Какая-то тут странная арт-история развивается, а я пропустила. Догоняем!
10 октября в желтой прессе появилась новость:
"Алла Пугачёва вывозит свой замок из России по частям. Примадонна попыталась переправить за границу антиквариат, который оценивается примерно в $20 млн. Среди старинных произведений искусства есть картины современников Рембрандта и Да Винчи." -
LIFE Мне вообще нравятся такие формулировки: вот подарит мне 6-летняя дочь подруги рисунок фломастером, а я буду говорить "в моей домашней коллекции есть работы современников Джеффа Кунца и Дэмиена Херста". Ловите лайфхак, рекомендую.
Но вернемся к теме.
Напомню, что нарушение правил вывоза имущества, имеющего культурную ценность, за границы РФ стал еще одним инструментом из арсенала борющихся с иноагентами и инакомыслящими. Так, 17 октября 72-летнюю жену политика-иноагента Леонида Гозмана Марину Егорову отправили под домашний арест по делу о контрабанде. По словам ее адвоката, речь идет вещах типа серебряных ложечек, обычное домашнее барахло, никаких фабержей. Она попыталась их вывезти без документа о Минкульта о том, что это не ценно для России и к вывозу разрешено.
Дальше продолжаем читать Life: "во время одного из своих прошлогодних визитов 75-летней певицы её представители составили опись антикварного имущества, среди которого французская люстра XIX века, ваза для фруктов XIX века, скульптуры и картины XVI-XIX веков. Ценный груз, оформленный на иноагента Максима Галкина*, должен был улететь из столичного Шереметьево. Однако на таможне был предоставлен неполный пакет документов, в связи с чем в отправке коробок с картинами, книгами и прочим было отказано." Читай - арестовывать на этот раз за контрабанду было некого, потому что супруги сами груз не сопровождали, мудрые люди.
"В беседе с нами потомственные антиквары [ААААААА!!!!!! "потомственные антиквары", ыыыыы] и коллекционеры оценили коллекцию Пугачёвой в $20 млн, а также заявили, что многие работы редкие и представляют музейный интерес. По словам экспертов, среди старинных произведений искусства есть музейные экспонаты XVI - XVII веков, которые могут продаваться на аукционах за бешеные деньги. К примеру, цена на «Мадонну с младенцем и двумя ангелами» Доменико Пулиго - современника Леонардо да Винчи - на аукционах начинается от $1 млн. В коллекции Аллы Борисовны есть полотно «Вид на город у реки с ветряной мельницей» художника Яна ван Гойена - современника Рембрандта. Всего автор периода золотого века голландской живописи написал 1200 картин, одна из них - как раз у Примадонны." Миллион долларов за картину - это вообще не бешеные деньги, а "написал всего 1200 картин" - это значит "строчил как бешеный принтер", что ценности художнику не прибавляет, но это я уже докапываюсь, сорри.
В общем, затем кто-то в стане Пугачевой, видимо, спохватился, что не надо светить этими вещами, и пошла волна новостей, снижающая ценник.
13 октября шоумен Стас Борецкий (господи,
какая рожа и фигура), купивший пресловутый замок, сказал, что там были только картины Никаса Сафронова и портрет Галкина*.
24 октября адвокат Добровинский
сказал, что картины, которые Пугачёва пыталась вывезти, являются подделками, а оригиналы хранятся в других местах. Почему он вышел с этим заявлением (причем не от лица Пугачевой, судя по тексту, а сам), а также общую систему аргументации я вообще не поняла. Так, он говорит, что на самом деле пейзаж Яна ван Гойена был продан за 500 тыс. долл. на Сотбис конкретному американцу, а у Пугачевой современная китайская копия маслом за 10-15 тыс. рублей. Начнем с того, что делать такие заявления без экспертиз и документов - некорректно, затем американец мог картину давно продать, и вдобавок (вспомним 1200 картин), у ван Гойена спокойно могло быть два идентичных пейзажа.
А 2 ноября галерист Алексей Зайцев (слава богу, не потомственный, знаю его) корректно
сказал, что "не владеет информацией о коллекции артистов, однако ему известно, что во владении Пугачёвой определённо должны были быть сколько-нибудь значимые экземпляры. Тем не менее более предметно судить об их стоимости не представляется возможным. (...) Галерист добавил, что так или иначе для всего, что "хотя бы отдалённо напоминает искусство", требуется получить особое разрешение на вывоз от Министерства культуры. Так что даже в том случае, если общая стоимость коллекции и не равняется двум миллиардам рублей, как писал Telegram-канал SHOT, просто так переправить её через границу не получится. Чтобы получить такое разрешение, надо, во-первых, получить заключение экспертизы, в котором будет отражено как раз значение этой работы. И будет сказано - либо работа не подлежит вывозу из Российской Федерации, либо, соответственно, её вывоз не нанесёт ущерба культурному и историческому наследию нашей страны и Таможенного союза. Это небыстрая процедура. Помимо искусствоведческого заключения требуется получить ещё заключение оценочное, то есть собрать прецеденты продаж подобных работ".
***
А как мы понимаем, получать подобные бумаги в Минкульте опальные супруги будут бесконечно. Так что путей, если разумно, тут несколько: продать все в России; положить на склад с хорошим климатом и ждать политических перемен; вывезти контрабандой. Кстати, как рассказывали мне знакомые арт-дилеры, последний путь сейчас вполне бодр, с начала санкций к нам так прекрасно ввозят антиквариат и вывозят антиквариат. Оформляя как сантехнику и предметы для украшения интерьеров.
UPD:
рассматриваю фотки интерьера и высказываю свое мнение об увиденных произведениях искусства тут