Александр Македонский и многочисленные гробы (путеводитель)

Sep 19, 2021 08:06

В живописи Нового времени, особенно в барочной, весьма распространены картины, в названии которых встречаются слова "гроб", "гробница" или "могила" в сочетании с именем великого царя. При этом совпадении это могут быть совершенно разные сюжеты. Я насчитала целых 7.

Предлагаю вам составленный мною путеводитель.





№1. Александр Македонский перед гробницей Ахилла

Внимательно вглядевшись в картину ниже, вы увидите, что в левой части изображен человек на коне в шлеме с плюмажем (Александр Македонский), перед ним в земле открытая могила, которую вскрывает пара работяг. Соответственно, это могила героя Троянской войны, великого Ахилла.

Антонио Джоли. "Каприччо с классическим портиком и Александром Македонским перед могилой Ахилла", 1700-е, Сотбис



Александр питал особую склонность к этому герою (хотя и носил имя его врага - Париса-Александра). Он даже числил его среди своих предков, по матери, якобы происходившей от Молосса, внука героя (1). Плутарх пишет, что эту ролевую модель предлагали Александру с детства.

Поэтому, когда в одном из своих ранних походов Александр оказался в Малой Азии, вблизи Трои, он с большим удовольствием древний город навестил. Это было в 334 году.

Следует помнить, что туристический бизнес в античности был развит сильно, и люди очень часто путешествовали не только как паломники, а именно из любопытства. По этой причине привлекательные локации поддерживались в порядке, даже если это были могилы вымышленных героев. (Местными жителями, подрабатывавшими экскурсоводами и продавцами сувениров, само собой). Арриан в "Анабасисе Александра" пишет о его визите в Трою: "Придя в Илион, он свершил жертву Афине Илионской, поднес ей и повесил в храме полное вооружение, а взамен его взял кое-что из священного оружия, сохранившегося еще от Троянской воины". Как мы видим, несмотря на примерно тысячу лет, прошедшую со времен войны, в местном храме удивительным образом "сохранились" сувениры.

Но вернемся к теме гроба. Плутарх сообщает о рассматриваемом нами поступке Александра в "Сравнительных жизнеописаниях" так:

"При­быв к Или­о­ну, Алек­сандр при­нес жерт­вы Афине и совер­шил воз­ли­я­ния геро­ям. У над­гро­бия Ахил­ла он, соглас­но обы­чаю, ума­стил тело и нагой состя­зал­ся с дру­зья­ми в беге вокруг памят­ни­ка; затем, воз­ло­жив венок, он ска­зал, что счи­та­ет Ахил­ла счаст­лив­цем, пото­му что при жиз­ни он имел пре­дан­но­го дру­га, а после смер­ти - вели­ко­го гла­ша­тая сво­ей сла­вы".

Захоронение Ахилла показывали в Ахиллеоне, поблизости от Трои. Туда туристы продолжали приезжать и в римскую эпоху. В 15 веке ему поклонился султан Мехмед II (2). Сейчас оно считается утерянным.

На гравюре из книги Шлимана, курган, который по легенде считался захоронением Ахилла, выглядел следующим образом.




Логично, что это был курган (захоронение в земле), а не роскошный мраморный мавзолей.
Ведь ахейцы своих мертвых кремировали, погребение Патрокла подробно описано в "Илиаде", легенда гласит, что его прах потом смешали с пеплом погибшего позднее Ахилла, который завещал это сделать.

Тем не менее, художники барокко, перенося свои повседневные реалии на древность, писали мраморные саркофаги, по размеру предназначенные явно не для кремированных тел.

Иоганн Генрих Шонфелд. "Александр Великий перед могилой Ахилла". 1630-е (Палаццо Барберини)



Не пишет Плутарх и об эксгумировании Александром могилы Ахилла. Возможно, художники имели какой-то другой письменный источник для вдохновения, некий литературный текст, подробно описывающий поведение Александра с открытием (вымышленного) гроба. А то как-то прямо грустно на эту логическую несообразицу смотреть.

Есть даже более расширенный вариант, с еще более почтительно-некрофильским полетом фантазии:  "Александр приказывает поместить книги Гомера в гробницу Ахилла".

Маркантонио Раймонди. 16 век



С точки зрения магического мышления, кстати, древние действительно могли бы пожелать каким-то образом передать Ахиллу сочинение Гомера о нем. Только вряд ли бы стали бурить для этого курган: симпатическая магия же гласит, что достаточно было бы эти книги сжечь, и пепел сверху посыпать на могилу.

