Интертекстуальные игры

Jul 20, 2020 08:05

Сиквелы и фанфики повсюду. Такое ощущение, что идей в мире было ограниченное количество, и новые брать неоткуда.
Мы видим это в книгах и фильмах.
В картинах это тоже есть.



Вот один художник, который тоже играется этим методом -- Марк Ланг (Mark Lang, род. 1966).

Однако есть нюанс. Он цитирует не "Джоконду", или "Смерть Марата", или другие, навязшие на зубах картины поп-иконы. А произведения искусства, хоть и ключевые, но и требующие эрудиции. Сумеете ли вы опознать его источники вдохновения?



"Аллегория" (2005)


Что это?

[Spoiler (click to open)]

Это знаменитая картина Гюстава Курбе «Мастерская художника» (1855), которая, действительно, всегда вызывает вопрос -- зачем пейзажисту голая натурщица? А это потому что это не жанровая сценка, а аллегорическая. Полное название картины: «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни». То есть художник отворачивается от классики (которую персонифицирует обнаженная), и обращается к теме пейзажа.




Если вы вглядитесь в задний план "Аллегории", вы увидите, что на дальнем плане, в другом зале, висит именно эта картина. То есть пейзаж повторен три раза, как будто игра с зеркалами.

***

"Лежащая"  (2006)


По стенам тут три главные лежащие обнаженные мирового искусства: тициановская "Венера Урбинская", спящая Джорджоне и "Олимпия" Мане.
Мне нравится, что реальную женщину наших дней он пишет в одежде. Потому что типичная женщина 21 века -- это не безмолвная обнаженная натурщица, а человек, отстоявший свое право на голос, на одежду.

***

"Стоящая" (2008)


Слева - Джакометти, Tall Figure IV (1960), справа - "Афродита Книдская", копия Праксителя (5 век до н.э.)
Как вы думаете, о чем эта картина на самом деле?

***

"Грации" (2008)


Здесь очевидным образом повтояется поза трех обнимающихся граций -- классической темы скульптуры. Женщины одеты. А на заднем плане -- богини ХХ века: слева кажись Одри Хепберн, справа Марлен Дитрих, а кто слева посередине не знаю.

***

"Порталы" (2004)


Вот это очень крутое цитирование, мне кажется.
[Spoiler (click to open)]Дуччо. "Маэста" (1308-11), фрагмент - "Искушение Христово"


***

Некоторые кажутся очень простыми и не скрывающими двойных смыслов.

"Суждение" (2005)


Лектор на фоне слайда на экране рассказывает о картине Вермеера.

***

"Историография" (2010)


Тут женщина повторяет позу картинки на экране ноута, но мелковато, так что поставлю крупно.

[Spoiler (click to open)]
Жорж де ла Тур. "Мария Магдалина"




***

Chairman, 2004


Картина называется "Член правления (Председатель)" и выглядит как типичный парадный портрет больших начальников в 20 веке. Мы видим веласкесовскую "Венеру с зеркалом", радостно опознаем ее, и решаем, что игра именно в этом. А картина как будто изображает, скажем, члена правления музея, где она висит.

На самом деле, как понимает внимательный зритель, все элегантнее.

[Spoiler (click to open)]
Ибо тут, конечно, еще раз Веласкес -- папа Иннокнетий, только без ярких одеяний и  палевных усов с бородкой.



***

"Посещение ограничено по времени" (2005)


Здесь цитируется
[Spoiler (click to open)]
несколько картин Караваджо. Вот некоторые из них:

На стене висит "Бичевание" из Каподимонте.


Охранник справа - "Ужин в Эммаусе"


Юноша напротив -- "Жертвоприношение Исаака"


Женская головка слева в толпе, почти в верхнем ряду - "Юдифь"


Женщина с ребенком -- "Мадонна ди Лорето"


Остальные лица в толпе -- с других картин. Если интересно, поразвлекайтесь отгадыванием, разглядывая этот список.

Мне нравится, что самых узнаваемых, типа "Вакха", нету.

***

"Аноним" (2007)


Это, конечно же

[Spoiler (click to open)]
"Святой Христофор", возможно, Дирка Боутса



Кажется, она (или ее фрагмент) висят на стене слева. А вот что напротив -- понять не могу, какой-то мужик с фонарем.


***

"Размышляя" (2009)


Кто опознает? А?

***

Когда речь заходит о хорошо узнаваемых картинах, он все равно, молодчина, умудряется цитировать их не в лоб, не примитивно..

"Мечты о полете" (2011)


***

"Миф о творении" (2013)


Здесь реалистичным методом изображено, как

[Spoiler (click to open)]

Ван Гог пишет эту картину





***

Collaborative Fiction, 2008


***

Post-Impression (2012)



Тут легко узнаваемые Гоген с Ван Гогом и портреты друг друга, но мне понравилось остроумие использования многоплановости.

***

"Модель" (2010)


***

"Путешественник" (2007)


***

"Спящий" (2007)


***

Performance (2009)


***

"Поминовение (патронаж)" (2008)


***

"Новый мир" (2007)


***

"Брак" (2009)


***

"Романтическая проекция" (2007)


***

В заглавии этой картины немецкое слово "художник" нарочно написано с ошибкой, чтобы быть похожим на фамилию.

Koonstler (2019)


***

"Минотавр" (2019)


***



***

А вот еще такое:

"Катарсис" (2007)


Тут все очевидно: изображено нападение с кислотой на картину Рембрандта "Иаков, благословляющий сыновей Иосифа" в Кассельской галерее. Оно произошло в 1977 году, и сделал это тот самый психованный немец, о котором я пишу в своих "Ворах, вандалах и идиотах".

Картина Рембрандта после реставрации.
[Spoiler (click to open)]



***

Ссылки:
http://artophilia.com/artists/mark-lang/
https://www.duranmashaalgallery.com/mark-lang
https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post445938989/

цитирование шедевров

Previous post Next post
Up