого возраста, как и просто воспитание детей, иногда жутко надоедает. У мамы могут быть периоды, когда ей будет казаться, что грудное вскармливание никогда не закончится. Потом эти чувства сме­няются идиллической радостью от кор­мления. Такие перемены настроения вполне нормальны и естественны. Многие мамы испытывают пик усталости, когда их деткам исполняется полтора года. Это связано с тем, что, с одной стороны, у женщины уже накопилось достаточно усталости за время ухода за ребенком, а с другой - ребенок еще слишком мал и не самостоятелен, чтобы дать ей возможность отдохнуть и хорошо восстановиться. Причем эта усталость накапливается и у кормящих мам и у мам деток, получающих смесь. И здесь кормящие мамы находятся в более выгодном положении, так как им не нужно тратить силы на приготовление смеси, мытье бутылочек, укачивания и ношения на руках по ночам и т.п. При правильной организации ГВ кормящая женщина может больше отдыхать и больше спать. Как говорится в одной шутке «грудное молоко - это единственная еда, которую можно готовить, не просыпаясь и не вставая с кровати». Самой действенной помощью для мамы будет не отлучение малыша от груди (завершение ГВ из-за усталости - одна из ключевых причин отлучения детей 1-2 лет), а возможность получить физическую помощь от близких. К году ребенок уже готов и психически, и физиологически к отделению от мамы и построению новых взаимоотношений с другими людьми, в первую очередь с близкими родственниками. Ребенок в возрасте 1 - 1,6 лет уже способен провести от 2 до 4 часов без мамы, рядом со взрослым, которого он хорошо знает, доверяет и с кем у него образовалась уже надежная привязанность. Ближе к 2м годам малыш может спокойно пробыть без мамы уже 7-9 часов. Не стесняйтесь просить о помощи, нет ничего плохого и стыдного в том, что вы устаете, в том числе и от ребенка. Если нет возможности получить такую помощь от отца ребенка или ваших родителей, то можно попробовать скооперироваться с 1-2 мамами, близкими вам по духу, и периодически оставлять малышей друг другу. Возможность даже 1-2 раза в неделю на 2-3 часа побыть самой с собой, сходить в бассейн, в салон красоты, на шоппинг или просто погулять, позволят вам быстрее восстановить силы и получать больше удовольствия от своего материнства. Это позволит ей отдохнуть и отвлечься от круглосуточных забот о ребенке, снова почувствовать себя отдельной личностью. Такие отлучки и естественным образом вытекающая из них смена обстановки очень важны для мамы!
Очень важно понимать, что желание отдохнуть от малыша, снова почувствовать себя свободной - не являются чем-то плохим или неправильным. Задачи мамы (и папы) изменяются по мере взросления ребенка. В первые месяцы жизни малыша были важны одни моменты, через год будет важно другие, через два - третьи и так далее. Своевременный переход от одной стадии родительства к другой обеспечивает здоровые и крепкие отношения между родителями и детьми, позволяя всем максимально полно раскрыть свой потенциал и получить радость от взаимодействия.
Интересно, что в некоторых традиционных сообществах мужа не допускали до близости с женой до исполнения ребенку 2 лет, тем самым оберегая женщину от наступления новой беременности и позволяя ее организму (и физически и психологически) восстановиться и отдохнуть.

Еще одной распространенной причиной отлучения от груди подросших деток, является то, что малыши начинают лезть мамам под майку у всех на глазах или громко требовать грудь, не понимая, что подобное поведение ребенка не проблема грудного вскармливания, а всего лишь одна из граней общей стратегии взаимоотношений мамы и ребенка. И отлучая ребенка мама фактически просто перекладывает свою проблему на плечи ребенка. Я, взрослая женщина, не могу или не хочу справиться с этой сложностью, поэтому ты, малыш, справляйся сам как знаешь, а меня это пусть не касается вообще!
Вот несколько советов, которые могут помочь мамам:

- Прежде всего, выработайте для самой себя четкую политику, что можно делать ребенку, а что делать нельзя. Отсутствие четких и понятных правил лишит ребенка возможности выработать нужный стиль поведения. Правила могут отличаться для поведения дома и в общественных местах.

