Художница, создавшая иллюстрации к самой популярной колоде Таро - т.н. Таро Райдера-Уэйта 1909 года, первоначально опубликованной Rider & Co., канула в безвестность, оказавшись в тени заказчика, Артура Эдварда Уэйта.
Статья на сайте CNN "
The woman behind the world's most famous tarot deck was nearly lost in history" рассказывает о её "реабилитации".
Немножко переведу-перескажу вам из этого текста:
...Теперь, спустя более 70 лет после смерти, создательница этой колоды, художница по имени Памела Колман Смит была включена в новую выставку в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке "At the Dawn of a New Age: Early Twentieth-Century American Modernism", посвященную многим недооцененным мастерам американского модернизма начала 20 века, в дополнение к таким известным именам, как Джорджия О'Киф и Луиза Невельсон.
По словам Барбары Хаскелл - куратора выставки, Памела Колман Смит, как и многие другие женщины-художницы той эпохи, стала жертвой «маргинализации женских достижений».
На выставке Уитни представлена созданная ею колода, а также графическая работа 1903 года под названием «Волна», которая теперь является частью постоянной коллекции музея.
Памела Колман Смит. "Волна". 1903. Whitney Museum of American Art, New York
Смит была очаровательной, но загадочной фигурой - мистиком, входившим в тайное оккультное общество Герметического Ордена Золотой Зари, которое заимствовало идеи из каббалы и масонства для создания своей собственной духовной системы верований, основанной на магии и метафизике.
Родившаяся у американских родителей в Лондоне, Смит провела детство на Ямайке и позиционировала себя в стиле Вест-Индии, что привело к противоречивым сообщениям о том, к какой расе она принадлежала.
Она также стала культовой квир-иконой, потому что много лет делила дом с компаньонкой и деловым партнером по имени Нора Лейк (хотя Хаскелл говорит, что «неясно», были ли их отношения романтическими).
В творчестве Смит «влекло к своего рода мистическому видению мира», - сказала куратор. Она слушала музыку, чтобы разблокировать свое подсознание, и, как сообщается, у нее была синестезия - неврологическое состояние, при котором человек видит формы или цвета, когда слышит звуки.
Смит работала в символистской традиции, которая отдавала предпочтение метафорическим и эмоциональным образам, а не повседневным - а в это время США переживали широкие промышленные и социальные изменения. «Ее изобразительное искусство представляет этот момент, когда люди находят утешение в духовных заботах, особенно в то время, когда промышленность, кажется, берет верх, создавая ощущение фрагментации и изоляции», - объясняет Хаскелл.
Sea Creatures. 1907
Когда Уэйт обратился к Смит, чтобы проиллюстрировать свое видение переосмысленной колоды Таро, ей был 31 год, и она выставляла свои картины в нью-йоркской галерее знаменитого фотографа Альфреда Штиглица, который был важным поклонником ее творчества. Уэйт, как и Смит, был членом Герметического Ордена, но дослужился до уровня Великого Магистра. Он тщательно изучил древние тексты и писал собственные на тему мистицизма. И у него были идеи относительно концепции новых карт.
«Звезда» из Старших Арканов. Некоторые из оригинальных рисунков Таро работы Смит находились в коллекции Архива Альфреда Штиглица/Джорджии О'Киф, ныне являющегося частью Йельской библиотеки.
Предыдущие колоды были менее наглядными, а колода Райдера-Уэйта (то есть Смит) наполнена наглядными образами, что облегчает её интерпретацию.
Хотя Уэйт, возможно, руководил концепциями 22 карт Старших Арканов, все визуальные образы принадлежат Смит. Младшие Арканы интересовали Уэйта меньше. Этот набор из 56 карт часто имеет более упрощенную, по сравнению со Старшими Арканами графику, и в колоде Райдера-Уэйта, по словам куратора, визуализация Младших Арканов была уже «полностью ее».
Смит выполнила 78 изображений в своей студии в Челси в Лондоне, используя тушь и акварель.
Оригинал из собрания Йельской библиотеки
По словам куратора, на стиль Смит в этом графическом цикле повлияли иллюстрации тушью Обри Бердслея, картины прерафаэлитов, насыщенная цветная печать традиционных японских гравюр на дереве и декор стиля модерн.
За свои усилия она получила небольшой гонорар, но не авторские права. Сегодня упоминается, что было продано более 100 миллионов копий колоды.
Всего через три года после публикации колоды Смит перестала заниматься искусством. Она устроила свою последнюю выставку, обратилась в католицизм и купила дом в Корнуолле, унаследовав немного денег после смерти члена семьи. Она и ее партнерша Лейк переехали в дом и зарабатывали, сдавая помещения в аренду священникам. Смит также участвовала в движении за избирательное право женщин, а также в Красном Кресте. Она исчезла с горизонта мира искусства
Когда в 1929 году разразилась Великая депрессия, разрушительные экономические последствия закрыли галереи и перефокусировали американское искусство с декадентского стиля ар-нуво к «устойчивости повседневной жизни». Эти сейсмические сдвиги, вероятно, переместили короткую художественную карьеру Смита в примечания истории искусства. Несмотря на всплеск интереса в последние годы, Смит сегодня не собирают и не выставляют широко, но Хаскелл считает, что все ее работы достойны повторного изучения, и что Смит была символом периода, к которому она принадлежала: «Она представляла это настроение на рубеже веков, которое заключалось в том, чтобы углубиться в бессознательное и подключиться к интуитивному опыту. Не увлекаться конкретными, рациональными фактами, а по-настоящему исследовать более эмоциональные сферы».