Письмо от читателя: «Прадед участвовал в персидской войне и подобрал там девочку-сиротку»
Sep 23, 2020 08:01
Второй выпуск моей новой рубрики "Сундук злой Шакко", в которой я смотрю на картины в вашей личной собственности и сообщаю свое искусствоведческое мнение о них (Правила участия здесь).
Дорогие друзья, все, кто прислал мне заявки на оценку! С 1 августа мне пришло чуть больше 100 писем. Из них я дала контакты экспертов-антикваров,которые выразили желание с ними пообщаться насчет их картин и рисунков -- 2 людям. Разобрав всю почту и разложив по папочкам фотографии, в итоге я приняла решение, что рубрика имеет перспективы развития. Коли уже два выпуска, считая сегодняшний, мне удалось собрать; еще, как мне кажется, из уже имеющихся писем я могу сделать полезные для всех обзоры примерно на основе 5-7 писем.
Я очень-очень-очень сильно извиняюсь перед всеми, кому я не отвечу открытыми письмами в этой рубрике -- к сожалению, про большинство присланных фотографий сказать нечего, кроме как "этот предмет -- сувенир" или "просто семейная реликвия", и ценность они имеют в основном только историческую, но не художественную или коммерческую.
Сегодняшнее письмо у нас будет о фамильной памяти, ее искажении, а также практически детективным исследованием.
__________________
«Добрый день, уважаемая Софья.
Портрет достался моей жене по наследству от отца. Предположительно на нем изображена её дальняя родственница. Портрет был в неважном состоянии, а рама пострадала при переезде. Нам её реставрировали (и портрет и раму), но реставратор ничего дельного про неё не сказал. Будет интересно услышать, что вы можете рассказать взглянув на портрет. Нас не столько интересует ценность (не планируем продавать) сколько хоть какие-то крупицы информации.
Спасибо за ваш блог!»
Я написала в ответ и попросила прислать еще фотографий и информации. Мне ответила уже непосредственная владелица картины:
«Софья, добрый вечер. Картина действительно досталась мне по наследству от отца. Его прадед участвовал в персидской войне и уходя из очередного города, подобрал девочку 10-12 лет, оставшуюся сиротой. Забрал ее к себе и вырастил. Это ее портрет уже во взрослом возрасте. Судя по всему, впоследствии прадед на ней женился, поскольку отец говорил, что в нас течёт персидская кровь. То есть предположительно, это 1840-1850 годы.
Мастерскую по реставрации нашли в интернете и реставрация стоила порядка 40-50 тысяч рублей. Реставратор сказал, что портрет «европейского» мастера и что рама из сусального золота. Больше особо ничего. Реставрацию делали в Арт-мастерской /название удалено, потому что они не платят мне за рекламу - shakko/, которую просто нашли в интернете.
С уважением....»
Фотографии картины и рамы до реставрации
МОЙ ОТВЕТ
Часть 1-я
Добрый день, уважаемые супруги! Очень отрадно видеть людей, которым удалось сохранить что-то фамильное от 19 века, и в особенности тех, кто вдобавок не пожалел усилий, чтобы привести старую вещь в порядок.
Поскольку в реставрационной мастерской вашу картину "разобрали до основания", можем быть уверенными, что никакого авторского автографа на ней ни в каком уголке под рамой не спряталось, наверняка бы и вы сами увидели, и мастера бы сказали. Какой-то характерной авторской манеры, типа почерка Крамского или Репина, здесь нет. Это обычная гладкая манера крепкого художника второго ряда, привыкшего писать прелестные "девичьи головки" (это отдельный жанр). Если ваш предок заказал этот портрет, значит, финансово он достаточно крепко стоял на ногах, потому что такие вещи были все-таки предметом роскоши, и простой обыватель вряд ли мог их себе позволить. Сохранились ли у вас предания, к какому социальному слою относилась ваша семья? Предок-военный был офицером, дворянином?
Если искать аналоги, то по качеству это некий художник уровня вот этих не особо известных авторов.
Харитон Платонов. Разлитое молоко. 1876 Сергей Грибков. В церкви. 1860-е
Цена на имеющуюся у вас работу у антикваров сегодня (как "портрет неизвестной женщины кисти неизвестного художника") составит примерно 80-120 тыс. рублей, в том числе за хорошую сохранность и красивую раму (то есть ваши финансовые вложения в реставрацию лишь немного "отобьются" в случае продажи).
***
Однако, хотя об авторе тут сказать нечего, мы совершенно точно по костюму и прическе можем датировать время создания портрета: это 1870-е годы, быть может, первые годы 1880-х. Обратите внимание на приподнятые вверх волосы, спускающиеся по бокам пряди и особенно на кружевной воротник.
Портрет Е.П. Соколовой. 1872
Michalina Zaborowska- Emilia Dukszyńska. 1873 Владимир Шервуд. К.Ф. Голяшкина. 1874
Константин Маковский. Женский портрет, 1878 Константин Маковский. Е.П. Шереметева, 1877
К сожалению, язык моды вынуждает полностью отвести вашу фамильную датировку "примерно 1840-1850 годами".
