"Крокодилы в древнем Пскове": что не так с этой популярной научной статьей

Oct 11, 2024 17:15

Коркодил. Рисунок из "Собрания о неких собствах естества животных" Дамаскина Студита

Read more... )

интернету нельзя верить

Leave a comment

bbzhukov October 13 2024, 02:26:51 UTC
М-м-м... Что-то мне эта версия напоминает диалог из репертуара Бима и Бома. Который начинается "за мной сейчас сто волков гнались!", а кончается "ну хорошо, ну не волк, ну клок сена - но он же шевелится!".

Начнем с того, что документированных случаев нападения сомов на живых людей как-то не находится. Все истории такого рода либо относятся ко временам не позже XVII века (тогда, как мы помним, и на метлах летали и волками оборачивались, а уж что про всякое зверье рассказывали - см. хотя бы книжку Люси Кук), либо основаны на нахождении в желудках крупных сомов человеческих останков. Ну, что сом жрет мертвечину (причем не слишком разбираясь, кто это был при жизни), никто никогда не сомневался. А вот случаев реального нападения как-то не зафиксировано. Может, он сдуру и может схватить за пятку неосторожного купальщика, бултыхающегося над его любимой донной ямой (вероятно, приняв его пятку за утку - на водоплавающих птиц он точно нападает), но вот чтобы он атаковал кого-то на берегу или хотя бы на мелководье... Что он с ним делать-то будет - ждать, пока утопленник в должной степени протухнет?

Во-вторых, я, конечно, не знаток сельской архитектуры северо-западной России, но что-то я никогда не слышал, чтобы там строили дома на сваях над водой. Лодочные сараи там, конечно, есть (и, возможно, были и в XVI веке), но никто в них не живет и никто их "избами" не называет. (Впрочем, в летописном рассказе никакие "избы" тоже не упоминаются.)

Ну и в качестве вишенки на торте: может, псковичи и не слишком ясно представляли себе, кто такой крокодил и как он выглядит. Но уж что такое сом, прекрасно знали все обитатели тех мест, включая монахов-летописцев. Если даже допустить, что кого-то утащил сом и что другой кто-то это видел - ни самому очевидцу, ни последующим пересказчикам никакие крокодилы в голову бы не пришли.

Особенно, если этих сомов прикормили, - что опять возвращает к озвученной в комментах версии о гипотетических массовых казнях.
"Версия о гипотетических массовых казнях" свидетельствуют только о полном незнакомстве ее автор с историческими реалиями. Никаких массовых казней во Пскове в 1582 и предшествующих ему годах не было. Правда, зато были активные боевые действия, в том числе два ожесточенных штурма города. Ни у одной из противоборствующих сторон не было в обычае сбрасывать трупы (даже вражеские) в воду. Но, конечно, какое-то количество бойцов могло туда попасть живыми или мертвыми - особенно если учесть, что одной из наиболее напряженных точек была Покровская башня, стоящая в непосредственной близости от берега реки, а при втором штурме главный удар вроде бы вообще наносился с запада, т. е. как раз от Великой. (Пытаюсь представить, как это вообще выглядело - массированный штурм с реки, при том, что между урезом воды и стеной - считанные десятки метров, а уже в октябре ударили морозы. Но источники подробностей не приводят.) Так что рыбкам в Великой кое-какая подива наверняка была.

Reply

aazz_z October 13 2024, 10:43:51 UTC
- "за мной сейчас сто волков гнались!", а кончается "ну хорошо, ну не волк, ну клок сена - но он же шевелится!".
А почему нет?! Летописец пересказывает слова "очевидцев". Комиссия от Гиннеса не приезжала, протокол не составляла. Если исходная мысль "очевидцев" была о том, что в воду каким-то образом попало необыкновенно много человечины из-за чего расплодились речные монстры, то для них детали как сом/крокодил уже были бы и не важны. Сом за речного монстра вполне сойдет.

