Церемония открытия летних Олимпийских игр в 2004 году в Афинах была потрясающей с точки зрения визуального (2004 Summer Olympics in Athens, Friday, August 13, 2004).
Ее важную часть составили ожившие произведения искусства, которые на стадионе проиллюстрировали историю искусства Греции, начиная с древнейших времен.
Давайте посмотрим это в деталях.
Церемония открытия: видео (3 часа), ютубнаша тема с 15-й минуты
Начинается с кентавра -- это тема из древнегреческих ранних статуэток.
Затем вырастает гигантская голова кикладского идола (статуэтки с Киклад -- это прото греческое искусство, и сегодня считаются шедеврами лаконичности).
Затем голова распадается на "обломки" и торс архаического куроса.
Архаический торс потом преображается в более поздний и реалистичный (все происходит очень быстро, если ты не сдавал про это экзамены, то фиг отследишь преображение). Затем молодой человек бегает по гигантскому кубу (это вроде бы символ земного шара и отсебятина, не скриншотим).
С небес спускается Купидон, почему он голубой -- я не знаю, вообще такого цвета в том временном отрезке -- только
египетские гиппопотамы-статуэтки.
Критское (минойское) искусство
На 23-й минуте начинается собственно процессия.
Ожившая статуэтка "богини со змеями".
Ожившие фрески с Крита, в частности впереди "Царь-жрец", он же "Юноша с лилиями".
Вы не находите, что эта яркость напоминает чем-то дымковские игрушки?
Только этим дамам три тысячи лет, и поэтому это -- стильно, а Дымке едва ли двести, и она опошлена сувениркой, поэтому на ожившие дымковские игрушки мы бы смотрели с другими ощущениями.
Еще ожившие фрески Кносского дворца с
изображением процессий.
Огромное количество фигур, сменяются в мгновение ока в кадре, едва успеваю зафиксировать.
Инсценировка фрески «Боксирующие мальчики» с острова Акротири
На 23:50 инсценировка знаменитой фрески с "бычьей пляской" (кто не читал роман Мэри Рено "Тесей" -- бегом!)
На переднем плане -- фигура "Рыбак" с фрески в Акротири.
Дельфинчики -- тоже со фресок.
Голубые дамы, думаю -- минойские вотивы фаянсовые в виде плоских женских фигурок.
"
Собирательницы шафрана" с Акротири.
Микенское искусство
В 24:30 переходим с островов на континент.
Предметы из Микен: "Маска Агамемнона" и шлемы из клыков дикого вепря (оч. стильная вещь).
Эпоха геометрики
Микены как-то быстренько, всего одна платформа, затем наступает эпоха геометрики (900-700 гг до н.э.), главными памятниками которой являются керамические предметы, расписанные, соовтетственно, геометрическими узорами.
Очень авангардно, практически футуризм, Бурлюк бы одобрил.
Греческая архаика
Начинается в 26:00.
Женщины -- раскрашенные "коры" с афинского акрополя.
Мужские статуи -- "куросы", а также ожившие рельефы, например "Надгробие Аристиона".
(вообще из этого видео получился бы отличный экзамен -- ставить студентам и считать, сколько они угадают конкретных произведений, и сколько приблизительных).
Дама в красном платье там будет, что символизирует -- не знаю, мб то, что на самом деле это все это тоже раскрашено было, как дымковская игрушка.
Классика
На 27-й минуте начинается классический период, причем уже не с чистого ИЗО, а с архитектурного сооружения -- театра, и женщины с театральными масками, т.е. символа драматического искусства.
Что за товарищи в костюмах петухов -- честно не знаю.
Предполагаю, что это там театральные персонажи некие, по крайней мере, коричневые толстяки внизу, с комическими рожами, похожие на китайских божков -- это точно из театра.
(Опять вспоминаю о футуристах, а, это потому что наряды на них похожи на дореволюционные мужские купальные костюмы).
Традиционный сфинкс на колонне
Изогнутый прямоугольник -- это распластанная рамка изображения на вазе, в таких изогнутых формах принято переводить на плоскость вазопись. Здесь мы видим сюжет про Геракла и гидру.
Вазопись должна быть краснофигурной, но это бы повторило геометрику, поэтому они наверно и добавили цвет.
Дошли до высокой классики -- "Афина Парфенос" Фидия.
К этому моменту, когда мы увидили, сколько много было до высокой классики, ее декларативная белизна действительно выглядит искусственной, романтической выдумкой. Глаз так и тщится раскрасить это все по образцу предшественников.
В воздухе -- модель Парфенона парит.
Два портала по краям, похожие на двери, на фоне которых сидят женщины -- типичные погребальные стелы, например см. "Надгробие Фрасея и Евандрии".
Кареатиды с Акрополя.
"Дельфийский возничий" и "Ника Пэония"
Здесь начинается иллюстрация олимпийских видов спорта.
Фигуры бегунов взяты с панафинейских амфор (цвета опять не те, т.к. тут имитируется мрамор, а не вазопись).
Это тоже с вазописи скорее, хотя статуи атлетов были весьма распространены.
Здесь несколько юношей раскладывают на движения "Дискобола" Мирона.
Эллинизм
Новая эпоха наступает на 29:15.
Мозаика "Битва при Иссе" с изображением А. Македонского.
Группа статуэток из Танагры
Розовый Купидон -- тоже, кажется, выдумка.
Что-то искусство эллинизма они совсем подсократили, а жаль, там столько динамики.
Христианство
29:30
Встречаются два крылатых.
Иконописное море, из которого выскакивают чудовища и щелкают пастью.
Еще один крылатый, на сей раз в белом.
Это с византийских мозаик и миниатюр.
Типичный святой Георгий.
На этом история искусства заканчивается
Дальше резко Новейшая история, освободительная борьба и нац. костюмы.
Таким образом, это ошеломительное шоу про искусство длится всего около 10 минут.
(Дальше там тоже красиво, но уже про другое).
Авторы шоу: directed by choreographer Dimitris Papaioannou and produced by Jack Morton Worldwide, led by project director David Zolkwer,
https://en.wikipedia.org/wiki/2004_Summer_Olympics_opening_ceremony