Сиквелы и фанфики повсюду. Такое ощущение, что идей в мире было ограниченное количество, и новые брать неоткуда. Мы видим это в книгах и фильмах. В картинах это тоже есть.
Вот один художник, который тоже играется этим методом -- Марк Ланг (Mark Lang, род. 1966).
Однако есть нюанс. Он цитирует не "Джоконду", или "Смерть Марата", или другие, навязшие на зубах картины поп-иконы. А произведения искусства, хоть и ключевые, но и требующие эрудиции. Сумеете ли вы опознать его источники вдохновения?
Это знаменитая картина Гюстава Курбе «Мастерская художника» (1855), которая, действительно, всегда вызывает вопрос -- зачем пейзажисту голая натурщица? А это потому что это не жанровая сценка, а аллегорическая. Полное название картины: «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни». То есть художник отворачивается от классики (которую персонифицирует обнаженная), и обращается к теме пейзажа.
Если вы вглядитесь в задний план "Аллегории", вы увидите, что на дальнем плане, в другом зале, висит именно эта картина. То есть пейзаж повторен три раза, как будто игра с зеркалами.
***
"Лежащая" (2006)
По стенам тут три главные лежащие обнаженные мирового искусства: тициановская "Венера Урбинская", спящая Джорджоне и "Олимпия" Мане. Мне нравится, что реальную женщину наших дней он пишет в одежде. Потому что типичная женщина 21 века -- это не безмолвная обнаженная натурщица, а человек, отстоявший свое право на голос, на одежду.
***
"Стоящая" (2008)
Слева - Джакометти, Tall Figure IV (1960), справа - "Афродита Книдская", копия Праксителя (5 век до н.э.) Как вы думаете, о чем эта картина на самом деле?
***
"Грации" (2008)
Здесь очевидным образом повтояется поза трех обнимающихся граций -- классической темы скульптуры. Женщины одеты. А на заднем плане -- богини ХХ века: слева кажись Одри Хепберн, справа Марлен Дитрих, а кто слева посередине не знаю.
***
"Порталы" (2004)
Вот это очень крутое цитирование, мне кажется. [Spoiler (click to open)]Дуччо. "Маэста" (1308-11), фрагмент - "Искушение Христово"
***
Некоторые кажутся очень простыми и не скрывающими двойных смыслов.
"Суждение" (2005)
Лектор на фоне слайда на экране рассказывает о картине Вермеера.
***
"Историография" (2010)
Тут женщина повторяет позу картинки на экране ноута, но мелковато, так что поставлю крупно.
Картина называется "Член правления (Председатель)" и выглядит как типичный парадный портрет больших начальников в 20 веке. Мы видим веласкесовскую "Венеру с зеркалом", радостно опознаем ее, и решаем, что игра именно в этом. А картина как будто изображает, скажем, члена правления музея, где она висит.
На самом деле, как понимает внимательный зритель, все элегантнее.
[Spoiler (click to open)] Ибо тут, конечно, еще раз Веласкес -- папа Иннокнетий, только без ярких одеяний и палевных усов с бородкой.
***
"Посещение ограничено по времени" (2005)
Здесь цитируется [Spoiler (click to open)] несколько картин Караваджо. Вот некоторые из них:
На стене висит "Бичевание" из Каподимонте.
Охранник справа - "Ужин в Эммаусе"
Юноша напротив -- "Жертвоприношение Исаака"
Женская головка слева в толпе, почти в верхнем ряду - "Юдифь"
Женщина с ребенком -- "Мадонна ди Лорето"
Остальные лица в толпе -- с других картин. Если интересно, поразвлекайтесь отгадыванием, разглядывая этот список.
Мне нравится, что самых узнаваемых, типа "Вакха", нету.
Тут легко узнаваемые Гоген с Ван Гогом и портреты друг друга, но мне понравилось остроумие использования многоплановости.
***
"Модель" (2010)
***
"Путешественник" (2007)
***
"Спящий" (2007)
***
Performance (2009)
***
"Поминовение (патронаж)" (2008)
***
"Новый мир" (2007)
***
"Брак" (2009)
***
"Романтическая проекция" (2007)
***
В заглавии этой картины немецкое слово "художник" нарочно написано с ошибкой, чтобы быть похожим на фамилию.
Koonstler (2019)
***
"Минотавр" (2019)
***
***
А вот еще такое:
"Катарсис" (2007)
Тут все очевидно: изображено нападение с кислотой на картину Рембрандта "Иаков, благословляющий сыновей Иосифа" в Кассельской галерее. Оно произошло в 1977 году, и сделал это тот самый психованный немец, о котором я пишу в своих "Ворах, вандалах и идиотах".