Всегда у меня было какое-то смутное ощущение недосказанности по поводу того, как развалился первый брак Айвазовского. Его жену, бывшую гувернантку, везде
обвиняли в "суетности" (желании тусить), а он, мол, весь в таком белом.
А вон оно чо оказывается. UPD
(документы жандармерии
выложены тут)
(
вот более полная статья о ситуации)
Популярная версия, что Юлия, заполучив богатого мужа, желала блистать в свете, в которой ей более не приходилось служить, имеет право на жизнь, конечно. Однако есть некоторые нюансы. «Светская Юлия» всерьез помогала мужу в его археологических изысканиях: сама занималась просеиванием земли из гробниц, вела учет находкам, отправляла их в Петербург. Она хотела разделить с ним его жизнь и судьбу, еще не понимая, что главное место в его сердце отдано не женщине, а морю и мольберту.
Часто Юлию Гревс упрекают в том, что, дескать, заскучала вертихвостка в глуши, художник хотел работать, а она блистать на приемах… Ему идеально работалось в родной Феодосии, она же требовала вывозить ее в Петербург или хотя бы Одессу. Об этом нам сообщает большинство биографий Айвазовского. Но сама ли Юлия хотела блистать? Напомним, что она родила Айвазовскому четырех девочек. Юлия знала толк в воспитании юных барышень и своих воспитала как истинных леди. Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, занимались музыкой и литературой. Феодосия же в те годы была бедным захудалым приморским городком. Девушки подрастут, и где они будут искать партию? Среди рабочих? Рыбаков?
Возможно, она хотела не сама «блистать», а предоставить такую возможность детям? Юлия удачно вышла замуж, а ведь у нее даже приданого не было. Но она это сделала в Петербурге. А есть ли шанс в Феодосии отыскать сразу четырех достойных мужей? Вряд ли в этом городке таится еще хотя бы один Айвазовский, не то что четверо. Впрочем, слава художника гремела так, что знатные гости стали приезжать к ним сами. Но Айвазовский в любой момент мог «велеть заложить лошадей» - то есть попросить гостей на выход (подробности здесь, в пятой истории). Весьма своеобразное гостеприимство, чтоб рассчитывать на бурную светскую жизнь дома и на нескончаемый поток женихов. Словом, почему бы не увидеть в первой жене Айвазовского не просто алчную пустышку, стремящуюся к светским развлечениям, а мать, желающую удачно выдать замуж своих дочерей? К тому же, Юлия в Феодосии начала болеть, и доктора ей советовали сменить климат на более мягкий. Одесса подходила, да и столь нужное Айвазовскому море в Одессе тоже есть. Но художник не желал слышать ни о каком другом доме, кроме как в родном своем городе.
Художник неоднократно после расставания с Юлией пытался возобновить отношения, но она не соглашалась. Однако после женитьбы Айвазовского на Анне Саркизовой Юлия засыпала все инстанции жалобами на него. Она требовала признать Айвазовского многоженцем и считала, что их брак до сих пор действителен. Возможно, так и не смогла отпустить и забыть мужа?
Отметим безупречное поведение Айвазовского по отношению к бывшей жене и детям в финансовом отношении: им не приходилось нуждаться, он даже сам подыскивал арендаторов для подаренного Юлии поместья.
https://artchive.ru/publications/1843~Zhenschiny_Ajvazovskogo_al'ternativnyj_vzgljad
Reply
"Так и не смогла отпустить и забыть мужа"!
Да-да, "смутное ощущение недосказанности", очень точно.
Кстати, мне стало любопытно, сколько лет она потом прожила. Оказывается, умерла в 1898. Похоже, вовремя успела сбежать.
Статья номер 2:
"Юлия Гревс продолжала клеветать на мужа, даже писала царю..."
Reply
Видно, реально достал.
По ходу, типичное "сестры Хачатурян" №2 было бы, если б человек был пораспущенней -- и общество бы не так надзирало.
Показательно, что вторая жена 25-летняя армянка-вдова (дрессированная, значит). А ему 65.
Reply
Природный такт, чуткость, душевная теплота отличали эту молодую, ничему не учившуюся женщину[!]
Она преклонялась перед искусством своего мужа, понимала его[!]
После смерти мужа [...] в знак траура перестала выходить из дома. В течение 25 лет она ни разу не оставила своей квартиры.
ВОТ ЭТО ЛЮБОФФЬ!!!
Reply
Reply
Я понимаю, что другая была эпоха, культура, романтичность увлекала. Тут вам и Мцыри, и сына убить ради Родины, и жена Грибоедова... Да, меня тоже все это увлекало... в наивной юности.
Но, ставши взрослой, отношусь к этому иначе.
Reply
Reply
Если женщина была резиновая (судя по инструкции-описанию), то достаточно было просто сдуть ноги.
Reply
Reply
Хорошая пара для немолодого живописца, за всю жизнь не прочитавшего ни одной книги{!} и гордившимся этим фактом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Мне один армянин по этому поводу рассказывал, что такова армянская традиция: второй брак - при значительной разности в возрасте.
Reply
Reply
Если правда, для меня это важный критерий. Доверяю внутреннему чувству справедливости у детей.
Reply
Leave a comment