Римская спесь и её заразительность

Dec 25, 2020 08:02

Кто себя первым отчеканил на монете -- Брут или Цезарь? Фаюмские портреты писали с покойников или с живых? Чем бы нас напугали традиционные римские похороны?




Новая глава из моего искусствоведчческого расследования "Портретные профили на монетах". (Часть 1; часть 2; часть 3)

***

Стадия 6-я:
портретное сходство становится обязательным, лицо окружает надпись, все более и более подробная

Тот вид монеты (медали), который для нас сейчас считается стандартным, сформировали римляне, допилив эллинистическую идею. Эллинистические цари (Египта, державы Селевкидов и проч.), как мы помним, в прошлый раз остановились на том, что начали себя изображать на монетах во всем портретном сходстве, с недостатками внешности. Надписи однако оставались на реверсе обычно, да и состояли как правило из аббревиатур, понятных только специалистам.

Римляне подхвалили моду чеканить монеты около 300 г. до н.э. (уже после царской эпохи), и в республиканскую эру дизайн был похож на греческий - профили Геракла, богини Ромы в шлеме и т.п.  (enwiki). Текста на монетах на обеих сторонах становилось все больше и больше, потому что разные знатные семьи активно пользовались им для пропаганды и политической борьбы. "Легенда" усложнилась крайним образом.

Однако живых людей на монетах, как вы понимаете по логике развития, при республиканском строе появиться не могло. Явный симптом, что республике приходит конец -- выпуск в 54 г. до н.э. могущественным политиком Брутом (который пока еще не стал убийцей Цезаря) монеты, где он изобразил двух своих великих "предков" -- первого Брута (цареубийцы) и Гая Сервилия Агалы (убийцы узурпатора). Это был очень резкий и демонстративный жест со стороны Брута, и коллеги это конечно поняли.

Это монета с портретами-символами, вымышленными образами. Оба профиля практически идентичны, спасибо, что подписаны.




___________
UPD из комментов от нумизмата v_st

Прославленных предков (часто вымышленных) на римских республиканских монетах изображали и до Брута, это в общем-то не возбранялось. Таким образом избираемые каждый год монетарии (казначеи) имели возможность пропиарить свою семью. Кстати, Брут не был потомком Луция Юния, свергнувшего Тарквиния. Он происходил из плебейского рода Юниев. Все это знали, но особо не спорили с Брутом, примазавшимся к древнему роду. Судя по всему, так делали многие. Ко II-I веку патриции с плебеями уже так перемешались, что достоверно проследить, кто там на самом деле происходит от исконных патрициев, а кто от каких-нибудь патрицианских клиентов (которые перенимали номен патрона), было совершенно невозможно. Даже насчет Октавиана были серьезные сомнения, что он происходит от тру-патрицианских Октавиев, и развеять их он так и не смог.

Денарий Луция Марция Филиппа, 113 год до н.э. Изображен македонский царь Филипп V и предок монетария триумфатор Квинт Марций Филипп


[Еще 3 картинки, включая профиль давно покойного царя-предка]
Денарий монетария Титурия Сабина, 89 год до н.э. с портретом царя Тита Тация, которого Титурий считал своим прародителем (что, конечно же, неправда)



Денарий Луция Эмилия Лепида Павла, 62 г. до н.э., изображен его родственник (не прямой предок) Луций Эмилий Павел Македонский, завоевавший в 168 году Македонию и пленивший ее последнего царя Персея с сыновьями.



Денарий Луция Марка Филиппа, 56 г. до н.э. Изображен четвертый царь Анк Марций, от которого монетарий вел свой род и Акведук Марция, построенный другим представителем этой семьи Квинтом Марцием Рексом.




А первым при жизни на монете был изображен Сулла, правда не в виде портрета, а в составе сюжета.