Типичные модные силуэты 1840-х и 1850-х выглядят вот так, как видите, они совсем иные:
Chassériau - Comtesse de La Tour-Maubourg (1841) Ingres. Princesse de Broglie (1851-3)
Другая часть вашей истории гласит, что девушка прибыла в Россию в результате "персидской войны". В 19 веке последней такой была Русско-персидская война (1826-1828) -- следующая будет в 1909 году только. Предположим для легкости, что девочка родилась в 1820 году, тогда ко времени появления подобных жабо ей будет уже 50 лет. На портрете явно не она.
Тут может быть несколько вариантов: например, фамильная память испытала искажение, и на картине изображена не она, а, скажем, ее дочь. Или искажение в другом, и девушка была привезена не с персидской войны, а с любой из Кавказских войн, И тогда, предположим, она не персиянка, а черкешенка -- с этнонимами в Российской империи были не очень аккуратны (а яркая "масть", очевидная в портрете, есть и у тех, и других).
Что я могу вам порекомендовать: попробуйте все-таки восстановить фамильную историю. Строили ли вы генеалогическое древо? До какого колена поднялись? Сколько фамилий знаете? Есть ли громкие? Какие географические локации? Если у вашего предка были деньги на заказ картины, он мог оставить следы и в фотографиях, и во всяких солидных документах. Исследование генеалогического древа поможет вам найти кандидатуру на молодую женщину, с которой в 1870-е годы написали эту картину. Занятие это кропотливое и сложное. Если есть желание и деньги, то можно нанять специальное агентство с архивистами, которое предоставляет такую услугу. (Только, конечно, проверьте рекомендации).
Часть 2-я
Но при всем при этом меня терзают смутные сомнения... Посмотрите, вот я беру фрагмент вашей картины и перевожу его в черно-белый вариант.
А теперь сравните это лицо (волосы и даже платье) с фотографиями вот этой женщины.
На этих фотографиях изображена Аделина Патти, легендарная оперная дива 19 века, чье сопрано приводило в восторг слушателей во всех странах, где она появлялась с гастролями.
Чайковский писал о ней так: «В чарующей красоте её голоса и в соловьиной чистоте её трелей, в баснословной лёгкости её колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое...». А Станиславский с наслаждением вспоминал «то физическое состояние, которое когда-то было вызвано во мне сверхъестественно высокой нотой чистейшего серебра Аделины Патти, ее колоратурой и техникой, от которой я физически захлебывался, ее грудными нотами, при которых физически замирал дух и нельзя было удержать улыбки удовлетворения».
Патти обожали по всему миру, она вошла в историю оперы как лучшая исполнительница многих оперных ролей для сопрано. Она стала легендой, и сегодня тоже остается знаковой фигурой истории оперы.
Музыкант и знаток истории музыки Александр Котовщиков (Научный сотрудник библиотеки искусств имени Алексея Боголюбова, куратор коллекции редких нот), к которому я обратилась за советом по поводу вашей картины, ответил мне так:
«Очень похожа! И если это ранее неизвестное изображение Патти, то для музыкальной общественности это будет большой сюрприз и открытие. Даже если не удастся установить, кто художник, то учитывая значение фигуры этой певицы для мировой оперной культуры, это все равно очень круто».
Более того, Котовщиков нашел две фотографии Патти, которые, судя по всему, послужили для автора картины источником компиляции. С одной взят поворот головы, а с другой серьги и жабо. Обе они сделаны в 1870-71 годах в Петербурге в знаменитом фотоателье Карла Бергамаско (Патти много гастролировала в России в те годы).
А вот еще раз ваш портрет, для сравнения:
У меня тоже создалось впечатление, что портрет написан по фотографии, в первую очередь, по тому, что автор явно писал кружевной воротник не с натуры, и не знает, как именно он устроен и должен стыковаться внизу. При этом, мне кажется, художник все-таки должен был видеть Патти живьем и вблизи, потому что на этих фотографиях-сепиях не так очевидна яркая "черная" масть итальянской певицы.
Мы можем разглядеть эту масть на других портретах Патти маслом:
by Jean-Francois Batut, auction
(кстати, он явно написан вот с этой фотографии, в ту эпоху это было норм. дело, так даже Крамской Романовых портретировал) [Spoiler (click to open)]
by Marcel Johann von Zadorecki (собрание Ла Скала)
James Sant, 1886, National Portrait Gallery
(Все имеющиеся в интернете портреты Патти я собрала здесь, иконографических аналогов вашей картины там нет).
