Заметки из истории возникновения реалистического портретного жанра.
Мне тут написали недавно в комментариях, что историчность библейского царя Давида доказана тем, что в Израиле нашли монету с его изображением. Прижизненную! Также вот мне сообщают граждане, что в Средневековье портретный жанр существовал, потому что монеты властителей чеканились же.
Поэтому, в рамках моего перманентного крестового похода против невежества, составлю-ка я вот эту хронологию: кто и когда придумал профили на монетах, как этот жанр развивался, хирел, возрождался, и насколько, в зависимости от эпохи, профили на монетах и медалях имеют отношение к реальной внешности тех, чье имя подписано рядом.
NB: у разных искусствоведов есть разные трактовки термина "портрет", я употребляю его в самом узком смысле -- изображение реально существовавшего человека, прижизненное либо сделанное с прижизненных, отражающое кокретные, неповторимые физиогномические черты и индивидуальный характер.
Стадия 1-я:
человечество становится достаточно цивилизованным, чтобы изобрести денежную систему и начать чеканить монеты из драгометаллов. А не меняться на ракушки и шкурки. Однако пока монеты украшают узорами, символами, вообще чем попало.
6-7 век до н.э., а может и раньше, насчет точной даты спорят
монеты начинают чеканить в Индии (подробно см.
en wiki).
Индийские монеты - kosala karshapanas (525--465 гг. до н.э.)
Индийские монеты 300-400 гг. до н.э. (
описание картинки)
Примерно в то же время металлические чеканные деньги изобретают в Китае (
en wiki)
Необходимо учитывать, что трансконтинентальная торговля уже тогда шла уже достаточно активно, какими бы далекими нам не казались эти страны.
Для истории же европейской цивилизации общепринята такая конкретная веха, которую в культурном багаже иметь необходимо.
Официально древнейшими сохранившимися монетами европейской цивилизации считаются "лидийские львы" (ок. 610-600 гг. до н.э.).
Эти первые монеты делались из природного сплава золота и серебра - электрума. Вычеканенный на них лев был знаком царской власти.
Изобрели их в царстве Лидия, и сделал это будто бы отец легендарного царя Креза.
Древнейшие из этих монет находят при раскопках храма Артемиды Эфесской, который там же и находился.
В следующем поколении царь Крез отказался от электрума (из-за редкости и невозможности контролировоать пропорции) и ввел как бы золотой стандарт (
en wiki).
Крезов золотой статер, около 561-546 гг.
Позже это полезное изобретение подхватили соседние народы, о чем свидетельствует, в частности, Геродот в своей "Истории": "Нравы и обычаи лидийцев одинаковы с эллинскими, за исключением того, что лидийцы разрешают молодым девушкам заниматься развратом. Первыми из людей они, насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету и впервые занялись мелочной торговлей" (I, 94).
Достаточно быстро и в том же районе до них доходит, что на монетах можно чеканить буквы. Древнейший тип - т.н. Фанес (по надписи), 625-600 гг. до н.э.) (
enwiki). Поскольку дат на монетах не ставили, их датировать не очень просто, часто - по археологическим слоям.
Для нас же, учитывая заглавну тему, важно, что особо отделку изображения они тогда не умели делать, работа была грубой.
Стадия 2-я:
на монетах появляются человекоподобные существа (боги)
В 6 веке денежная система охватила множество полисов Греции (
enwiki), а также Персидскую империю (
enwiki).
На них чеканили символы города, свастики, тотемных животных города.
А также богов.
Боги, на счастье развития портретного жанра (да и всего ИЗО), были человекоподобны.
Афинская тетрадрахма (ок. 454-404 г. до н.э.). На ней изображен профиль богини Афины, покровительницы города, а на другой стороне её сова.
Монета Аспендоса , Памфилия , ок. 465-430 гг. До н. Э.
Здесь сделаю важное отступление и расскажу, что происходило с жанром портрета в Древней Греции в принципи. На удивление, классический период, давший нам столько образцов для подражания во всех других вариантах искусств, в жанре портрета абсолютно глух. Никакой портретной индивидуальности, характера, эмоций, даже каких-то физиологических отличий на портретах, созданных в 4-5 вв. до н.э. в Греции найти невозможно. Потому что царила концепция "идеала". Если человеку ставили "портретный памятник" (например, такова была награда Олимпийским победителям), его лицо и тело делали максимально идеальным, обезличенным. Богоподобным. Поэтому-то все античные скульптуры "на одно лицо", причем обоих полов.
