На днях мы так вдохновляюще с вами
подискутировали про «Чёрный квадрат» Малевича, так что мне хочется продолжить с броневичка насчет того, зачем на самом деле нужно искусство.
Ответ очень просто и короток: исключительно для удовольствия!
Х. Рибера. "Голова св. Януария". 17 век
Однако ж, спросит уважаемый читатель, а как же тогда быть с огромным количеством произведений искусства, которые очевидно некрасивые, страшные, про кровушку (как эта картина Риберы выше), с "Черным квадратом", в конце концов, инсталляциями всякими?
Ответ не менее прост.
Дело в том, что
удовольствие бывает самых разных видов и уровней.
Потому что люди бывают самых разных психологических типов, характеров, образования, девиаций, вариантов ПТСР и так далее.
Психологи и философы изучают и расчленяют виды удовольствия очень
по-разному, я же грубо тут набросаю основные типы из них, с которыми сталкиваюсь в своей отрасли.
1. Самый распространенный вариант удовольствия, который люди привыкли ассоциировать с произведениями искусства, это
эстетическое.
Картина (песня, пьеса, одежда) должна быть красивой и радовать глаз. Успокаивать, гармонизировать, рождать в сердце радость, в душе покой.
И. Шишкин. "Сосна на песке". 1884
Ожидать этого от произведения искусства -- совершенно нормально.
Большинство произведений искусства ему соответствуют.
Но не все!
Люди с широким кругозором это знают.
Люди с недостаточно широким кругозором -- нет. Некоторые из них удивляются этому, существованию иных видов удовольствия, испытывают по этому поводу агрессию и зачем-то делятся ею с миром. (Подробно см. мой текст
Какой должна быть «хорошая» картина по мнению среднего пользователя рунета). Увы.
2. Другое весьма распространенное удовольствие -- это
эротическое
До изобретения технических средств (фото и кино), которые делают порно быстро и дешево, его тоже производили, но медленно и дорого. Откровенной порнографии было не так много, как сейчас (из-за затруднений в создании), однако эротики было много, и даже в произведения, казалось бы, не предназначенные быть эротическими, закладывали этот момент. Сексапил возбуждает, щекочет нервы, привлекает внимание (в отличие от предыдущего пункта, обычной красоты, которая в целом обычно успокаивает и гармонизирует).
Обнаженная натура в массе своей женская (потому что производителем и покупателем в массе были гетеросексуальные мужчины).
У людей с примитивными рефлексами любое изображение обнаженного тела рефлекторно равно порнушке, и оценивают они его в категории потребительства ("возбуждает / не возбуждает"). Отсюда мы и имеем оценки картин Рубенса с позиции "ябневдул", либо яростные призывы запретить обнаженку в Эрмитаже, от тех, кто это возбуждение переработал по-ханжески. Получение от произведений искусства только такого, "пикантного", будоражещего вида удовольствия -- весьма печально, оно говорит о том, что человек остался на подростковом уровне развития. И не знает о других видах удовольствия, не может абстрагироваться и получить от изображения обнаженного тела удовольствие не возбуждающее, а эстетическое.
3. А что же с откровенно безобразными, ужасными произведениями искусства, спросите вы.
Тут нам придет на помощь уже другое сравнение. С кинематографом.
Никто не ждет от фильма, что он будет "просто красивым" (если это не видеоклип). Фильм может быть боевиком, может комедией, мелодрамой, хоррором. Очень разным. В чем разница и зачем люди ходят на фильмы? За тем же, зачем художники пишут, а зрители потребляют "омерзительные" картины. Ради удовольствия, которое теперь
эмоциональное
Дело в том, что испытывать эмоции -- приятно, это инструмент выйти из состояния усталости, равнодушия, скуки. В общем, благодаря новым эмоциям можно отдохнуть за счет смены окружения, выброса химвеществ. Парадокс, но "отрицательные" эмоции получить проще, чем "положительные". Адреналин легче вырабатывается, чем эндоморфины. Поэтому люди в браке скандалят ради хорошего секса, а также ходят на боевики и смотрят фильмы ужасов. Мы платим миллиарды долларов за просмотр фильмов, покупая легкодоступные эмоции.