Денарий Манлия Торквата 82 года, изображающий триумф Суллы. Диктатор едет в квадриге, его венчает Виктория, легенда: "Луций Сулла Император"



[Еще несколько силуэтов Суллы]
Денарий Постумия Альбина 81 года, скорее всего пересказывающий легенду о чуде на горе Тифате, когда Сулла, принося жертву, увидел на внутренностях быка предзнаменование своей победы: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1309771603



В 56 году сын Суллы Фавст Корнелий отчеканил денарий, где перед Суллой преклоняют колена Бокх и Югурта, цари Мавритании и Нумидии:




___________

Десять лет спустя после предков Брута, в начале 44 года до н.э. Юлий Цезарь отчеканил монету со своим собственным профилем, как это делали эллинистические цари (до этого он чеканил, в частности, профиль богини Весты). Это был один из тех поступков по "узурпации" царской власти, которые преполнили чашу терпения его врагов, и в марте его убили.




Для нас же важно, что психологическое табу для римлян было снято (и логично, что этот поступок совершил именно Цезарь).

В 42 году Брут, который считал себя на тот момент победителем в данной истории, отчеканил уже собственный портрет (на другой стороне прославляются мартовские иды). В октябре того же года его тоже того...




Обратите внимание, какая это уже "красивая" монета. Нет кривой обрезки, рамочка на одной стороне вообще не кривая получилась. Техническое мастерство работников монетного двора растет и растет. Они нащупывают логику расположения шрифта, уже догадались, сто можно располагать по кругу, но пока не поняли, что их тоже стоит выравнивать по лекалам снизу и сверху.

Еще одно важное замечание: профили Цезаря и Брута на этих монетах оставляют у нас ощущение "реалистичных", они не кажутся нам выдуманными, идеализированными. Если Цезарь хотя бы похож на того, каким мы его воображаем по скульптурным бюстам (и кино), то про Брута у нас такого образа в голове нет. Однако мы смотрим и единственное, в чем мы можем упрекнуть - "глаза крупноваты, кажется; мастер чуть неумелый). Это очень интересная (и важнейшая) особенность нашего мозга: мы испытываем удовольствие, если видим, что художник "хорошо" (реалистично) сделал свою работу. Даже если у нас в голове нет эталона, с которым мы могли бы сравнить и решить, есть ли сходство. Отсюда возникает ошибка восприятия: если картина качественная, нам кажется, что она правдивая, даже если внешность исторической персоны там целиком вымышлена (например, портрет Роксоланы). По этой же причине широкие массы любят фотореалистичные картины.

В общем, не смотря на то, что и Цезаря, и Брута убили вскоре после автопортретирования на аверсах, никто это плохой приметой не счел. И понеслось...

Август продолжил разнообразить иконографию монет (оч. интересно в рувики). Любопытно, что открыв преимущества такого метода агитации, он придумал печатать еще и монеты с предполагаемым на текущий момент наследником престола. С диадемой (повязкой) на голове их изображать не могли из-за все той же аллергии на все царское, поэтому для украшения головы силуэтов активно использовались венки, лавровые, дубовые и проч. Адаптирует он обратно и ту архаичную форму, которую эллинистические цари использовали одновременно с реалистичными профилями - изображение себя в образе какого-либо бога (Август выбрал быть Аполлоном).

Женщин его семьи чеканили в виде богинь (Юлия = Диана; Ливия = Пакс).  Однако тут интересна обратная причинно-следственная связь: египетские Береники и Клеопатры изображали себя в виде богинь на монетах, потому что в головах подданых они и были этими богинями. Если они портретировались без божественных атрибутов, то богинями они от этого в своей реальности быть не переставали.
Римлянкам же, наоборот, с помощью изображения на монетах пытались подбавить достоинства, божественности, поддать ауры.




Ну, в общем при Августе все главное придумали, дальше так и понеслось.

Для сравнения -- кельтские монеты (ок. 50 г. до н.э.)



Давайте теперь скажу про римское отношение к сходству. Потому что именно программная позиция относительно него в голове заказчика и исполнителя ведет к результату на конкретных вещах. Классический грек им не интересовался, его волновал идеал; эллинистический грек, наоборот, был продуктом столь изысканной цивилизации, что с любопытством вникал во все извивы человеческой души (и тела, недаром одна из лучших статуй той эпохи - "Лаокоон"). Еще ремесло в эллинизм было на очень высоком уровне. Эллинистический правитель, может, и не интересовался глубинами собственной души, но он с детства привык к товарам высочайшего качества, уровня технического мастерства, отсюда и потребность в сходстве.

