Повсеместно в интернете вы можете встретить эту картину с подписью, что она на самом деле является автопортретом знаменитого художника Ф. Рокотова. Рассказываю, что на самом деле.
Ф. С. Рокотов (1735/6 - 1808). "Портрет неизвестного". 1757. ГТГ
На обороте есть надпись, гласящая, что Рокотов написал эту картину в 1757 году, и более поздняя надпись, что изображен Александр Дмитриевич Ланской. Она давно признана ошибочной: во-первых, он не похож на известные портреты Ланского лицом, во-вторых, Ланской родится только в 1758 году.
Версия о том, что изображенный -- сам Рокотов, была выдвинута Игорем Грабарем в публикации 1923 года. Он основывался на возрасте изображенного, композиции, и точной датировке (это одна из самых ранних сохранившихся работ художника). И даже мундир даже вроде бы ложился в эту версию: предполагается, что до поступления в Академию художеств он учился в Сухопутном шляхетском корпусе и мог успеть стать офицером. В частности, он писал портреты кадетов этого учреждения обильно. Тогда считалось, что он происходит из дворянского рода Рокотовых. С тех пор вроде бы нашли документы, подтверждающие его происхождение из крепостных. Не вижу, существуют ли документы о военной службе Рокотова, или это тоже предположение на основе косвенных данных.
Молодой человек на картине изображен в мундире офицера Семеновского лейб-гвардии полка, вот, собственно, все, что о нем известно, кроме того, что в 1757 году он был молод.
Мундир обер-офицера лейб-гвардии Семеновского полка c андреевской лентой. Россия, 1756-62. Принадлежал поручику А.Ф. Талызину. В нем Екатерина II возглавила поход гвардии на Петергоф в день переворота 28 июня 1762 года.
Теперь же посмотрим, что сообщает Каталог живописи 18 века ГТГ (2015 год):
В 1941 году А.В. Лебедев предположил, что на самом деле картина является портретом гравёра Е.П. Чемесова. Он основывал свою версию на сходстве лица с известным достоверным автопортретом самого Чемесова (1761, ГРМ), тем фактом, что Чемесов именно там и служил, а также тем, что Рокотов и Чемесов оба поступили в Академию и пользовались покровительством Шувалова, т.е. могли быть друзьями.
Справа: автопортрет Чемесова из ГРМ
В 1968 году А.А. Русакова, сравнив нашу картину с другими ранними работами Рокотова, вообще усомнилась в том, что он автор полотна. Может же подпись об авторе на обороте быть ошибочной, раз подпись о модели именно такова?
Действительно, если сравнить, например, с рокотовской картиной следующего года, портретом вел. кн. Петра Федоровича, пусть и копией с Ротари, качественный разрыв огромен.
В 2008 году И.Г. Романычева, ссылаясь на С.В. Римскую-Корсакову, пишет о том, что она разделяет версию насчет Чемесова. Но она указывает на проблему: человек на картине изображен в мундире обер-офицера, а в 1757 году Чемесов был капралом.
Однако, вот удача: в 1995 году технико-технологическое исследование показало, что под офицерской формой скрывается слой живописи с формой капрала.
Казалось бы, все, загадка решена.
Но!
В 2011 году картину опять просветили и профотографировали.
И тут выяснилось, что изначальный слой краски совсем другой. Первая версия мундира на картине была синей, с красным воротником и серебряным позументом, в красном камзоле и белом галстуке.
Это форма офицера Конногвардейского полка. (Я не поняла, версия с мундиром капрала оказалась ошибочной, или у картины три слоя?)
Изначально, то есть, мундир был примерно такой (Ф. Рокотов. Портрет А.И. Воронцова. После 1765)
Каталог ГТГ подытоживает: "Следовательно, нельзя считать изображенным ни самого художника, ни гравера Чемесова, которые не служили в Конно-гвардейском полку.
***
Почему мундир мог быть изменен? Легкая версия: заказчик портрета в процессе работы перевелся из одного полка в другой. Сложная версия может быть какой угодно, самой невообразимой: например, есть такой рокотовский же "
Портрет неизвестного в треуголке", который происходит из имения Струйских. Художник целиком переписал там одежду, но не тронул лицо. А одежда была целиком женской! Есть версия, что хозяин поместья попросил так замаскировать портрет своей первой, покойной жены, чтобы не раздражать вторую и спокойно любоваться картиной.