- "А вот случаев реального нападения как-то не зафиксировано."
А как вы себе это представляете? Сом не откусит кусок - а именно потопит. Что тут можно зафиксировать? - что человек утонул а у него на ноге какие-то странные отметины? - так может он зацепился на дне за корягу.
По поводу современности надо начинать с того, что крупные сомы сейчас сами по себе чрезвычайная редкость.
Самое недавнее - этим летом в Чехии: 2,61м и 2,64м . (Это была добыча какого-то узкого специалиста-охотника-на-сомов, который был заинтересован в фиксации рекорда).
Источник: https://www.kp.ru/online/news/6036600/

" У сомов своеобразно устроена пасть - там большое количество мелких зубов, которые направлены вовнутрь. Поэтому, когда сом ловит добычу, то вырваться у нее не получится. Если сом случайно хватает руку или ногу, то «выплюнуть» он ее просто не может и тянет за собой в свое привычное и безопасное место обитания - на дно, поясняют в заповеднике. "
Источник: https://vk.com/wall-119316251_517806

Кстати, мне попадалось о том, что сомы могут охранять кормовой участок (тут тоже не поручусь за достоверность).

- "Версия о гипотетических массовых казнях" свидетельствуют только о полном незнакомстве ее автор с историческими реалиями.
Не обязательно казни и битвы. Если примерять к реалиям средневековой жизни - разбойники. Историю можно было бы принять за метафору неудачного правления, при котором повсюду царил разбой и правовой хаос.
Но, как часто бывает с такими историями, в комментах уже пишут, что достоверность самого летописного фрагмента вызывает некоторые вопросы.

А по поводу реального Горсея - тоже надо смотреть весь текст, а не фрагмент - насколько Горсея привлекала слава Мюнхгаузена. Примеров фантазийных путевых заметок предостаточно.

Reply

bbzhukov October 13 2024, 14:42:08 UTC
Сом за речного монстра вполне сойдет.
Вот сома бы тогда и вспомнили. А до крокодилов надо было додуматься. Зверь для Руси чисто книжный, очевидцу он бы и в голову не пришел. Даже если бы он реально увидел крокодила, он бы, вероятно, рассказывал об "огромной щуке с ногами".

А как вы себе это представляете?
Примерно так, как сегодня фиксируются нападения крокодилов, акул и т. д. Даже не в самых просвещенных и насыщенных техникой странах.

" У сомов своеобразно устроена пасть - там большое количество мелких зубов, которые направлены вовнутрь. Поэтому, когда сом ловит добычу, то вырваться у нее не получится.
Это правда - в том смысле, что сомовья пасть прекрасно приспособлена для того, чтобы захватывать и удерживать (с последующим проглатыванием), но не для того, чтобы откусывать и жевать. Так что человек для сома - не добыча от слова "совсем".

Если сом случайно хватает руку или ногу, то «выплюнуть» он ее просто не может
А вот это уже, извините, рыбацкие байки. Вы бы еще сослались на "свидетельства", как сомы подплывают к стоящим по брюхо в реке коровам и высасывают из вымени молоко. Есть и такие "достоверные данные".

Не обязательно казни и битвы.
Версию о массовых казнях упомянули Вы.

Историю можно было бы принять за метафору неудачного правления, при котором повсюду царил разбой и правовой хаос.
Ну, если забить болт на научное источниковедение, то конечно.

А метафоры можно усмотреть какие угодно и в чем угодно. Говорю по собственному горькому опыту: пишу "в XIX веке прогрессисты полагали...", а некий проницательный читатель пишет "ну ясно же, что автор имеет в виду современное российское школьное образование!". И т. п.
А уж какие метафоры и аллюзии разные проницательные читатели отыскивали в более знаменитых текстах - от "Алисы в Стране чудес" (в некоторых информационных пузырях до сих пор считается твердо установленным, что Слезное море и Странные скачки - это пародия на теорию Дарвина) до "Золотого ключика"!

А по поводу реального Горсея
Это уже не ко мне. Я о Горсее ничего не говорил.

Reply

aazz_z October 13 2024, 19:47:53 UTC
- "Даже если бы он реально увидел крокодила, он бы, вероятно, рассказывал об "огромной щуке с ногами"."
Если оценивать кругозор и сообразительность пращуров, так по мне для них что сом, что крокодил - это просто сом и крокодил, а вот сом-людоед - это исчадие ада, казни египетские, природный монстр - т.е. коркодил. Т.е. именно как характеристика всего спектра людоедства и душегубства.
И Данилевский - это прекрасно, но мена больше впечатляют даже не сомы и крокодилы, а разные гигантские саламандры. Не думаю, что у Данилевкого про них что-то есть.