Римское отношение к сходству изначально имело совсем другой источник, связанный с бессмертием души и культом предков. Давайте вернемся немного назад и поговорим немного об египетском портрете. Почему глядя на них, мы сразу чувствуем, что этот портрет -- реалистический, но при этом сразу видим, что он именно древнеегипетский? Потому что египетский скульптор имел main idea. Он работал не на живого заказчика, зрителя, а для мертвого. Очень грубо обобщая, ему нужно было сделать скульптуру умершего настолько похожей на него, чтобы душа этого умершего, разыскивая свою статую, не перепутала и опознала "себя" верно. (Для этого использовался метод снятия посмертных/прижизненных масок с лица). Именно поэтому лица египтян так индивидуализированы. Но при этом влияние глобального стиля, идиологии было настолько сильно, что при всем различии этих лиц мы сразу узнаем, откуда они взялись.

Римляне, какими бы прагматиками они нам сегодня не казались, были очень верующими, суеверными, обладали развитым магическим мышлением. Их портрет и его реалистичность, веризм, идут из того же источника. Считается, что было примерно так: каждый аристократ, достигнув в 30-40 лет видной должности, звал к себе мастера. Тот подвергал его (живого, дышащего) достаточно неприятной и долгой процедуре снятия прижизненной восковой маски. Эта маска раскрашивалась реалистично, очевидно, делались какие-то волосы, и ее прятали в тумбочку. В парадном шкафу же его дома в шкафу тем временем красовались маски всех его предков. Употребляю слово "маска" в прямом смысле - с дырками для глаз и рта. Когда наш аристократ умирал, предположим, в возрасте 70 лет, его маска все еще лежала в тумбочке. Ему устраивали пышные похороны. Специально нанятые актеры, которым выдавали маски предков из парадного шкафчика, шли за его гробом и воздавали ему хвалу. Чем древнее род, тем больше была процессия актеров-предков. После похорон маску свежего покойника вынимали из тумбочки и присоединяли к выставочному ряду в парадных помещениях. (рувики) Как вы думаете, почему фаюмские погребальные портреты все такие милые и молодые? Не может же быть, что все эти люди умерли так рано? Нет, просто они "фотографировались на паспорт" в определенный период жизни.

"Тогатус Барберини" (римлянин с масками предков в руках)


Римские маски были восковые, логично, что им стали делать стационарные дубли из мрамора и бронзы. Римские мастера (многие из которых были пленные греки эллинистической школы скульптуры) таким образом имели огромную поляну практиковаться. Требование сходства было очень важным - и для магического мышления, чтобы похоронный обряд сработал; и потому что работу принимал сам портретируемый и его ближайшие родственники, и они-то четко знали, как именно выглядит человек.

Если мы говорим об изображении императора на монете, то тут сходство важно еще по одной причине, которую я обозначила в прошлый раз, говоря о культе личности. Монета - это символ власти, чтобы она лучше срабатывала, нужно быть похожим, узнаваемым. Любой портрет лидера (даже сейчас) - это его заместитель (поэтому плевать на портрет русского императора - оскорбление величества). Напечатать монету "с собой" - это пометить территорию, иногда в римской империи правители сменялись так часто, что о том, что в прошлом году мелькнул новый, в провинции узнавали по свежим монеткам (но уже успевшим устареть).

Конечно, не все монеты римские "красивы" и дают нам узнаваемые портреты властителей. Некоторые истерлись, другие истлели в земле. Третьи явно сделаны на очень примитивном уровне. Но эталонные монеты демонстрируют нам крайне яркие портретные характеристики, тем удивительные, что их авторы умудрялись вмещать их на очень маленькую площадь.



Очевидно же, что на монете - Нерон?

Дальше будет о том, как это великолепный жанр профукали практически целиком, а потом подняли из праха.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

профиль, древний рим

Previous post Next post
Up