О палеолитических венерах, с их весьма пышными формами, наверняка слышали все. А вот пример российской венеры, неолитической - и весьма стройной.
Такой изящной, что она получила прозвище в честь знаменитой египтянки.
Среди экспонатов археологической
выставки-аттракциона "Сны Сибири" в Историческом музее (куда я призываю сходить всех, чтобы поахать, особенно с детьми), выставлена вот эта небольшая статуэтка, которую легко пропустить. Но пропускать не стоит: это не только важный памятник истории, но и визуальный шедевр, каких на территории России очень мало.
Чем "Кондонская Нефертити" хороша и почему о ней необходимо знать?
Это небольшая фигурка (высотой всего 11 сантиметров) вылеплена из глины и обожжена. Это более сложная технология изготовления, чем намного более ранние фигурки палеолита, вырезанные из камня.
Статуэтка была найдена в 1960-е годы в Хабаровском крае, у поселка Кондон знаменитым советским археологом и этнографом Алексеем Окладниковым.
Он описывает это открытие очень поэтически
(он вообще великолепный писатель, рекомендую его научно-популярные книги):
«Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но, скорее портретное её изображение. Неолитический скульптор с удивительным чувством реальности и искренней теплотой передал в глине черты определённого человеческого лица. Первое, что схватывает глаз зрителя, это, конечно, нежно очерченный широкий овал лица с обычными для монголоидов широкими и выпуклыми скулами. Затем миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, удивительно выпуклые, вытянутые вперед губы. Столь же примечателен нос, узкий и длинный, как у североамериканских индейцев. Утрированно узкие и длинные глаза в виде дугообразных щелей, глубоко прорезанные в мягкой пластичной глине. Может быть, самое неожиданное в кондонской статуэтке легкий наклон головы и тонкой хрупкой шеи вперед, к зрителю. Он сразу напомнил нам что-то столь же близкое, как и далекое. Уж не знаменитую ли египетскую царицу? В тот же час она получила от студентов-раскопщиков имя амурской Нефертити!»
Увеличенная копия статуэтки, изготовленная для экспозиции «Подземье» Археологического музея,
фото из жж ryabchuk
Чем "Кондонская Нефертити" (она же "Амурская Нефертити", она же "Амурская Венера") ценна для культуры и истории, причем не только нашей, а для общемировой?
Возраст "Кондонской Нефертити" (согласно самой актуальной датировки в каталоге "Снов Сибири") -- четвертое-третье тысячелетие до н.э. Она создана коренными народами Приамурья.
Сохранилось очень мало артефактов, рассказывающих об этом периоде времени и об этих древних племенах, что делает ее уникальной. Также это весьма ранний образец именно керамического производства в регионе.
Кроме того, она просто красива.
Причем -- продолжая
наш разговор о проблемах современной скульптуры -- чтобы понять ее красоту и изящество, надо обладать достаточным уровнем абстрактного мышления. То есть она доказывает, что ее создатели, в 4-3 тысячлететии до н.э. обладали более развитым мозгом и вкусом, чем очень многие заказчики нынешней городской скульптуры в России.
На выставке "Сны Сибири" статуэтка выставлена в застекленной витрине, а рядом две ее тактильные копии -- в реальном размере и в увеличенном.
Мне кажется это очень правильным приемом, потому что он позволяет нам почувствовать себя теми, кто создал вещь: ведь они тоже, действительно, не только смотрели на нее, но и осязали.
Как и положено красивым загадочным находкам, она повлекла за собой шлейф конспирологических подозрений в подделке и так далее. Мол, не могли! не могли древние люди такое сделать! Ну, это нормальное сопутствующее обстоятельство для любого классного экспоната.
Хранит Кондонскую Нефертити Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске, причем, как пишут люди, застать ее в постоянной экспозиции не так уж и просто. Так что ловите шанс в Москве!
***
До 30 января 2023 года
https://www.snysibiri.ru/Выставочный зал Исторического музея (здание бывш. Музея Ленина)