Кстати, тут много писали о возможности привезти живого крокодила: теоретически - да, но ведь с миссионерскими целыми, ради внушения населению религиозного трепета, можно было привезти и просто шкурку-чучелко - и от крокодила, и от гавиала, и от варана.
Так то к середине 16 века в Европе по церквам уже вовсю развешивали чучела крокодилов, но про Псков и Новгород - непонятно.

Так что я, в отличие от вас, верю в фантазию и кругозор предков.

Тут пишут, что происхождение обсуждаемой цитаты, всё ж, очень спорное и она больше похожа на вставку середины 17 века.
https://shakko.ru/1991025.html?thread=76063601#t76063601

Reply

bbzhukov October 13 2024, 20:56:07 UTC
Если оценивать кругозор и сообразительность пращуров, так по мне для них что сом, что крокодил - это просто сом и крокодил
Хороший оборот "по мне". Написал "по мне" - и пиши дальше любую чушь все, что заблагорассудится, нимало не заботясь о всяких обоснованиях и доказательствах.

Для псковичей сом и крокодил различны уже хотя бы потому, что сома они все прекрасно знали (даже те, кто сам эту рыбу не ловил), а вот крокодилов в глаза не видели и даже на картинках (типа приведенной в посте) его лицезрели, мягко говоря, не все. Крокодил - животное из книг и легенд и вот оно-то точно ассоциировано с преисподней: "Крокодилы, змии, скорпии//Припекают, режут, жгут…//Воют грешники в прискорбии,//Цепи ржавые грызут".

Не думаю, что у Данилевкого про них что-то есть.
Не встречал. А что, в русских летописях (подчеркиваю: в летописях, а не, к примеру, в "ФизиолОге") есть что-то про саламандр?

можно было привезти и просто шкурку-чучелко - и от крокодила, и от гавиала, и от варана.
Так то к середине 16 века в Европе по церквам уже вовсю развешивали чучела крокодилов
В тамошних кунсткамерах и поприкольнее существа случались. Однако почему-то никто из европейских хронистов не писал из-за этого, что крокодилы вылезли из реки и набросились на людей.

Так что я, в отличие от вас, верю в фантазию и кругозор предков.
Я полагал, что мы обсуждаем более-менее рациональные предположения. Но если дело доходит до "верю", то, конечно, можно ни в чем себе не отказывать. Ваше право верить во что угодно: в то, что в XVI веке на Псковщине действительно водились крокодилы, или в то, что все так называемые "русские летописи" на самом деле сочинены петербургскими придворными фальсификаторами в XVIII веке. В то, что гигантские сомы выбирались на берег и гонялись за людьми - или в то, что псковский летописец просто покушал хлебушка из ржи, недостаточно очищенной от рожков спорыньи. Или хотел проверить - эти его писания вообзе хоть кто-нибудь читает?
Пожалуйства, не стесняйтесь.

Тут пишут, что происхождение обсуждаемой цитаты, всё ж, очень спорное и она больше похожа на вставку середины 17 века.
Вполне возможно. Только непонятно, что это меняет - кроме того, что окончательно хорогит версию о том, что какие-то крокодилы (или существа, принятые за них) в 1582 году на Псковщине реально имели место.

Reply

shakko.ru October 14 2024, 09:18:59 UTC

+1

Reply

bbzhukov October 14 2024, 13:23:35 UTC
Досточтимая Шакко, раскройте, пожалуйста, коммент от agordian, чтобы на него можно было ответить. Если, конечно, сокрытие этого коммента для Вас не принципиально.

Reply

aazz_z October 14 2024, 12:40:12 UTC
Три цитаты, в том виде, в котором они собраны у Сапуновых, и изначально не могли ничего доказывать - могли быть только поводом для размышлений. Даже много перекрестных цитат без археологических подтверждений, как вы объяснили на примере способности сомов к людоедству, - тоже ни о чем.

Про нильских крокодилов и изначально было понятно, что размножаться на в средних широтах они не способны.