Если зритель (кинофильма) знает, что убийство на экране ненастоящее, то мозг разрешает ему испытать от этого "ужаса" кайф, сильную эмоцию.
"Некрасивые" картины -- ровно также работают. Бьют по нервам.
Поэтому в католическом искусстве так много изображений пыток: кинематографа еще не изобрели, а испытывать сильные эмоции с помощью искусственного раздражителя людям все равно было насущной необходимостью.
- Тут подпункт: самые эффектные, запоминающиеся произведения искусства, это те, которые бьют по нервам, комбинируя два наиболее примитивных (тут в смысле "первобытных") удовольствия: эротическое + эмоциональное (сексуальное возбуждение + выброс адреналина от стресса). В искусстве это обычно обзывают более красиво: эрос и танатос, мортидо и либидо, и т.п.
Именно поэтому так популярна иконография, разные изводы которой я рекомендую в своей рубрике "
Смерть топлесс" - когда красивая женщина, обнаженная целиком или выше талии, и чтоб она очевидно умирала. Лучше, чтоб кровь была и холодное оружие.
Джампетрино. Самоубийство Лукреции, 16 век
Аналогичным образом художники постоянно
обнажают и утопленниц: казалось бы, в реальном мире нормальный мужчина от них не возбудится, они же мертвые и холодные, склизкие. Но наш мозг знает, что в искусстве эта смерть "не по-настоящему", значит, это смешанное адреналиново-тестостероновое удовольствие от таких "картин с мертвыми голыми женщинами" получать "можно" (говорит подсознание).
Гетеросексуальным женщинам такие картины либо не интересны, либо они могут ставить себя на роль жертвы (и испытывать мазохистское возбуждение, если есть к такому склонность). Либо они могут просто наслаждаться тем, как "красиво" написана картина. Но скорей им будут интересны картины, например, про Юдифь, убивающую Олоферна: про секс в них есть, но гораздо больше про власть.
Ж.К, Зиглер. Юдифь с головой Олоферна. 1847
Власть -- это тоже подпункт к "эмоциональному" удовольствию: созерцание от картины (фильма), где персонаж, с которым ты можешь себя ассоциировать, доминирует персонажей, которых бы тебе хотелось доминировать в реальной жизни. Если это еще сдобрено эротикой, то вообще картины-бестселлеры получаются, так было во французской живописи 19 века с изображением гаремных красавиц у ног владыки.
***
Но мне милей другая забава (голосом Гафта из "О бедном гусаре замолвите слово").
4. Еще, например, бывает удовольствие
интеллектуальное (удовольствие от процесса познания)
Это когда ты не только любуешься картиной, но и пытаешься разгадывать ее смыслы и символы, ищешь, что хотел сказать художник и почему, изучаешь предысторию и предпосылки создания, внимательно изучаешь сюжет, будто читаешь рассказ. Наслаждение от эрудиции, аналитики и прочей разминки мозга.
Это, своего рода, радость познания или даже творчества (познавая картину в деталях, ты будто становишься ее сотворцом).
Ян ван Эйк. "Портрет четы Арнольфини". Ой, сколько про нее
написано, каких только разгадок там ни ищут!
Я надеюсь, большинство из вас легко могут представить этот вид удовольствия от картины (книги, шахматной задачи, разглядывания лица собеседника, который вам пытается врать).
Картина, которая дает вам интеллектуальное удовольствие, уже совершенно не обязана быть эстетичной, "красивой". Одной этой функции уже достаточно, чтобы доставлять удовольствие зрителю, и даже оказаться шедевром.
(Сюда же причисляем изучение вещей в плохой сохранности и охи восторгов над ними).
5. Повышаем уровень сложности
(люди, которых выбесил мой пост про "Черный квадрат", могут дальше не читать).