Я обратилась еще к одному эксперту. Галина Викторовна Копытова, зав. Кабинетом рукописей Российского института истории искусств (область научных интересов - история русской музыкальной культуры, ее связь с музыкальной культурой Европы), так ответила на мои вопросы:
"Уважаемая Софья Андреевна,
В Кабинете рукописей РИИИ имеется большая фотография Аделины Патти с ее дарственной надписью от 1/13 января 1872 года, адресованной месье Раппапорту (фонд 3, опись 6, ед. хр. 288). В дарственной надписи инициалы Раппапорта не указаны, но я с уверенностью могу сказать, что адресатом является Маврикий Якимович Раппапорт (1824--1885), театральный критик, издатель журнала "Музыкальный и театральный вестник", коллекционер (у нас хранится его коллекция оперных либретто). Фотография интересна тем, что на ней зафиксированы такие же серьги, как на Вашем живописном полотне и на фотографии Бергамаско (1871).
Имеются еще три изображения Аделины Патти -- ее фото в зрелом возрасте и две европейские литографии в юности. Они для нас не представляют интереса. Кроме изображений имеется рукопись Владимира Эдуардовича Направника (сына дирижера Э.Ф.Направника) под названием "Инцидент с папой и Патти". Это один рукописный лист, посвященный взаимодействию Аделины Патти и Э.Ф.Направника на одном из концертов. Этот сюжет более подробно изложен в воспоминаниях певца Ивана Александровича Мельникова (И.А.Мельников. Аделина Патти и Э.Ф.Направник. Отрывки из воспоминаний. СПб., 1905).
Этим наши материалы об Аделине Патти исчерпываются, не привнося, увы, ничего нового для атрибуции живописного полотна. Однако серьги, объединяющие наш фотопортрет из коллекции М.Я. Раппапорта с живописным портретом и с фотографией Бергамаско, должны, как мне кажется, вдохновить Вас. На живописном портрете неизвестного художника изображена, по моему убеждению, Аделина Патти. Установить имя живописца я, к сожалению, не могу -- это выше моих возможностей.
Я думаю, что обращение в Музей Глинки (ныне -- Российский национальный музей музыки) будет наиболее верным. Собеседование со специалистами-музейщиками наметит правильный вектор в определении дальнейшей судьбы живописного портрета.
С наилучшими пожеланиями, Г.В.Копытова" ___________________________
Итак, господа владельцы портрета, заручившись мнением двух уважаемых экспертов, я вынуждена вас расстроить: у вас больше нет портрета вашей прапрабабушки.
Но помните, в старых пьесах говорили: "Вы не теряете дочь, вы приобретаете сына!". Вот у меня для вас примерно то же самое сообщение: "Вы потеряли портрет прапрабабушки, но зато приобрели единственный в России портрет легендарной примадонны!"
Что можно делать дальше: я бы попробовала расследовать, как именно портрет оказался в вашей семье. Вариант 1: случайно (кто-то подарил как красивую вещь, нашел, купил в советском антикварном магазине и т.п.). Это бесперспективно, но, увы, наиболее вероятно. Вариант 2: кто-то из ваших предков приобрел портрет Патти до революции, намеренно. Зачем это могло быть сделано? Очевидно, что картина была заказана и написана, когда Патти гастролировала в России и пользовалась диким успехом, в 1870-е. С 1877 по 1904 год она больше не бывала. Предполагаю, что первые владельцы знали, кто изображен на картине, но со временем имя модели забылось. Могли ли первые владельцы быть из числа ваших предков? Тут мы возвращаемся к тому, что я посоветовала в 1-й части. Это можете выяснить только вы сами, копаясь в истории своей семьи. Были ли они как-то связаны с музыкой?
Со временем, поскольку фамильная легенда о персиянке бытовала в семье, портрет превратился в ее изображение, благо, колористическая гамма и выразительные глаза это позволяли. Или, тут может быть другой вариант, более утешительный для вашей фамильной памяти: если картина написана в 1870-е, то вашей прабабке-персиянке в тот период условные 50 лет, а ее мужу около 70. Предположим, они вместе с сыном пошли в оперу на Патти. И пришли к выводу, что прабабка с ней в молодости была одно лицо. И, поскольку с нее юной портрета уже не напишешь, как воспоминание об этой красоте был куплен портрет Патти, который в фамильной памяти смешался с персиянкой. Впрочем, вероятность такого мала, и совершенно недоказуема без письменных документов.
По деньгам: с идентифицированной моделью, причем такой знаменитой, цена портрета вырастает в несколько раз. Во сколько точно, сказать не могу, потому что зависит это от интереса покупателя и их количества. А музыкальная тема все-таки узкая, специфическая, и спрос на нее небольшой. Оставить в семье, попробовать продать, подарить в музей Чайковского или типа того, отдавать на выставки, если попросят -- исключительно ваш выбор -- и, если подойти к этому с энтузиазмом и любопытством, то извлечь из "обладания Патти" можно много удовольствия. (Я бы, например, не отказалась от такой вещи!). Можете начать с чтения, для начала рекомендую Курт Хонолка, "Великие примадонны", очень передает этот безумный и прекрасный мир оперных примадонн.
И на прощание ставлю вам запись голоса Аделины Патти. Хоть она сделана, когда дива была уже в преклонном возрасте, но некоторое впечатление о ней запись создает.