Гаремы, застеленные коврами: что интересовало французских художников в Стамбуле

Aug 16, 2022 08:08

Мне очень нравится разглядывать европеизированное искусство Османской империи 17-18 веков. Есть в нем некая наивная прелесть. Также очень полезно его сравнивать с русским искусством того же времени, поскольку и Московия, и Турция до этого периода реалистической живописи не имели, а тут внезапно с ней познакомились. Столкнулись с Европой. Косность и наивность того, что получалось в итоге в обеих странах очень похожи, несмотря на то, что в одних краях довлело православие, в других ислам.




Однако "провинциальность", в смысле отдаленности от центров развития художеств, похожа. (Но чем ближе к нашему времени, тем у нас сильней эффект от того, что сделал Петр I со своим топором и оконными инжинирингом. Турция, несмотря на то, что была к "цивилизации" ближе, и вдобавок на перекрестке торговых путей, в 19 веке явно отстает.)

При этом документация западными европейцами турецкой жизни начинается гораздо раньше (благодаря тому же географическому фактору). В 17-19 веке Турция была важна для Франции, и французские художники туда доезжают. Правда, из нормальных, качественных живописцев -- мало кто. И в этом еще одно сходство с "русскими иностранцами" -- к нам тоже не Рембрандты приезжали, а условные неудачники. Сходство и в экзотике: до того, как Петр запретил боярскую моду, наша одежда западным гостям казалась вполне себеварварской восточной. Еще одно сходство -- в местных мастерах, которые пытаются копировать западные эталоны живописи, не имея ни малейшего представления о светотени, анатомии и перспективе; от того получаются парсуны, умилительные примитивы.

Однако до Османской империи доезжало гораздо больше художников, пусть и не виртуозов, кроме того, жанровые сценки из турецкой жизни были популярны у западных покупателей (и, видимо, у местных). Поэтому от 18 века осталось достаточное количество зарисовок стамбульской жизни. Вот смотрю я на них и жалею, что подобного совершенно нет из нашей эпохи теремов, эпохи Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Да в общем, и после Петра долго массово не будет, до Венецианова какого-нибудь.




Вот один из авторов, писавших гаремы и диваны -- Жан Батист Ванмур (1671 - 1737), франко-фламандец. В 1699 году он сопровождал французского посла маркиза Шарля де Ферриоля в Константинополе, и посол заказал написать ему 100 картин из местной жизни. Потом он работал на других европейских дипломатов, живших там же. Его пускали на приемы к султану. Картины его были весьма популярны и воспроизводились в гравюрах. Умер он там же, пользуясь большим почетом.

Ах, как мне жалко, что этого любознательного и щедрого маркиза на Русь не послали! Наше представление о родном 17 веке ведь могло бы быть совсем другим!

А Ванмур-то оставил гигантское количество картин, и последователи у него были, как считают турецкие искусствоведы -- ученики в мастерской из местных, т.к. уровень работ под его фамилией очень варьируется.

Эта картина и все илл. выше -- анонимы "школы Ванмура".



Далее картины, числящиеся самолично за Ванмуром.
Прием султаном французского посла (1699)



Прием султаном (другого) французского посла (1724)



Застолье по вышеозначенному поводу



Нидерландский посол идет на прием к султану



Гран-визирь, пересекающий Площадь Ипподрома



Султан передвигается по Стамбулу (интересно соотносить это с картиной нынешнего города в голове, тем, кто там бывал)



Женщины за испитием кофия



Дервиши курят



Армянская свадьба



Танцующие греки



Танцующие дервиши



Гравюра по его работе на ту же тему



А вот так он как бы портреты писал (на самом деле это больше раскрашеные исходники для последующих гравюр в книге восточных костюмов)






Больше его произведений тут.

У нас же такого уровня детализации -- только несколько польских картин из замка в Мурованом, посвященные Марине Мнишек и Лжедмитрию в Москве.

франция, османы, забытые художники

Previous post Next post
Up