- Запрещая одно поведение, покажите ребенку то, что ему разрешается делать. Например, нельзя щипать грудь мамы, но можно ее гладить. Малыши сами по себе не могут знать, что можно делать, а что нельзя. Просто запрещая что-то, мы не даем ребенку важной информации о том, что же можно делать в данной ситуации.

- Перед кормлением напомните ребенку, какое поведение неприемлемо и что вы прекратите кормление, если малыш будет так себя вести. В случае проблемного поведения прервите кормление, заберите грудь и четко объясните ребенку причины происходящего. Обязательно напомните о том, как он МОЖЕТ себя вести. Тут важно понимать, что установив один раз какое-то правило, вам нужно будет неукоснительно придерживаться его в дальнейшем.
- Начните прививать малышу «хорошие манеры» с самого начала, некоторые мамы начинают использовать «кодовое слово» для обозначения процесса кормления задолго до того, как ребенок начнет говорить. В дальнейшем это может помочь ему просить грудь в приемлемой для мамы форме.
- Учитесь договариваться и приходить к компромиссам. Например, во время прогулки скажите, что покормите малыша, когда найдете пустую лавочку. Можно даже устроить из этого игру, попросив ребенка помочь вам в поисках.

- Займите руки ребенка во время кормления - дайте ему маленькую игрушку или кормительные бусы. Или переключите его внимание на какую-либо деталь вашей одежды - например, на пуговицу, которую тоже можно крутить.

- Попробуйте поиграть с ним в пальчиковые игры, попеть песни или почитать, целуя или просто поглаживая его ручки

- Если вас напрягают акробатические этюды в общественных местах, то можно попробовать кормить грудью перед отъездом или сказать, что вы покормите его, когда опять приедете домой, останетесь наедине и т.п.

- Для выработки приемлемого поведения понадобится время, будьте терпеливы к вашему малышу, поверьте, он не хочет причинить вам боль или неудобство из плохих побуждений, он просто растет и учится.

- Дайте ребенку немного времени. Когда он испробует все возможные позиции и удовлетворит свое любопытство, его тяга к акробатическим номерам может уменьшиться.

Что еще важно понимать кормящей маме - для такого возраста лишь одно грудное вскармливание - это не панацея от всех проблем. Мама не просто дает малышу грудь, когда придется, а выстраивает с ним гармоничные отношения, основанные на понимании своей ведущей роли и потребностей ребенка. Кстати, именно выстраивание отношений с субъектом (грудью-мамой), а не с объектом (пустышкой-бутылочкой) является определяющем моментом в дальнейшей успешной социализации ребенка. Тем более важно выстроить их правильно.

Ситуации, когда не стоит малышу отказывать в получении груди:

  • если ребенку больно или страшно, то есть случилось какое-то неприятное для него событие;
  • если ребенку нужно помочь заснуть: кормления на сон и во время сна уходят самыми последними, потому что и малышу, и его маме объективно гораздо проще и легче засыпать с грудью, чем, например, с укачиваниями или тем более «просто так»;
  • если мамы долго не было: уходила по делам и теперь вернулась, для малыша это способ убедиться, что все в порядке.

Еще одна частая причина для жалоб у мам деток старше года - отсутствие у ребенка интереса к «взрослой» еде и желание сосать почти только одну грудь. Распространенным советом тут как раз бывает отлучение ребенка от груди, дабы он, оставшись без такого вида питания, невольно был вынужден есть прикорм. На практике часто в итоге мамы оказываются перед фактом, что ребенок теперь не ест ничего. Почему так происходит? Прежде всего потому, что отсутствие желания есть прикорм связаны с пищевым интересом ребенка, а не с грудным вскармливанием. Сосание груди и прием пищи у годовасиков - это два разных, не пересекающихся процессов. Как правило, основные кормления грудью у детей после года происходят вокруг снов, а никак не за столом. Хотя детки еще могут хотеть запить «взрослую» пищу маминым молочком, но это не те объемы, которые могут накормить годовалого малыша. Если мама испытывает сложность с введением прикорма и пищевым интересом у ребенка, то решением будет возвращение малышу пищевого интереса, а не отлучение от груди. Подробнее о пищевом интересе и прикорме можно прочитать в моих статьях на сайте Instamam.ru http://instamam.ru/index.php/2014/07/22/blog-post_2823/