Портреты (статуи) людям за иные заслуги, например, политикам, не особо приветствовали, ибо нечего им преисполняться гордыней. Тогда была сплошная демократия, помните? В зародыше боролись с культом личности. Вот Гармодию и Аристогитону -- обычным гражданам, которые восстали против человека, желавшего стать верховным лидерам, статую поставили (тем более, что они были покойники все равно). Однако и их лица сделали идеальными "масками".
"Тираноборцы" (Гармодий и Аристогитон). Скульпторы Критий и Несиот 477-476 годы до н. э. (римская копия II века)
За заслуги разрешили портретироваться афинскому лидеру Периклу.
Но это же тоже не "настоящий портрет". Как и изображение Аспасии.
Ситуация для греков изменится только в районе Александра Македонского, о чем будет ниже.
Поэтому, если вы видите изображение любого грека, который жил до А.М. -- Сапфо, Гомера, Платона и проч., имейте в виду, что это не "портретный портрет" с натуры, а идеальный образ того, как по мнению культуры того времени должен был бы выглядеть (и главное, быть донесенным потомкам!) человек его положения и характера. Это больше "персонажи", чем люди.
В качестве возражения можно привести скульптурный портрет Сократа -- вот где, казалось бы, никакой идеальности и классицизма.
А вы сравните портреты Сократа со скульптурами бога Силена. И попробуйте найти отличия.
Стадия 3-я:
на монетах появляется обобщенный образ некого царя
В классической Греции с её демократиями если б кто из политиков посягнул на то, чтобы отпечатать свое личико на монете, то его бы быстро за такую наглость забаллотировали. Логично, что новая концепция, свежая и оригинальная, возникла в государстве, не отягченном подобными либеральными проблемами -- в Персии. Там царей изображали давно и без проблем, тем более, что в сознании подданных они были вполне себе богоподобными. (Любопытно и жаль. что чеканка монет не была адаптирована в Древнем Египте, прямо страшно представить, какие шедевры могли бы сделать египетские мастера. Однако первая монета в Египте была сделана в 360 году до н.э., когда поезд мастерства совсем ушел;
enwiki).
Отметьте, что Ахемениды на своих "дариках" чеканили не портрет текущего конкретного царя, а образ некоего царя вообще: коленопреклоненного лучника в "короне" (лук был атрибутом воина/охотника, власти). Происходит это при Дарии I, который правил в 522-486 годах.
Дарик, ок. 420 г. до н.э.
Существует достаточно убедительная версия, что персы не сами это придумали, а увидели изображение на греческих монетах бога Геракла-лучника и подумали "о,этот дизайн нам подходит!".
Слева: Кипрская монета 5 в. до н.э. с изображением Геракла, справа - дарик
Проработка изображений в Персидской империи на этих дариках постепенно улучшается, но индивидуальность не появляется.
Дарик Артаксерса Второго или Третьего, 375-340 до н.э.
Еще одно отступление, важное для портретов исторических личностей. Если некто "хорошо", качественно, нарисован, изваян, отлит в бронзе, т.е. с тщательностью и большим количеством деталей и характерных черт -- это совершенно не означает, что портрет сделан с натуры или с правдивого образца. Это всего лишь значит, что автор знает -- за работу, в которую явно вложено много труда, платят лучше, чем за почеркушку.
В мире существует огромное число вымышленных портретов исторических личностей с потрясающе глубокой и правдоподобной проработкой характеров, но это не делает их истинными. Так и на данной монете -- хотя последний дяденька более "красив" и похож на конкретного индивидуума, чем предпоследний -- это не портрет. Просто в нем стандартные знаки бороды, глаз и проч. сделаны более убедительно, и все.
В данном случае можно сравнить с рельефами той же страны и эпохи.
Портрет Артаксеркса II, рельеф с его погребения в Персеполисе
и вот, наконец, мы дошли до 4-й стадии, когда на монетах появляются изображения конкретных людей.
Происходит это, что любопытно, задолго до Александра Македонского.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАВТРА