Это серьезный пост по следам
недавнего несерьезного из рубрики "Омерзительное искусство".
Худ. Дж. Норткот (1787)
Уважаемые читатели накопали таки, что пишут поздние иудейские комментаторы по поводу этой загадочной истории с немотивированным, казалось бы, убийством. Выношу из комментариев.
По многим комментариям, чтобы усыпить Сисру, Яэль сначала занялась с ним сексом. Это можно вывести из песни Дворы в Суд 5:27. Синодальный перевод скромно пишет:
К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.
Но в ивритском оригинале не "к ногам ее", а "между ног ее".
***
Хотя Сисра был хацорским, т.е. ханаанским военачальником, но говорят, что имя его - египетское, Сес-Ра ("слуга Ра"). Есть также мнение, что имя происходит от города Сассари в Сардинии, и что он происходит из народа Шардана - одного из "народов моря", выходцев из Сардинии.
(А еще в Санхедрин 96b говорят "Потомки Сисры учили Тору в Иерусалиме". И в некоторых рукописях и у некоторых комментаторов добавляют: "И кто это? - Р. Акива".)
***
Удивительно (или просто я не нашел), где все-таки был Хевер и почему это не интересует комментаторов. Или он ушел воевать (за Израильтян?) ? Когда он, по мнению мидраша, успел раздать жене ценных указаний (
https://www.sefaria.org/Tanna_Debei_Eliyahu_Rabbah.9.1?lang=he&with=all&lang2=he) - тоже загадка.
***
Вот Мешех Хохма
пишут, что, несмотря на свой героический поступок, она стала запрещена своему мужу, потому что отдалась Сисре добровольно ради военной хитрости.
***
Посмотрел комментарии в Сефарие (
https://www.sefaria.org/Judges.4.17?lang=bi&with=all&lang2=en и дальше):
1. Одно из объяснений, что муж не в счет, потому что он подчинялся Явину (и она сама к Сисре обращается "господин").
2. Обсуждается, как она вообще могла его убить, если был союз племен (одно из объяснений: Хевер отселился и жил отдельно, поэтому его союз не касался).
3. И еще дискуссия на тему была ли между Сисрой и Яэль близость (по одному мнению, она его так хотела надежнее усыпить, по второму - он ее изнасиловал. Кто-то считает, что никакой близости не было).
***
https://www.thetorah.com/article/yael-and-the-subversion-of-male-leaders-in-judges - тут какой-то профессор считает, что вообще вся история поздняя вставка, а Сисру убили на поле боя.
https://jwa.org/encyclopedia/article/jael-wife-of-heber-kenite-midrash-and-aggadah - тут пересказы мидрашей со ссылками.
https://www.sefaria.org/Judges.4.11?lang=bi&with=all&lang2=en - тут явным образом пишут, что Хевер вообще израильтянам родня (поэтому он и отделился, и поэтому Яэль убила Сисру).
Вот тут пишут, что она просто делала то, что ей говорил муж (и за это ее хвалят):
https://www.sefaria.org/Tanna_Debei_Eliyahu_Rabbah.9.1?lang=he&with=all&lang2=he ***
Кстати, про мужа нашлось простое объяснение, что у жены был свой шатер, а муж сидел в своем. Сисра бежал в женский (наверно, как-то было не очень сложно догадаться, где чей, чтобы его там не искали).
Про шатры, например, известно из истории с Лаваном:
33 И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, [и обыскивал,] но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
_________
tnks
idelsong,
syrkined +
https://idelsong.livejournal.com/1056339.html