Как я уже упоминала, ежедневное взаимодействие с маминой грудью с самого рождения помогает ребенку учиться выстраивать взаимоотношения и соблюдать социальные нормы. Исследования показали, что в период между годом и тремя в головном мозге ребенка начинает развиваться участок, отвечающий за социальное поведение человека, его способность к эмпатии. В этот период близкие и доверительные отношения, построенные на привязанности малыша к маме, способствуют правильному формированию мозга ребенка. Грудное вскармливание дезактивирует стрессовые ситуации и у матери и у ребенка, засчет выработки определенных гормонов. А стресс - один из ключевых, мешающий правильному формированию мозга.
Многие долгокормящие мамы отмечают, что подросшие дети, продолжающие грудное вскармливание, легче управляемы. Их легче успокоить, утешить, отвлечь от грустных мыслей. Конечно, чем старше ребенок, тем шире должен быть у мамы арсенал средств, способных вернуть ребенку хорошее расположение духа. Но в экстренных ситуациях грудное вскармливание - это важный козырь. Кормление дает возможность бы­стро прийти в себя и маме, и ребенку, ког­да у обоих заканчивается терпение. Когда мир вокруг рушится от того, что малыш хочет скакать у мамы на голове, а она к кон­цу дня так устала, что терпение уже на преде­ле, пять минут кормления превращают хулигана в спокойного и любимого ребенка, а у мамы пропадает желание расправиться с ситуацией кровавыми способами. Без кормления больше вероятность, что в маме и ребенке заговорят не слишком хорошие стороны характера.

Еще один важный момент -   подросший ребенок начинает воспринимать материнскую грудь не только как объект питания или успокоения. Многие мамы, кормящие дольше года, наверняка были свидетельницами, того как трепетно ребенок взаимодействует с грудью - любуется ею, рассматривает, гладит, целует. Это очень интимные (не путать с сексуальными!) и очень глубокие отношения. Ребенок учится строить отношения привязанности и наслаждения, страсти и удовлетворения. И этот этап очень важен для ребенка - он должен построить отношения, перерасти их и расстаться с ними самостоятельно, естественно, нетравматично, чтобы первый опыт близости стал опытом счастья и удовлетворенности, а не опытом предательства, боли и потери. Этим, кстати, возможно и объясняется мнение, что если не отлучить до года, т.е. до вступления ребенка в фазу эмоциональной близости с грудью, то потом отлучать будет сложнее. Ребенок будет очень протестовать, горевать и страдать, его переживания, возможно, будут сравнимы с переживанием безвозвратной потери любимого человека, глубокая и возможно невосполнимая травма привязанности.

Вообще, эмоциональный контакт во время кормления очень важен для ребенка! Когда он отсутствует, но грудь исправно выдается ребенку, потому что так «надо», ребенок, не получая эмоционального отклика на свои переживания, привыкает утешаться исключительно грудью, которая всегда доступна, в отличие от мамы. В результате, малыш привязывается к груди больше, чем к маме. Если говорить терминологией теории привязанности, то грудь становится конкурирующей привязанностью. Мама оказывается не в состоянии успокоить ребёнка ничем, кроме груди, и если в 3 месяца это кажется естественным, то в 3 года уже вызывает раздражение, непонимание и настойчивые попытки “отлучить”. Но ребенок будет держаться за грудь мёртвой хваткой, при малейшем намёке на отлучение демонстрировать все признаки тревоги от разделения. Маме придется прилагать неимоверные усилия, чтобы вытеснить конкурирующую привязанность с собственной грудью, показать ребёнку, что не грудь, а мама - его безопасная гавань и надёжная база.

