В Хоксненском кладе римской эпохи, счастливо найденном в 1992 году в Великобритании, много сребра и злата.
Среди украшений есть вот такая цепь. В музее она выставляется на современном манекене, что производит забавное впечатление диссонансом с ним.
На реальных античных женщинах выглядеть это могло примерно вот так.
Т.н. "Венера в бикини" (Помпеи)
From the Dardanos Tumulus, 3rd c. BCE. Çanakkale Museum, Çanakkale
Арес и Афродита (фреска в Помпеях)
В повседневной жизни это носилось, конечно, не на голое тело.
Фаюмский портрет (Santa Barbara Museum of Art)
Victory (Nike) Alighting (Kelsey museum)
Давайте взглянем еще раз на предмет из клада.
В середине своего рода "фермуар" был из гранатов, окружающих аметист. Концы цепей с креплениями -- в форме львиных городов.
На обратной стороне тоже застежка.
Эта застежка сделана из монеты -- солида императора Грациана (375-383).
Фотография реплики (
175 евро).
Вот реплика на реконструкции костюма.
Вот еще примеры подобного типа украшений.
Византия (
Британский музей)
Германия, 5-й век (KHM)
Hо сохранилось их очень мало...
Если кто видел в кино о Риме кадры с такими украшениями, несите пожалуйста в комментарии.
UPD:
из телеграмм-канала
https://t.me/jewelrytales Плиний (который тоже из Помпей) упоминает такое украшение как катена и говорит «discurrant catenae in circa latera». Что можно перевести как «пусть золотые цепи свободно сбегают по сторонам их бёдер / с их талий» (переводы разнятся).
Катена (от лат catena - цепь) - длинная цепочка, с двойной петлей, образованной двумя декоративными элементами. Украшение малоизвестное и загадочное. Похоже, что на Венере в бикини именно оно. И цепочки, и сбегают, и по бёдрам, ну и талии досталось чуточку.
Таких украшений очень много на фресках в Помпеях. Например, в сцене соблазнения Марсом Венеры. А также на гетерах и женщинах на ложе любви.
Фрески и статуи - наши единственные источники о том, как носились катены. Нет ни одной зафиксированной находки катены на теле. Но изображения не могут дать полномерную картину, как носили катены. Можем только предположить.
Например, так: эти почти двухметровые цепи надевали как юбку через голову, одну петлю поднимали на шею, так что фиксированный декоративный элемент оставался сзади (на шее или посередине спины). А второй скользящий подтягивали к месту между грудями или на животе.
Или так: одна из петель оставалась на бёдрах, а в другую продевали руки. Или как катена из клада Хоксни: она фиксированно застёгивалась сзади.
Вариант ношения зависел от конструкции.
Исходя из ситуаций, в которых мы видим женщин в катенах, археологи предположили, что они и есть тот самый пояс богини. Тот самый пояс, который как бы передавал его носительнице силу богини любви, наделял способностью пленять и очаровывать, заставлял мужчин восхищаться и желать.
Но самое интересно: это украшение живёт и сегодня! Оно немножко изменилось в конструкции и называется бодичейн (bodychain с англ. «цепочка для тела»). Сейчас их носят и на одежду.