Главной иконографической сенсацией декабря является переатрибуция знаменитого портрета архитектора Растрелли в изображение совершенно постороннего человека.
Прежняя атрибуция: художник Лукас Конрад Пфанцельдт. Портрет Франческо Бартоломео Растрелли. 1732-1740-е гг. Эрмитаж
(Не особо хотела писать об этом, но мне столько человек кинули это в личные сообщения, что я решила как-то остановить этот поток, продемонстрировав свою осведомленность).
Сообщил об этом исследователь Сергей Алексеев, доказавший, что моделью портрета послужил тоже архитектор, но другой -- Фердинандо Фуга (1699 - 1782), спроектировавший великий барочный фасад базилики Санта Мария Маджоре. И автором потрета был совсем не скромный копиист Пфанцельт, а какая-то более серьезная фигура итальянского искусства - Джузеппе Бонито или Гаспаре Траверси. (
via Андрей Чекмарев)
Ключевых доводов два:
а) на груди у персонажа папский орден Христа, которым Растрелли не обладал
б) ранняя гравюра с изображением Фуги и подписанным именем, сделанная с данной картины.
Таким образом, легким мановением руки Эрмитажное собрание лишилось портрета строителя своего главного здания.
Любопытствующим рекомендую прослушать доклад целиком.
Фрагмент с докладом (на вк, 13 минут).
You can watch this video on www.livejournal.com
Целиком вся конференция "Чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга (1893-1972) в Эрмитажном театре: часть 1"
Смотреть с 01:08
Click to view
Однако для нас остается актуальным еще портрет Растрелли кисти Ротари (ГРМ), слава богу.