Вся история искусства Древней Греции в одном театрализированном шоу

Nov 15, 2023 19:52

Церемония открытия летних Олимпийских игр в 2004 году в Афинах была потрясающей с точки зрения визуального (2004 Summer Olympics in Athens, Friday, August 13, 2004).




Ее важную часть составили ожившие произведения искусства, которые на стадионе проиллюстрировали историю искусства Греции, начиная с древнейших времен.

Давайте посмотрим это в деталях.


Церемония открытия: видео (3 часа), ютуб
наша тема с 15-й минуты

Начинается с кентавра -- это тема из древнегреческих ранних статуэток.




Затем вырастает гигантская голова кикладского идола (статуэтки с Киклад -- это прото греческое искусство, и сегодня считаются шедеврами лаконичности).




Затем голова распадается на "обломки" и торс архаического куроса.




Архаический торс потом преображается в более поздний и реалистичный (все происходит очень быстро, если ты не сдавал про это экзамены, то фиг отследишь преображение). Затем молодой человек бегает по гигантскому кубу (это вроде бы символ земного шара и отсебятина, не скриншотим).

С небес спускается Купидон, почему он голубой -- я не знаю, вообще такого цвета в том временном отрезке -- только египетские гиппопотамы-статуэтки.




Критское (минойское) искусство

На 23-й минуте начинается собственно процессия.



Ожившая статуэтка "богини со змеями".






Ожившие фрески с Крита, в частности впереди "Царь-жрец", он же "Юноша с лилиями".




Вы не находите, что эта яркость напоминает чем-то дымковские игрушки?

Только этим дамам три тысячи лет, и поэтому это -- стильно, а Дымке едва ли двести, и она опошлена сувениркой, поэтому на ожившие дымковские игрушки мы бы смотрели с другими ощущениями.




Еще ожившие фрески Кносского дворца с изображением процессий.
Огромное количество фигур, сменяются в мгновение ока в кадре, едва успеваю зафиксировать.














Инсценировка фрески «Боксирующие мальчики» с острова Акротири




На 23:50 инсценировка знаменитой фрески с "бычьей пляской" (кто не читал роман Мэри Рено "Тесей" -- бегом!)




На переднем плане -- фигура "Рыбак" с фрески в Акротири.
Дельфинчики -- тоже со фресок.
Голубые дамы, думаю -- минойские вотивы фаянсовые в виде плоских женских фигурок.










"Собирательницы шафрана" с Акротири.







Микенское искусство

В 24:30 переходим с островов на континент.
Предметы из Микен: "Маска Агамемнона" и шлемы из клыков дикого вепря (оч. стильная вещь).



Эпоха геометрики

Микены как-то быстренько, всего одна платформа, затем наступает эпоха геометрики (900-700 гг до н.э.), главными памятниками которой являются керамические предметы, расписанные, соовтетственно, геометрическими узорами.






Очень авангардно, практически футуризм, Бурлюк бы одобрил.







Греческая архаика

Начинается в 26:00.
Женщины -- раскрашенные "коры" с афинского акрополя.




Мужские статуи -- "куросы", а также ожившие рельефы, например "Надгробие Аристиона".
(вообще из этого видео получился бы отличный экзамен -- ставить студентам и считать, сколько они угадают конкретных произведений, и сколько приблизительных).









Дама в красном платье там будет, что символизирует -- не знаю, мб то, что на самом деле это все это тоже раскрашено было, как дымковская игрушка.

Классика

На 27-й минуте начинается классический период, причем уже не с чистого ИЗО, а с архитектурного сооружения -- театра, и женщины с театральными масками, т.е. символа драматического искусства.



Что за товарищи в костюмах петухов -- честно не знаю.



Предполагаю, что это там театральные персонажи некие, по крайней мере, коричневые толстяки внизу, с комическими рожами, похожие на китайских божков -- это точно из театра.

(Опять вспоминаю о футуристах, а, это потому что наряды на них похожи на дореволюционные мужские купальные костюмы).




Традиционный сфинкс на колонне




Изогнутый прямоугольник -- это распластанная рамка изображения на вазе, в таких изогнутых формах принято переводить на плоскость вазопись. Здесь мы видим сюжет про Геракла и гидру.
Вазопись должна быть краснофигурной, но это бы повторило геометрику, поэтому они наверно и добавили цвет.




Дошли до высокой классики -- "Афина Парфенос" Фидия.






К этому моменту, когда мы увидили, сколько много было до высокой классики, ее декларативная белизна действительно выглядит искусственной, романтической выдумкой. Глаз так и тщится раскрасить это все по образцу предшественников.






В воздухе -- модель Парфенона парит.
Два портала по краям, похожие на двери, на фоне которых сидят женщины -- типичные погребальные стелы, например см. "Надгробие Фрасея и Евандрии".




Кареатиды с Акрополя.




"Дельфийский возничий" и "Ника Пэония"











Здесь начинается иллюстрация олимпийских видов спорта.
Фигуры бегунов взяты с панафинейских амфор (цвета опять не те, т.к. тут имитируется мрамор, а не вазопись).




Это тоже с вазописи скорее, хотя статуи атлетов были весьма распространены.




Здесь несколько юношей раскладывают на движения "Дискобола" Мирона.




Эллинизм

Новая эпоха наступает на 29:15.

Мозаика "Битва при Иссе" с изображением А. Македонского.








Группа статуэток из Танагры




Розовый Купидон -- тоже, кажется, выдумка.





Что-то искусство эллинизма они совсем подсократили, а жаль, там столько динамики.

Христианство

29:30

Встречаются два крылатых.




Иконописное море, из которого выскакивают чудовища и щелкают пастью.




Еще один крылатый, на сей раз в белом.







Это с византийских мозаик и миниатюр.






Типичный святой Георгий.




На этом история искусства заканчивается
Дальше резко Новейшая история, освободительная борьба и нац. костюмы.










Таким образом, это ошеломительное шоу про искусство длится всего около 10 минут.

(Дальше там тоже красиво, но уже про другое).

Авторы шоу: directed by choreographer Dimitris Papaioannou and produced by Jack Morton Worldwide, led by project director David Zolkwer,

https://en.wikipedia.org/wiki/2004_Summer_Olympics_opening_ceremony

цитирование шедевров, древняя греция

Previous post Next post
Up