В последнее время все иллюстрируют новости о коронавирусе в Италии вот этой картинкой и несколькими другими из того жецикла. Автора, разумеется, не указывают. Так что давайте назовем его имя.
Хосе Мануэль Бальестер -- José Manuel Ballester. Это старый проект испанского художника под названием "Espacios Occultos" (“Hidden Spaces”), т.е. "Скрытые пространства", был создан в 2007-2008, когда цифровая фотография еще не была так развита, как сегодня, и поэтому такие штуки было намного труднее делать, чем сейчас.
Художник продолжал свой успешный проект и в последующие годы (вот вижу у него на сайте вещи еще 2010, 2012, 2017 годов). Вообще он специализируется по городской фотографии и предпочитает снимать здания и интерьеры без людей, так что можно представить, как была придумана эта идея с живописью.
Боттичелли. "Рождение Венеры"
Давайте попробуем взглянуть на его работы не просто как на визуальные "приколы", а как на инструмент для остранения и познания классических произведений искусства с новой стороны.
Что происходит с картинами, когда из них "уходят" люди? Насколько важны оказываются эти ушедшие люди для того, чтобы картина продолжала оказывать на нас эффект? Или, все-таки, истинные мастера умеют делать так, что "короля играет свита", и что когда король удаляется, свита, антураж, продолжают ошеломлять своей красотой?
Веласкес. "Менины"
Способны на это только великие художники, а может, любые могут?
А насколько важную роль для наших ощущений играет наша память о том, как эти картины выглядели до?
Вермеер. "Искусство живописи".
Может ли интерьер рассказывать историю сам по себе?
Может, в контексте сегодняшних событий, эти работы -- повод поговорить о том, что без человека-то этот мир в принципе остается прекрасным? (И возвращаются дельфины)
На мой взгляд, такое обнажает чистую красоту природы (композиции, красок), вычеркивая сюжет, который обычно отвлекает разум вспоминанием историй.
Эль Греко. Вознесение -- мне она больше всех понравилась в этом цикле.
Хосе Мануэль Бальестер делает реально гигантскую работу в своем фотошопе, ведь он не просто закрашивает фон, но и реконструирует значительные части картин, которые были скрыты человеческими фигурами. Своим работам он дает новые названия, убирая прямое указание на оригиналы. Вот это называется "Место для искушения" -- она тоже в числе моих фаворитов. Истинный экспрессионизм оказывается, как Марианна Веревкина.
Работы художника -- это не упражнения на мониторчике. Он нормально так выставляется в галереях и музеях, и продается: распечатывает готовые картины на настоящем холсте с помощью настоящего масла, в подлинный размер оригиналов. Вот фотография с одной из выставок.
***
Есть у него подцикл, который называется "Место мученичества" (Lugar de la tortura).
Этот цикл помогает подумать о том, насколько сильная вещь -- лаконизм. И как символ, знак, небольшая деталь способны пробудить в нас очень сильные чувства, воспоминания о том, что с этим небольшим символом связано.
Веласкес."Распятие". 1632
Дальше будут еще картины, убранные под кат -- рекомендую туда заглядывать с осторожностью, т.к. вещи достаточно однообразные, и может возникнуть утомление. Так что лучше прочитайте пост до конца, и посмотрите в нем всякое разное, а если будет любопытно уж, возвращайтесь и лезьте под эти каты.
Поскольку автор испанец, у него много "отфотошопленных" испанских работ. Вот эта знаковая, про убийство патриотов. Тут ассоциации у тех, кто картину не помнит, могут не пробудиться. Если не разглядеть пятно крови. Или, все-таки, пейзаж создает мрачную атмосферу?
Вот здесь от обнажения сразу бросается в глаза, как грамотно, по линейке, была выстроена композиция и перспектива.
Теодор Жерико. "Плот Медузы". (1819)
А вот с некоторыми картинами этот прием обнажения не срабатывает -- все-таки получается, что нам надо либо помнить картину до, либо проникнуться ее опустевшей атмосферой, либо (как выше) она должна быть эффектна и сама по себе, на уровне фона.
Как очевидно, что продуманная изначально композиция продолжает работать даже после "фотошопа". Именно поэтому античная скульптура поражает зрителя даже в осколках и фрагментах.
Оказывается, что эффектней всего этот прием смотрится на картинах раннего и высокого Возрождения. Быть может, потому что тогда умели рисовать тишину, и от убирания людей "из кадра" эта тишина становится гулкой и почти божественной.
Кстати, примерно вот так в 16 веке был изобретен отдельный жанр пейзажа: кто-то понял, что не обязательно писать на картине этих жалких людишек (святых или богов), и без них все прекрасно смотрится. Это был гений, сбросивший очень тяжелые путы.