еще бывает удовольствие... как бы его назвать, чтобы отличить от предыдущего. Ну, пусть будет
умственное (удовольствие от мига узнавания)
от отстроумия, юмора, хорошей выдумки, классно придуманной аллегории или символа, идеи. Удовольствие от узнавания, догадки, осознания, понимания идеи. (УПД. вот принесли термин "инсайт").
Это не описанная в предыдущем пункте загадочная картина со сложной символики, которую эрудированный зритель разгадывает, как загадку, изучая словари и биографии -- такое удовольствие более медленное, созерцательное. Нет, это более быстрое удовольствие, как от классного анекдота, услышав финальную (главную) фразу которого ты испытываешь кайф и расслабление. (Не обязательно должно быть смешно, удовольствие может наступить оттого, что просто умно придумано).
Пикассо. "Голова быка". 1942
(Объект, сделанный из велосипедного сиденья и руля, подобранных на улице. Шедевр лаконичности)
В общем-то, именно этот принцип использует большинство произведений "современного искусства" (иногда чрезмерно эксплуатируя).
Совершенно не обязательно произведение искусства, созданное в парадигме данного типа удовольствия, должно быть понятно каждому, приносить удовольствие любому.
Нет, совершенно нормально, что большинство шуток до тебя не дойдет, если ты принадлежишь к чужой культуре, чужой стране. Когда речь идет об искусстве ХХ века, совершенно нормально, что большинство смыслов не доходит до того, кто не принадлежит к субкультуре зрителей современного искусства, не учил этот символический язык.
Мерет Оппенхейм. Объект, 1936
Я использую тут слово "шутка" для доходчивости сравнения, на самом деле большинство работ этого типа не про "смешно", а про "остроумно, хитро выдуманно".
Пресловутый "Черный квадрат" относится сюда же. Если вы не читали специально о том, как устроена культура, в частности культура ХХ века, объяснить, в чем его смысл -- нереально. Это как объяснять жителю Антарктиды, в чем смысл анекдота "значит, против зеленого цвета у вас возражений нет?", то есть начать придется сильно издалека.
В эту бы категорию я причислила удовольствие от новизны: оно тоже мгновенное (радость узнавания) и не связано с интеллектуальными поисками, а только с тем, что тот багаж, который у тебя в голове уже есть на момент встречи с картиной, срабатывает и говорит тебе: "о! а вот такого у этого художника ты еще не видел! Как он круто (или непривычно) тут придумал". Или от того, что увидел хорошо знакомое с новой стороны, или в первый раз в реальности. Если поанализировать, то радость тут наверно тоже чисто эмоциональная, от свежести впечатления, неожиданности. (Комментарии проф. психологов приветствуются).
Мунк. "Беспокойство"
***
Таким образом, видов основных удовольствий от произведения искусства у меня получилось, по грубым прикидкам, пять:
1) эстетическое: наслаждение красотой, гармонией, успокоение
2) эротическое: сексуальное возбуждение
3) эмоциональное: адреналиновая встряска
4) интеллектуальное (от процесса познания)
5) умственное (от мига узнавания)
Совершенно нормально получать только один вид удовольствия от искусства. Даже только эротический (единственная просьба: не пишите об этом у меня в комментах, оставьте сей процесс интимным). Интересней жить, если подключено несколько (лично у меня доминирующий - 4-й, прочие дополнительно, причем подключала я их постепенно).
Шедевральное произведение искусства -- обычно то, которое умеет доставлять удовольствие людям разного типа на разных уровнях одновременно. И разные люди любят этот шедевр абсолютно за непохожие проявления.
Я, например, эту картину люблю, в первую очередь, за удивительное перламутровое сочетание оттенков земли и неба.
После получения удовольствия от созерцания мощного, гениального, произведения искусства (если созерцать дольше секунды и желательно в реале) наступает облегчение, снимается напряжение. Если сравнивать с телесными реакциями, то это похоже на расслабление после оргазма (рефрактерный период). В эстетике же это будет "катарсис". От передозировки произведений начинает тошнить, в прямом смысле, случаются головокружения и проч. (т.н. Синдром Стендаля). Но пожалуй об этом подробно в другой раз.
Интересно?