"А можно я здесь прилягу?" знаменитые портреты, для которых натурщик отказался сидеть

Jan 01, 2024 10:00


Эпиграф: Бессмысленные движения руками и ногами
неуклонно увеличивают энтропию Вселенной
(А. и Б. Стругацкие).

Мне кажется, первое января -- это отличный день, чтобы посмотреть на картины, где людям максимально конфортно и их никто не дергает. Для портретного жанра, между прочим, это редкость: позировать для портрета -- это тяжелая работа, выматывающая. Особенно если автор, как например, Валентин Серов, пишет портрет по несколько месяцев, приходя раз в неделю. А тебе надо сидеть на стуле или кресле, как засватанному (кстати, по-английски "позировать для портрета" так и будет "to sit for portrait", т.е. в прямом слове "сидеть"). А если это вообще портрет во весь рост, стоячий? И надо стоять, не шевелиться, часами!

В общем, давайте не будем смотреть на эти мучительные произведения, ради которых модели часами принимали неудобные позы. И лучше вглянем на портреты лежачие.






А. Головин. "Шаляпин в роли Олоферна". 1908

Лежачих портретов не очень много, так как это, в принципе, поза-то не очень приличная, расслабленная такая. А портрет -- это штука серьезная, дорогостоящая, требующая затрат времени и труда. Поэтому, при взгляде на любой "лежачий портрет" всегда имеет смысл понять, как художник и модель оправдывают сие неприличие. В случае илл. выше возлежание оправдывается сюжетом: это театральный портрет (изображает актера в роли), посвященный древнему библейскому сюжету. Постановщики оперы "Юдифь" и ее художники предполагали, основываясь на ассирийских рельефах, что ассирийский военачальник Олоферн, как человек из приличного общества, предпочитал есть и пить именно возлежа. Поэтому Шаляпин тут одновременно и лежит, и размахивает чашей для питья.

Репин. "Отдых. Портрет В. Репиной". 1882

Некоторые женские портреты, изображающие дам лежащими -- это портреты жен или любовниц художника, которым за все время совместной жизни безмерно надоело позировать, и никакого праздника они для себя в этом не видит. Но, на мое удивление, когда я закопалась в эту тему серьезно, статистически таких картин не очень много: художники все-таки предпочитали заставлять своих жен сидеть и бодрствовать! (Исключение: позирование в обнаженном виде, тут можно и полежать, на манер Венеры Урбинской).




Буше. "Мадам Помпадур". Ок. 1758

Чего гораздо больше, чем неформальных портретов лежащих любимых женщин -- так это формальных светских портретов знатных дам, аристократок, которые аристократически, и при этом весьма кокетливо возлежат. Мода принимать гостей в этой позе возникла, судя по всему, во Франции 18 века под влиянием "туретчины" (turquerie), в подражание султанам и гаремным красавицам. Действительно, выглядит это, как мы можем судить по портретам Помпадур, завлекательно.




Ж.Л. Давид. "Портрет мадам Рекамье". 1800

Красавица наполеоновской эры маркиза Рекамье возвела этот обычай на новый уровень. Изучив то, что было на тот момент известно о древнеримской мебели, дизайнеры эпохи ампир как раз занимались воскрешением этой мебели и ее приспособлением к современным светским обычаям. А мадам Рекамье как раз вспомнила, что римляне (как и Олоферн) пировали, совершали возлияния и вели прочую светскую жизнь на лежанках. Поставила это псевдоримское ложе в своей гостиной и стала так принимать гостей. Портрет, написанный Давидом, и копии с него, закрепили эффект, а кушетка эта приобрела ее фамилию и стала "рекамье".




Тишбейн. "Гете в римской Кампанье". 1787

Знаменитый писатель Гете, автор путевых заметок о путешествии об Италии был в ту эпоху, как бы сегодня сказали, важнейшим инфлюенсером. Он пропагандировал путешествия, любовь, соответственно, к Италии и прочие культурные вещи. Так что на этом полотне, программном, написанном его другом, Гете подает свой образ согласно озвученным выше задачам: одетый в удобную туристическую одежду, в том числе бесформенный плащ, который не жалко пачкать, после утомительного, видно, путешествия, он прилег на древних руинах на фоне прекрасного пейзажа. Окружающий фон осеняет его своим романтическим флером. Он будто отдыхающий пастух из античной Аркадии (есть иконографический источник). Поза говорит о задумчивости писателя и его романтических раздумьях: скоро он отдохнет и нас ждут новые блестящие строчки.




Джозеф Райт. "Сэр Брук Бутби". 1781

Английский землевладелец и немножко поэт сэр Брук Бутби лежит тут на траве (почему без пледа?! Мальчику же неудобно) по идеологическим причинам. Заказчик портрета был поклонником Руссо, который  как раз и проповедывал возвращение к удовольствиям природы. Бутби даже принимал Руссо у себя в гостях. На тесную связь возлежания с руссоизмом указывает то, что книга в руках модели -- тоже томик Руссо.




Репин. "Толстой на отдыхе в лесу". 1891

Нетрудно догадаться, что в этом портрете натурщик, великий наш Лев Николаевич, придерживается сходных принципов единения с природой. толстовства, отказа от роскоши и проч. (Однако подстилочку ему жена положила с собой, не забыла!)




Крамской. "Некрасов в период "Последних песен". 1877-1878

Оправдание лежащей позы модели этого портрета очень грустное: картина писалась, когда было очевидно, что поэт скоро умрет. Так и случилось, портрет заканчивался уже посмертно. Крамской стремился подчеркнуть трагичность этого момента и антуражем, и позой: ничто ведь ему не мешало написать отдельно голову и потом "приделать" к ней повседневную одежду. Но он сделал драму, молодец автор.




Рошгросс. "Портрет Сары Бернар"

К тому времени, когда жила великая актриса, аристократическое обыкновение мадам Рекамье, да и вообще, весь этот аристократический блеск давно отошли в прошлое. Принимать гостей возлежа на кушетке теперь могли себе позволить только театральные дивы и куртизанки. И богини, разумеется. Бернар обожала портретироваться, и на многих из своих портретов она именно лежит: то в роли Клеопатры, то императрицы Феодоры, то, как на этой картине -- как какая-то одалиска. Впрочем, есть портреты, на которых она одета вполне по моде своего времени, но это ее никак не останавливает в желании расслабиться и показать этим свое могущество и превосходство над светскими условностями.




Роберт Генри. "Гертруда Вандербильт Уитни". 1916

И вот очень милый пример из молодого 20 века. Если ты миллионерша, то ты можешь себе позволить все, то, что уже даже для актрис считается плохим вкусом. Ты можешь даже делать это в пижамке (верней, в китайском костюме). Кстати, основанный ею музей Уитни очень хорош.




А у вас есть любимые изображения лежащих людей, портретные или просто картины?

***
Ранее по теме:
Топ-10 знаменитых картин, в которых люди целенаправленно и намеренно НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ

портреты, подборки картин, рождество

Previous post Next post
Up