№2. Александр Великий перед гробницей Кира Великого

Македонский царь явно родился с туристическим вирусом в крови, однако фотоаппаратов, почтовых открыток и магнитиков еще не изобрели, поэтому он собирал достопримечательности не символически, в меморабилиях и снимках, а в реале, завоевывая чужие страны. С берега турецкого он отправился на юг и завоевал персидскую империю.

Там он захотел посетить могилу другого великого воина -- царя Кира Великого. Тот жил всего за три века до Александра, так что его могила достоверно сохранилась. Между прочим, сохранилась она и по сей день, можно даже съездить, если Иран не страшит.




Во времена Александра гробница была свежеразграблена и еще содержала тело усопшего монарха. Арриан (Анабасис, 6,29) сообщает:

"Огорчило его преступное отношение к могиле Кира, сына Камбиза. Он нашел могилу Кира разрытой и ограбленной, как рассказывает Аристобул. (...) В помещении стояли золотой гроб, в котором был похоронен Кир, а кроме гроба ложе. Ножки его были выкованы из золота, покрыто оно было вавилонским ковром, а застлано шкурами, выдубленными в пурпурный цвет. Лежали на нем царский плащ и прочие одежды вавилонской работы. Аристобул рассказывает, что были там и индийские шаровары, и плащи, темные, пурпурные и другие, браслеты, кинжалы, золотые серьги с камнями. Стоял также стол. Посередине ложа стоял гроб с телом Кира. (...) Александр (завоевав Персию, он позаботился навестить могилу Кира) нашел, что, кроме гроба и ложа, все вынесено. И к телу Кира отнеслись без уважения: крышка гроба была снята, труп выброшен. Чтобы легче было вынести гроб, пытались уменьшить его тяжесть: отрубали от него куски, сплющивали его. Дело, однако, не шло, и грабители ушли, оставив гроб. Аристобул рассказывает, что Александр отдал ему приказ привести могилу Кира в полный порядок: уложить в гроб уцелевшие останки, закрыть гроб крышкой, исправить в нем все изъяны; обвить ложе лентами, положить остальные украшения, такие же, как раньше, и в таком же количестве; дверцу сделать незаметной, заложив ее частью камнем, а частью замазав глиной; в глину вдавить царскую печать. Александр велел схватить магов - сторожей могилы и пытать их, чтобы они назвали преступников, но они под пыткой и сами не повинились, и назвать никого не назвали; уличить сообщников оказалось невозможно, и Александр отпустил их".

Пьер Анри де Валансьен. "Александр у гробницы Кира Великого". 1796 (Худ. инст. Чикаго)



В отличие от случая с Ахиллом, тут мы имеем реальную ситуацию: в Трое царь просто поклонился некоей "мемориальной доске", здесь же он предпринял более активные действия по устранению вандализма. И, несомненно, тут могила была уже настоящая.

В искусстве этот сюжет встречается реже первого: в общем-то, кроме картины выше я и не нашла масла. Отличия очевидны: гробницу Ахилла царь приказывает вскрывать, в случае Кира -- наоборот, он приказывает ликвидировать последствия вскрытия. Также антураж более восточный.

UPD: Français 711, fol. 29v, Alexandre au tombeau de Cyrus II le Grand



№3. Александр Великий перед телом Дария III

Следующий эпизод также описывает Плутарх. Тут совсем свежий труп, актуального врага, который не смог спастись бегством:

"Нако­нец, они нашли лежа­ще­го на колес­ни­це Дария, прон­зен­но­го мно­же­ст­вом копий и уже уми­раю­ще­го.  Дарий попро­сил пить, и Поли­ст­рат при­нес холод­ной воды; Дарий, уто­лив жаж­ду, ска­зал: «То, что я не могу воздать бла­го­дар­ность за ока­зан­ное мне бла­го­де­я­ние, - вер­ши­на мое­го несча­стья, но Алек­сандр воз­на­гра­дит тебя, а Алек­сандра воз­на­гра­дят боги за ту доб­роту, кото­рую он про­явил к моей мате­ри, моей жене и моим детям. Пере­дай ему мое руко­по­жа­тие». С эти­ми сло­ва­ми он взял руку Поли­ст­ра­та и тот­час скон­чал­ся. Алек­сандр подо­шел к тру­пу и с нескры­вае­мою скор­бью снял с себя плащ и покрыл тело Дария.  (...) Тело Дария, убран­ное по-цар­ски, Алек­сандр ото­слал его мате­ри, а Экс­а­т­ра, бра­та Дария, при­нял в свое окру­же­ние".

