Выскажусь про картину Лепорской и презентацию личности вандала, оказавшегося ветераном и инвалидом, про которого все теперь пишут "ах, как жалко человека, надеюсь, не сильно накажут".
1) В первую очередь это история про "Ельцин-центр", где показываются очень интересные выставки, но который в данном случае проявил очень плохой менеджмент, причем на самых разных стадиях. Первая стадия -- информирование музея-владельца о том, что его картина пострадала, была оперативной, все нормально. Также проинформировали другие госмузеи о том, что с их вещами все ок. А вот частные коллекционеры, судя по тому, что мне рассказал один из них, узнали обо всем только из прессы, пару месяцев спустя. Остальное все плохо: обращение в полицию лишь пару недель спустя ("а чотакого"), попытка замести все под ковер, замалчивание, надежда, что вне муз. сообщества никто не узнает и в прессе не всплывет, потом молчанка перед прессой, вранье, что нет видео, и проч. Чернейший пиар, который приведет к взрыву страховой стоимости грядущих выставок в музее и отказу многих давать туда картины. И в довершение оказывается, что тут еще и изначальная ошибка с приемом на работу такого сотрудника. Понятно, что охрана -- это аутсорс и трудно контролировать. Но медкнижка? Но объяснения таким сотрудникам ценность охраняемого? Тренинги какие-нибудь?
2) Охранника-вандала, которого (обратите внимание) более двух месяцев тщательнейшим образом скрывали от владельцев картины, полиции, минкультуры, и прессы, пока наконец дело не было возбуждено, и полицейские не "слили" фио местным журналистам -- конечно, жалко. Но вот меня теперь как-то настораживает невероятная слезоточивость предъявленной нам истории, ее "фотогеничность", а также замечаемые в его монологе фигуры умолчания, прямо удачные, как мне пишут, с адвокатской точки зрения. Посмотрим, что будет дальше, всплывет ли что еще, тут еще не завершено.
3) Меня очень раздражают многочисленные посты формата: "с глазками картина Лепорской стала лучше, потому что совершенное охранником -- это на самом деле перформанс, жест, раскрывающий ситуацию с искусством в РФ, придало многомерность, бла-бла..." Это ёрничество. Или хуже, если это сказано серьезно. Потому что это признак того, что авангардное, беспредметное искусство на самом деле продолжает восприниматься нашей аудиторией как "ненастоящее", "игрушечное", "забавное". Нападение на Репина не вызывало предложений дать преступнику арт-премий. Пририсует кто усы портрету Серова -- сначала будет, конечно, смешно, но потом понятно же, какой вред культуре причинен. А авангарду "можно". Ага, давайте "Инновацию" дадим как "соавтору". Тьфу.