Что бывает, когда ученые лезут в чужую отрасль без базовых знаний

Jul 19, 2023 12:59

На сей раз естественники -- в области искусствоведения.




Попался фрагмент в научной книжке. Книга интересная, насколько мне, неспециалисту по медицине видно, неплохая (автора специально называть не буду). Но вот кусочек, посвященноы человеческому телу, в частности про то, как плохо было у людей с зубами в древности, который касается как раз моей специализации. Автор цитирует строки поэта Жана Вольте (Jean Voulté), высмеивающие Диану де Пуатье:

  • "...Есть в нем и такие строки, весьма интересные для нас: "Ты раскрашиваешь лицо покупными красками, вставляешь в рот фальшивые зубы, скрываешь свои седины под накладными волосами в надежде, что за тобой последуют молодые люди". Диане было тогда сорок лет, а в борьбе за место возле французского короля придворные не брезговали ничем. Между прочим, на портретах этой фаворитки короля Франциска мы никогда не видим Диану улыбающейся. И причина этого была выяснена при исследовании косных останков этой женщины в 2008 г. французскими археологами и антропологами. Поэты, современники Дианы де Пуатье, оказались правы. У нее действительно были проблемы с передними зубами, которые Диана решала с помощью еще достаточно примитивного протеза из кости животного, крепившегося во рту золотой проволокой. Но это так, в качестве информации о том, сколько интересных данных получают историки, изучая средневековые погребения. Скорее всего, поэты были правдивы и в том, что эта фаворитка короля активно пользовалась косметикой".
Из этого абзаца видно, что автор не владеет элементарными базовыми познаниями по истории искусства, но тщится при этом использовать картины как важное доказательство своей стройной теории.

Где же тут лажа?


Все очень просто, и вы, конечно, наверняка тоже это заметили.

"...Между прочим, на портретах этой фаворитки короля Франциска мы никогда не видим Диану улыбающейся..."

Причем из контекста очевидно, что подразумевается не улыбка со сжатым ртом ("улыбка Моны Лизы"), а улыбка во весь рот, демонстрирующая открыто зубы.

Мастерская Клуэ. Портрет Дианы де Пуатье



Но граждане, товарищи!
Да, дейтствительно нету портретов улыбающейся во весь рот Дианы де Пуатье.
И Екатерины Великой, и Наполеона, и Николая II, и даже Сталина!

Если вы хотите увидеть улыбающегося Сталина, приходится прибегать к чудесам науки и техники



Портретов людей  улыбающихся во весь рот в принципе почти не существует за всю историю искусства, до распространения мгновенной фотографии и раскрепощения культуры в ХХ веке!




Значит ли это, что все люди до ХХ века были беззубыми, стеснялись этого, и поэтому позировали, сжав губы?
Отнюдь нет.

Коллаж из итальянских портретов 16 века



Причина вовсе не физическая, хотя, конечно, без нормальной стоматологии проблем хватало.

Нет, причина совсем в другом, ее скорее назовем этической (этикетной), моральной, иконографической.
Это целая совокупность факторов:

а) Рисовать улыбающихся людей как следует не умели до 19 века (очень сложная мускулатура открытого рта, ее только учились схватывать, поэтому не получалось показать это естественно)

Неизвестный художник.  "Смеющийся молодой человек". Ок. 1629-30



б) Воспитанный человек никогда не лыбился во весь рост, хорошее воспитание = сдержанность

Фото будущих страстотерпцев в день помолвки



в) В парадном портрете маслом (как и в ранних фотопортретах) человек был обязан, по закону жанра, проявлять свои лучшие, самые приличные стороны (т.е. вышеупомянутые воспитанность, сдержанность, умение держать себя). Оскал зубов недопустим -- совсем как в животном мире здесь это признак агрессии, распущенности, вульгарности.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном



г)  Поэтому портретах улыбка, и тем более улыбка с зубами, изображалась до Новейшего времени очень-очень редко -- в изображениях сумасшедших, придворных шутов, детей, других "маргиналов" этикета. Или в эмоциональном автопортрете -- понятно, что свое лицо ты имеешь право писать "неканонично". Но это тоже очень редко попадалось.

