Немного буквоедства . Алтарь церковки покрыт тёсом , а сама церковь ржавой жестью . Кресты такой формы , появились только в 16 веке , а главы в 17м . Так как на картине они никогда не ставились . А как часть общей композиции церковка хороша .
На мой взгляд и там и там крыша тесовая, просто крыли не одновременно. Там видны бруски, служащие лесенкой и приколочены они прямо к скату. Если была бы жесть, то так бы не делали, а сколотили нормальную лестницу и подвесили за конек
Действительно, кресты никонианские и неправильно сориентированы. А вот двуглавые церкви были, но с шатрами и опять же не так расположеные и в семнадцатом веке, да)
Да, пожалуй с Никоном меня память подвела. Но сейчас рылась в истории русской архитектуры: первый достоверный восьмиконечный купольный крест - на Успенском соборе в Москве. А это конец XV века, то есть на сто пятьдесят лет позже сюжета на картине. Во времена Радонежского церквей мало строили по понятным причинам, а на всех домонгольских храмах кресты четырехконечные. Кстати, главки-луковички тоже появились сильно позже. По крайней мере в каменных зданиях, а деревянных до нас и не дошло. http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/img/009-061.gif И крест нельзя повернуть к зрителю. Алтарь церкви всегда на востоке, крест всегда ориентирован на запад, только так - и Нестеров и зрители это знали. Почему на картине художник развернул кресты на девяносто градусов к алтарю - загадка.
>>Алтарь церкви всегда на востоке, крест всегда ориентирован на запад
Звучит неясно, но я понимаю, что Вы хотите сказать. И Нестеров это несомненно знал. Они не повернуты "на 90 градусов к алтарю". Храм к нам не строго боком. Они повернуты именно к зрителю. Поэтическая лицензия же. Крест осеняет происходящее изображенное на картине.
>>деревянных до нас и не дошло Вы будете смеяться, но я нашла вторую по древности дошедшую до нас деревянную церковь. Церковь Ризоположения из села Бородава, датировка плавает с XIV по XVI вв. В статье википедии вики есть фото конца XIX в. и современная реконструкция изначального вида. На реконструкции ни барабана ни луковицы нет, мне кажется правильно. Такая форма главки - тюркское влияние, скорее всего их стали делать позже XIVв., когда жил Радонежский. Но вы правы, для картины это неважно. Нестеров написал пейзаж одновременно узнаваемо русский и отчетливо фантазийный, что для изображения "преданий старины глубокой" оправдано.
>>звучит неясноПравославная церковь типа "корабль" (на картине именно он) имеет четкую структуру. Вдоль оси: звонница, трапезная, храм, алтарь (на картине шестигранный прируб - именно алтарь) Корабль ориентируется по солнцу, алтарем на восток. Смысл в том, что молящиеся должны быть обращены лицом к кресту, алтарю и востоку, с которого придет Спаситель. (Та же система и по той же причине в расположении могил
( ... )
>>Вдоль оси: звонница, трапезная, храм, алтарь (на картине шестигранный прируб - именно алтарь) Корабль ориентируется по солнцу, алтарем на восток. Смысл в том, что молящиеся должны быть обращены лицом к кресту, алтарю и востоку, с которого придет Спаситель.
Я это понимаю, просто "крест ориентирован на запад" звучит очень странно в контексте картины.
>>Та же система и по той же причине в расположении могил на кладбище
Кстати, в России и на Украине крест находится с разной стороны погребенного тела. И обе системы имеют народное объяснение.
>>Видение же)
С моей т.з. это не видение. Но это картина, а не фотография. Как много анахронизмов и нереалистичных моментов на многих известных исторических полотнах - мы же их любим не только за это. :)
>>На реконструкции ни барабана ни луковицы нет
Я не специалист. Мне кажется, что такая реконструкция всегда несет в себе определенную долю догадки. А как луковицы в Австрии и Баварии - тоже Восток?
А как часть общей композиции церковка хороша .
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А вот что в них никонианского? Обычные осмиконечные кресты.
Reply
Кстати, главки-луковички тоже появились сильно позже. По крайней мере в каменных зданиях, а деревянных до нас и не дошло. http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/img/009-061.gif
И крест нельзя повернуть к зрителю. Алтарь церкви всегда на востоке, крест всегда ориентирован на запад, только так - и Нестеров и зрители это знали. Почему на картине художник развернул кресты на девяносто градусов к алтарю - загадка.
Reply
Именно, а поэтическую лицензию никто не отменял.
>>Алтарь церкви всегда на востоке, крест всегда ориентирован на запад
Звучит неясно, но я понимаю, что Вы хотите сказать. И Нестеров это несомненно знал. Они не повернуты "на 90 градусов к алтарю". Храм к нам не строго боком. Они повернуты именно к зрителю. Поэтическая лицензия же. Крест осеняет происходящее изображенное на картине.
Reply
Вы будете смеяться, но я нашла вторую по древности дошедшую до нас деревянную церковь.
Церковь Ризоположения из села Бородава, датировка плавает с XIV по XVI вв.
В статье википедии вики есть фото конца XIX в. и современная реконструкция изначального вида.
На реконструкции ни барабана ни луковицы нет, мне кажется правильно. Такая форма главки - тюркское влияние, скорее всего их стали делать позже XIVв., когда жил Радонежский.
Но вы правы, для картины это неважно. Нестеров написал пейзаж одновременно узнаваемо русский и отчетливо фантазийный, что для изображения "преданий старины глубокой" оправдано.
>>звучит неясноПравославная церковь типа "корабль" (на картине именно он) имеет четкую структуру. Вдоль оси: звонница, трапезная, храм, алтарь (на картине шестигранный прируб - именно алтарь) Корабль ориентируется по солнцу, алтарем на восток. Смысл в том, что молящиеся должны быть обращены лицом к кресту, алтарю и востоку, с которого придет Спаситель. (Та же система и по той же причине в расположении могил ( ... )
Reply
Я это понимаю, просто "крест ориентирован на запад" звучит очень странно в контексте картины.
>>Та же система и по той же причине в расположении могил на кладбище
Кстати, в России и на Украине крест находится с разной стороны погребенного тела. И обе системы имеют народное объяснение.
>>Видение же)
С моей т.з. это не видение. Но это картина, а не фотография. Как много анахронизмов и нереалистичных моментов на многих известных исторических полотнах - мы же их любим не только за это. :)
>>На реконструкции ни барабана ни луковицы нет
Я не специалист. Мне кажется, что такая реконструкция всегда несет в себе определенную долю догадки. А как луковицы в Австрии и Баварии - тоже Восток?
Reply
Leave a comment