Весьма популярная тема в европейском искусстве, своего рода наше "инь и янь". Без особой, правда, тонкости, куда нам до азиатов в этом деле, зато женственность и мужественность из картин на эту тему действительно так и прут, так и прут, никуда не скрыться, тестостерон сочится.
Paul Cadmus, Sailors and Floosies, 1938. Обратите внимание на раму, она специально будто граффити изрисована - авторская концепция, оч. крутая идея, особенно для той эпохи.
Хотя в реальности проблема взаимоотношений моряков, долго пробывших в изоляции, с женщинами на берегу, насчитывает не одно тысячелетие (собственно, именно ей и посвящена "Одиссея", если вдуматься), в искусстве долгое время ее игнорировали. Уж не знаю, что там было с открытками, продававшимися из-под полы, а в высоком искусстве наша тема была дозволена сперва лишь как иллюстрация литературных произведений.
Развернулись художники на эту тему в ХХ веке, эпоху, когда искусство вообще стало разнузданным -- и поэтому тема платной любви перестала быть табу.
Самые жуткие хари и позы, пожалуй, на работах немецких экспрессионистов. Литографию Отто Дикса "Matrose und Mädchen" даже выкладывать не буду, и без того робот яндекса меня презирает и почти игнорирует. А вот подробности этого рисунка, надеюсь, машинный разум не разберет.
Georg Scholz, Сентиментальный моряк,, 1921
О, вот нашла работу Отто Дикса с матросами, на которой женщины прикрыты (поверьте, это было нелегко). Это все произведения 1920-1930-х годов, немецкий экспрессионизм, эпоха, когда люди сходили с ума.
Otto Dix, «Удовольствия моряков», 1923
Ну ладно, вот вам Отто Дикс нецензурный или страшный.
Весьма распространенным был похожий сюжет в советском искусстве первых послереволюционных лет (в том числе и в поэзии), о чем я ранее подробней рассказывала здесь. Однако к нашей теме эта группа произведений относится по касательной, ибо революционные барышни тут явно по любви с матросиками, а не по работе.
Борис Кустодиев. "Матрос и милая", 1921
А вот как раз про советскую профессионалку, от графика В. Лебедева (автора знаменитого плаката "Работать надо, винтовка рядом"). Впрочем, я не уверена, что это произведение с сайта какого-то европейского аукциончика - не современная подделка; что-то не нравится мне ее стилистика.
Бывает и просто красивое, без социального обличения и насмешки. Вот такой легкий кубизм.
Андрэ Лот. Моряк и женщина с Мартиники, 1923
А вот эта картина "The Fleet's In!" в жанре социальной сатиры вызвала реальный скандал. Американский художник Кадмус выставил ее в 1934 году и она вызвала невероятную ярость военно-морских чиновников. Им не понравилось, что морячки показаны пьющими, в компании явно стремных баб, да еще подозрительно обнимающимися между собой. Картина была снята с выставки в Коркоранской галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. И в следующий раз ее показали публике только в 1981 году! Кадмус тему морячков вообще любил (см. первую илл. в тексте).
Пол Кадмус. "The Fleet's In!". 1934
В сюрреализме все было не так откровенно: с первого взгляда картину Сальвадора Дали и не разгадаешь.
Сальвадор Дали. "Венера и моряк", 1935
У него еще две картины с таким названием. Правда, круто загнул?
Мне нравится, как тут надо разглядывать мужской силуэт.
Кажется, пик интереса приходится на тридцатые, а после войны как-то уже всем не до этого.
Ну а в наше время к этой теме почему-то обожают обращаться художники-примитивисты (только я картины с такой интонацией не люблю, хотя порой они забавные).
Владимир Любаров. Матрос и дама, 1997
Что примечательно, и в Штатах тот же самый примитивисткий юморок, та же стилистика.
Beryl Cook. Sailors and Sweethearts
Для ценителей жанра - танец морячков в жанре мюзикл из фильма Братьев Коэнов Hail Caesar (ссылка на ютуб)