Бронзино. Портрет Джованни Медичи



д) Проявление ярких эмоций в искусстве как правило было уделом повествовательных картин, жанровых сценок, то есть не портретов, а картин, действительно,  с людьми, но на некую повествовательную тему. Например, сатирическую, сцены пиров, пьянок, в общем, веселья. Или более сложных идей.

И. Морельсе. Смеющийся Демокрит. Ок. 1630. Иллюстрация античной идеи противопоставления -- на парных картинах на эту тему Гераклит плачет



Сегодня мы привыкли видеть широко улыбающиеся лица с блестящими зубами, "американскую улыбку".
Это произошло благодаря сдвигу эстетических и этических норм в 20 веке, развитию технологий -- появились фотоаппараты, схватывающие спонтанные, мгновенные эмоции, а также распространению культа "позитивных эмоций", в том числе в рекламных роликах с улыбающимися людьми, окружающими нас повсеместно. Фотографы кричат ЧИЗ по всему миру. Художники -- никогда не кричали.

Таким образом, автор этой научной книжки совершил мыслительную ошибку -- он судил о ситуации 16 века с изображением человеческого лица исходя из своих повседневных привычек. Это как если бы он сказал: "в ее могиле не было найдено обуви на каблуках, значит, она предпочитала ходить в кроссовках", примерно такой же уровень логических выводов и эрудиции.

В общем, если вы видите портрет Дианы Пуатье (или кого угодно) и там они не улыбаются, то это точно не из-за кариеса.
А из-за того, что художник относился к ним с уважением.
Случаи, когда люди на картинах улыбаются, и тем более во весь рот, гораздо более редки, и почти каждый из них заслуживает отдельного расследования. Если видите улыбку на картине, то постарайтесь понять, откуда и почему эта "черная жемчужина" здесь появилась.

Больше инфы по нововведенному тегу "улыбка".

***
Давайте еще раз перечитаем цитату, с которой я завелась, и обсудим, какой нормальный научный метод тут стоило бы применить:

  • "...Есть в нем и такие строки, весьма интересные для нас: "Ты раскрашиваешь лицо покупными красками, вставляешь в рот фальшивые зубы, скрываешь свои седины под накладными волосами в надежде, что за тобой последуют молодые люди". Диане было тогда сорок лет, а в борьбе за место возле французского короля придворные не брезговали ничем. Между прочим, на портретах этой фаворитки короля Франциска мы никогда не видим Диану улыбающейся. И причина этого была выяснена при исследовании косных останков этой женщины в 2008 г. французскими археологами и антропологами. Поэты, современники Дианы де Пуатье, оказались правы. У нее действительно были проблемы с передними зубами, которые Диана решала с помощью еще достаточно примитивного протеза из кости животного, крепившегося во рту золотой проволокой. Но это так, в качестве информации о том, сколько интересных данных получают историки, изучая средневековые погребения. Скорее всего, поэты были правдивы и в том, что эта фаворитка короля активно пользовалась косметикой".
Что бы я порекомендовала, обратись ко мне кто законсультацией:
  • Опираться на слова поэтов, конечно, хорошо, но недаром есть выражение "поэтическое преувеличение". И "сатирическая злоба".
  • Гораздо лучше опираться на прозаические сообщения того времени, мемуары.
  • Вообще шикарный источник -- косметические и медицинские трактаты, описывающие ситуацию c сугубо практической точки зрения.
  • Картины -- тоже норм источник. Только надо брать всю группу портретов ее современниц-соотечественниц и сравнивать с её портретами. Таким образом, составится список типического для этой эпохи, и будет несколько пунктов индивидуального, чем Диана отличается от них. Плюс тут надо подтянуть аналитику, что из этого "индивидуального" на самом деле результат почерка художника, а не харизмы модели.
  • Кстати, и картины, и трактаты -- это прекрасный источник о том, пользовались ли во времена Дианы женщины косметикой. А отнюдь не поэты! Современных научных книг о поддержании красоты в эпоху Ренессанса примерно миллион (правда, на английском), вот на них и надо было опираться, а не на стихи и спекуляции об отсутствии улыбок /СОНЯ ВОРЧИТ/

франция, теория, портреты, улыбка

Previous post Next post
Up