Этот сюжет, иллюстрирующий благородство Александра, также любили рисовать, обычно это разгар военных действий, по тексту.

Джованни Антонио Пеллегрини. "Александр у тела мертвого Дария". 1708 (Кунстпаласт, Дюссельдорф)



Но нас интересует другой вариант, который возник благодаря тому, что эпизод проник в средневековые романы об Александре, в том числе арабские.

На этой миниатюре Александру приносят с Дарием уже целый гроб.




Крупно




Вставная новелла: Александр хоронит Гефестиона

Картин на эту тему я не нашла, так что отдельного пункта не будет.
Обратите внимание на коленки.




№4. Смерть Александра Македонского

И вот настал черед гроба собственного заглавного персонажа.
Западные художники предпочитали изображать Александра в процессе, согласно знаменитой истории, как он лежал на ложе смерти, и уже из последних сил разрешил простым солдатам пройти через свою спальню, чтобы попрощаться.

Иллюстрация Мэри Макгрегор



Нас же в нашем тематическом расследовании интересует конкретно гроб.
Его мы находим в исламской миниатюре, иллюстрирующей тот же фантастический роман об Александре, где он и на Луну летает, и под водой ходит, прямо как Незнайка.

В арабских миниатюрах великого Искандера хоронят согласно своим обычаям.







Крупно



UPD: пришлось сделать отдельный текст про то, почему из гроба высовывается рука.

Тут мы остановимся на подробностях того, как Александр Великий был похоронен.

Умер он в Вавилоне, но тело было перевезено, видимо, в Мемфис, Египет, причем после сложных переговоров между диадохами.  Его положили в золотой гроб, внутри залили мёдом для сохранности тела. Потом его перезахоронили в Александрии. В 90-89 гг. до н.э. первоначальный золотой гроб был заменен на хрустальный, поскольку тогдашнему египетскому царю Птолемею IX понадобились деньги.

№5. Юлий Цезарь посещает могилу Александра Македонского

Могила Александра также стала местом паломничества. Известно, что в римскую эпоху ее посещали Помпей, Цезарь, Август, Калигула и Каракалла. Впрочем, "паломничество" тут слово неподходящее, оно предполагает благоговение, а цезари как-то не церемонились с царственным покойником. Светоний пишет, что Август, когда захватил Александрию, «осмотрел тело Александра Великого, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами». То есть внутри заходить Август почему-то не захотел. Дион Кассий добавляет, что Август неловким движением отломил мумии нос (51,16). Калигула снял с тела нагрудник (доспех или украшение?) и стал сам его носить. Септимий Север в 199 году приказал это безобразие прекратить и гробницу запечатать, но уже спустя 16 лет сын его Каракалла дарит мумии свои кольцо и тунику.

Со временем местонахождение мавзолея забылось, хотя в Средневековье каким-то путешественникам его показывали. Куда делось тело -- непонятно: вряд ли где-то замуровано. Быть может, выкинуто, быть может, послужило другим целям.  Свежая теория состоит в том, что со временем забылось, чьи именно это останки, но помнилось, что они -- священные, и в итоге считалось, что евангелиста Марка; в итоге по этой версии именно их украли венецианцы и увезли в родной город (3). Итальянские вороватые туристы не виноваты в своей ошибке, они просто поверили россказням египетских экскурсоводов, которые и тогда тоже не запоминали реальные факты. Искать гробницу Александра Македонского продолжают до сих пор, это своего рода "библиотека Ивана Грозного" или "янтарная комната".

Теперь по порядку императоров. Известно, что Юлий Цезарь посетил гробницу героя в 48 году до н.э. (Примерно тогда же Клеопатра ободрала в мавзолее то из золота, что оставил предшественник). Рисуют этот визит однако редко.

"Юлий Цезарь у могилы Александра". Album amicorum van Juw van Harinxma (16 век).
Я даже подозреваю, что тут может быть ошибка и на самом деле изображен Август



Гораздо более в живописи распространен смежный сюжет, который приведу факультативно: Юлий Цезарь у статуи Александра.

