В испанском музее Прадо открылась выставка "Reversos" (до 3 марта 2024), посвященная тому, что скрывается на оборотах картин. Благодаря ей можно увидеть тыл и "Менин", и "Герники". Кураторы считают, что таким путем мы узнаем о картинах гораздо больше и, главное, избавимся от одного из "глюков" цифровой эры, когда произведение искусства подсознательно воспринимается двухмерной картинкой, а не трехмерным осязаемым объектом.
Куратор выставки Мигель Анхель Бланко собрал 105 экспонатов из музея Прадо и из 29 иностранных коллеций. И показывает их со всех сторон.
«Произведения искусства трехмерны; когда мы фокусируемся исключительно на изображении (...) мы получаем некоторую информацию, но многое упускаем, что означает произведение как объект. Мне нравится говорить, что когда вы рассматриваете произведение, его обратную сторону и раму, вы словно стоите перед археологическим раскопом, в котором каждый слой может рассказать нам свою собственную историю», говорит директор Прадо Мигель Фаломир.
Bernard van Orley. La Sagrada Familia / Trampantojo (reverso), 1522.
Фаломир сравнивает выставку с «Приключениями Алисы в Стране чудес»: «это похоже на попадание в другое несуществующее измерение, измерение, которое скрыто, но которое чрезвычайно важно и которое является такой же частью работы, как и ее лицевая сторона».
Масштабный задник здесь -- это воссоздание оборота "Менин". Если вы помните, оборот "Менин" -- это один из полноценных персонажей этой картины. Такая рекурсия.
Знаменитая порнографическая картина Мартина ван Мейтенса, на обороте которой -- молящаяся монахиня, а на обороте -- ее голый зад. Экспонируется с помощью зеркала.
«Доступ к обратной стороне картин - обычно привилегия, предоставляемая только реставраторам, исследователям, транспортным компаниям и изготовителям рам - и, конечно же, художникам», говорит куратор.
«Задняя сторона раскрывает метод и личность художника», говорит куратор.
Пять реек -- остатки подлинного подрамника "Герники".
Salomon Koninck. Un filósofo (reverso), 1635.
Alumnos de Annibale Carracci. El Éxtasis de la Magdalena / Apuntes de figuras (reverso), 1585-1600 y antes de 1585
Tiziano. La Dolorosa con las manos cerradas (reverso), 1554.
Оборот использовался как место для набросков.
Palomino. Estudio geométrico del cuerpo femenino y de un niño, vista frontal 1724
Здесь виден загнутый край холста.
Zacarías González Velázquez. Dos pescadores, uno con caña y otro sentado (reverso), 1785.
Возможный набросок автопортрета.
Atribuido a Orazio Borgianni. Reverso de Autorretrato (?), 1600-10.
***
Прадо, до 3 марта 2024 года
Вот обзорная
статья в The Guardian, а вот
на сайте музея.