У меня были некоторые надежды хотя бы на Герберштейна, и его описания каких-то гивоит, но баранец и их погубил.

Однако, чайник Рассела всё летает и летает, а так как видно, что одним названием именовали совершенно разные виды животных, и, как вы заметили, крокодил легко превращается в щуку на ножках, то пока продолжу верить в умеренно большого водяного змея на ножках, который может обернуться холодостойкой саламандрой в 50-70см.

Reply

bbzhukov October 14 2024, 13:13:07 UTC
Про нильских крокодилов и изначально было понятно, что размножаться на в средних широтах они не способны.
А что, кто-то утверждал обратное?

пока продолжу верить в умеренно большого водяного змея на ножках, который может обернуться холодостойкой саламандрой в 50-70см.
Способной при этом сожрать (или хотя бы основательно покусать) человека. Правда, сделавшей это всего раз за все историческое время и никогда не виданной ни до, ни после этого уникального события.

Впрочем, как я уже сказал, Вы вполне вправе верить во что угодно и в кого угодно. Хоть в татцельвурма, хоть в чупакабру, хоть в линь-зыонга. Чем холодостойкая человекоядная саламандра из псковских рек хуже этих (или любых других) криптидов?

Reply

aazz_z October 14 2024, 13:27:56 UTC

Не передергивайте! На людоедство могли покушаться 3-х метровые сомы, а милый домашний питомец, живущий в бочке и предсказывающий погоду, не вреднее американских красноухих черепах, - которые твари кусучие.

Reply

bbzhukov October 14 2024, 13:37:07 UTC
То есть все-таки сомы вылезали на берег и гонялись за людьми? И невежественные псковичи не опознали в этих монстрах хорошо им знакомую рыбу? А саламандры (невесть откужа взявшиеся) только жили в бочках и предсказывали погоду (интересно, как?)? Но почему-то в людоедских наклонностях заподозрили именно их?

Я ничего не передернул?

Что до красноухих черепах - у меня когда-то жила парочка. Знаете, ни разу не укусили и даже не пытались.

Reply

aazz_z October 13 2024, 11:43:32 UTC
М.В. Ломоносов связывал истоки сказания о коркодилах именно с представлениями о беспределе и разбое (языческом) вообще, а не конкретно с какими-то о казнями и войнами.

"...Между тем, когда славенские племена из Мидии, около Черного моря, в Иллирик и в другие места распространялись, тогда и в северные страны поселялись в великом множестве. Новогородский летописец согласуется в том со внешними писателями. И хотя бы имена Славена и Руса и других братей были вымышлены, однако есть дела северных славян, в нем описанные, правде не противные. По Варяжскому морю, которое от воровства на чудском языке сие имя получило, обыкновенно в древние веки бывали великие разбои и не токмо от подлых людей, но и от владетельских детей за порок не почитались. Про Славенова сына Волхва, от которого Волхов наименование носит, пишет, что в сей реке превращался в крокодила и пожирал плавающих. Сие разуметь должно, что помянутый князь по Ладожскому озеру и по Волхову, или Мутной реке тогда называемой, разбойничал и по свирепству своему от подобия прозван плотоядным оным зверем. Распространение славян северных до рек Выми и Печоры и даже до Оби хотя позднее должно быть, кажется, нежели как положено в оном летописце, однако не так поздно, как некоторые думают, затем что дорогими собольими мехами торг из России на запад уже за семьсот лет известен из внешних авторов, и дыньки в российском купечестве прежде обращались, нежели Ермак открыл вход в Сибирь военною рукою."
Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года -
Часть I. «О РОССИИ ПРЕЖДЕ РУРИКА»
Глава 5. «О преселениях и делах славенских»
автор Михаил Васильевич Ломоносов

Reply

bbzhukov October 13 2024, 14:48:10 UTC
М.В. Ломоносов связывал истоки сказания о коркодилах именно с представлениями о беспределе и разбое (языческом) вообще
При жизни М. В. Ломоносова научное изучение русских летописей даже еще не начиналось.

Если Вас в самом деле интересует вопрос, как читать летописи и что может означать в них тот или иной пассаж - настоятельно рекомендую почитать или послушать Данилевского (Игоря, конечно :-)).

Reply


Leave a comment

Up