А как обстояло дело с длительностью грудного вскармливания раньше? На самом деле вопрос о том, как долго надо кормить ребенка грудью стал волновать общественность не так давно - где-то с середины 20 века (в России чуть раньше), когда женщины начали играть активную роль в экономической жизни страны и семьи. Исследования, проведенные в США в первой половине прошлого века, показали средний срок кормления грудью 2 года 8 месяцев. Необходимость работать вне дома вынуждала женщин прекращать грудное вскармливание, ориентируясь не на готовность ребенка, а на сроки декрета. Кстати, примерно в этот же период стал актуальным вопрос детского сна, а именно выработки у малышей способности засыпать самостоятельно. По поводу детского сна есть чудесная статья профессора антропологии и директора лаборатории по изучению поведения сна матери и ребенка Джеймса Дж. МакКенна "Влияние культуры на младенческий сон» , которую я очень рекомендую прочитать всем мамам. http://www.llli.org/russian/subject/sleep/culturalinfluences.html
По свиде­тельствам историков и этнографов, до революции славянки кормили минимум до полутора лет, часто в два-четыре раза дольше, а младенчеством считался воз­раст до семи лет. У восточных народов нашей страны кормление продолжалось годами. Исследования антропологов показывают, что с точки зрения биологии нормальный возраст завершения грудного вскармливания у людей составляет от двух с половиной до семи лет и практически единогласно свидетельствуют о том, что во всех традиционных культурах дети находятся на грудном вскармливании до самоотлучения.

Кто-нибудь может возразить - как можно нам, жителям современных городов, таким умным и продвинутым, ориентироваться на менее цивилизованные или развитые общества? Но истина такова, что большинство жителей современных городов трудно назвать счастливыми и гармоничными личностями. Психологи в развитых странах давно фиксируют неимоверный рост числа депрессий, агрессии и насилия. В то время как в менее цивилизованных, по нашему мнению, обществах (например, у индейцев Амазонии), воспитывают детей с низким уровнем агрессии, ненависти, конкуренции. В этих обществах постоянно присутствует близость матери и ребенка. А мы уже знаем, что отсутствие подобной близости является частой причиной различных отклонений в развитии детей и что так же значимую роль в развитии ребенка играет опыт его рождения и вскармливания.
Сейчас семьи редко имеют более 2 детей, дети стали более ценны, и мало что мешает матери быть близкой с ребенком в первые годы, когда закладывается его психическое и физическое здоровье. Грудное кормление дает ребенку ощущение благополучия и навсегда запечатлевается в его психике. В процессе грудного вскармливания формируется целый комплекс тончайших психофизиологических контактов между матерью и ребенком, которые могут остаться пожизненной основой внутрисемейных отношений. Есть мнение, что дети, длительно ( 1 год и более) находившиеся на грудном вскармливании, растут более защищенными и приспособленными к жизни, они реже отличаются повышенной агрессивностью, более спокойны и добродушны. Конечно, заботу и близость можно обеспечивать и без грудного вскармливания, но грудное вскармливание существенно облегчает эту задачу, в том числе и благодаря созданию необходимого гормонального фона у матери.

Сегодня модно воспитывать в детях раннюю самостоятельность, и преждевременное отлучение от груди видится некоторым родителям как средство сделать ребенка более независимым. Однако психологи, которые вплотную занимаются исследованием детского развития, предупреждают: преждевременное насильственное отлучение может, наоборот, спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей. Навязанная независимость превращается в психологическую оторванность и заброшенность. Отвечать на потребности ребенка, когда он в зависимости от родителей - вот настоящий ключ к достижению независимости. Дети, которые становятся независимыми в их собственном темпе, более безопасны в этой независимости, чем дети, которых заставили стать независимыми.

2-3, мать-дитя, графомания, ГВ после года, 1-2, 3-5, здоровье

Previous post Next post
Up