Жозеф Мари Вьен. "Цезарь перед статуей Александра". 1767 (Королевский дворец, Варшава)




Иконография этого сюжет основывается на описании Плутарха и др. о событии, произошедшем в Кадисе.
Плутарх пишет: "В дру­гой раз, уже в Испа­нии, читая на досу­ге что-то из напи­сан­но­го о дея­ни­ях Алек­сандра, Цезарь погру­зил­ся на дол­гое вре­мя в задум­чи­вость, а потом даже про­сле­зил­ся. Когда удив­лен­ные дру­зья спро­си­ли его о при­чине, он отве­тил: «Неуже­ли вам кажет­ся недо­ста­точ­ной при­чи­ной для печа­ли то, что в моем воз­расте Алек­сандр уже пра­вил столь­ки­ми наро­да­ми, а я до сих пор еще не совер­шил ниче­го заме­ча­тель­но­го!»".

Аноним. "Цезарь плачет у статуи Александра", 1800-е



№6. Император Август у гроба Александра Македонского

Август попал в Александрию, разбираясь с Антонием и Клеопатрой. В Египет он вступил как победитель в 30 году до н.э.

Как мы читали выше, случайно отломил мумии нос, это значит, что зачем-то ему хотелось посмотреть на останки, а не просто почтительно возложить венки. Думаю, из этих римских историй про любопытство и происходит самая первая история тут, про вскрытие Александром могилы Ахилла. Также он возложил на Александра золотую корону. По Светонию, также Август нашел время на то, чтобы родить крылатое выражение. Его спросили, не угод­но ли ему взгля­нуть еще и на усы­паль­ни­цу Пто­ле­ме­ев, а отве­тил, что "хотел видеть царя, а не мерт­ве­цов".

Жан-Эжен Бюлан. "Август у гроба Александра". 1870-е. Орсе



Lionel Royer, Auguste au tombeau d'Alexandre, 1878, collection particulière



Последующих императоров у тела Александра не изображали.

И, наконец, вообще неожиданное

№7. Преподобный Сисой у гроба Александра Македонского

Фреска в  Варлаамском монастыре в Метеорах



Монах-отшельник Сисой Великий (ум. 429 г.) был коптом и жил в Египте.
Открытый гроб со скелетом (как бы Александра Македонского) является традиционным элементом его иконографии.

Остановившись однажды у могилы Александра Македонского, старец в оцепенении созерцал тщету земной славы и проливал слёзы об обычной доле всякого человека: "К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертью, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!"

Икона, Средиземноморье, Критская школа. XVI - XVII века.



Русская икона, 16 век: гроб в нижнем регистре.



фрагмент



[Еще галерея Сисоя со скелетом, чтоб тут лежало в одном месте]
Икона, Далмация, 17-18 век.



Греция, 17 век, аукцион



Роспись церкви Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни.



Роспись монастыря Кутлумуш на Афоне.



Греческая икона. Остров Закинф. 18-19 век



Фреска неизвестно где





Современная фреска





И на этих жизнерадостных скелетиках я рассказ о гробницах и гробах в иконографии Александра Македонского завершаю.

***

Предыдущие выпуски про Александра Македонского:UPD

К вопросу о мёде и моем сегодняшнем расследовании про гроб Александра Македонского.
Комментатор пишет: Кстати, в уже классической по нынешним временам «Клеопатре» с Элизабет Тейлор там забавное - в покоях у Клео хранится аквариум, где плавает в меду покойный Александр в доспехах. Там это просто задним фоном идёт, в самом сюжете об этом ни слова, но стоит аквариум, в аквариуме плавает мёртвый чувак в греческих доспехах, кому же ещё.



UPD2: из комментов

Шекспир, стало быть, вольно цитировал св. Сисоя.
Гамлет. Как ты думаешь: Александр Македонский представлял в земле такое же зрелище?
Горацио. Да, в точности.
Гамлет. И так же вонял? Фу! (Кладет череп наземь.)
Горацио. Да, в точности, милорд.
Гамлет. До какого убожества можно опуститься, Горацио! Что мешает вообразить судьбу Александрова праха шаг за шагом, вплоть до последнего, когда он идет на затычку пивной бочки?
Горацио. Это значило бы рассматривать вещи слишком мелко,
Гамлет. Ничуть не бывало. Напротив, это значило бы послушно следовать за их развитием, подчиняясь вероятности. Примерно так: Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах - земля, из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки?
Истлевшим Цезарем от стужи
Заделывают дом снаружи.
Пред кем весь мир лежал в пыли,
Торчит затычкою в щели.

македонский, смерть

Previous post Next post
Up