Мы говорим «Венера» - подразумеваем голая. Это все благодаря невероятному многообразию античных и поздних статуй с изображением богини, всегда в обнаженном виде. Однако для Венеры-Афродиты всегда быть голой - необязательно.
Более того, «правильные» статуи изображают её именно что одетой. Давайте узнаем, в каких случаях и по какой причине на ней присутствует одежда.
Знаменитые статуи Венеры: в центре тоже она
Если это древнее изображение
В богини секса и сексапила древнегреческая Афродита (римская Венера) попала не сразу. Долгие века греки почитали ее, в первую очередь, не как богиню любви, а как божество плодородия, садов, ну и красоты еще. Для этой специализации приличный наряд, конечно, подходил больше. Только в последние века до рождества Христова функция любви начинает вытеснять все остальные. Кроме того, в ранний период развития искусства греки очень стеснялись изображать голых женщин вообще. Например, в 5 веке до н.э. статуи обнаженных мужчин-атлетов спокойно стояли по всем городским площадям. А женщин и женские божества пристойно было изображать только в прикрытом виде.
Рождение Афродиты на рельефе 460-450 гг. до н.э. (Трон Людовизи). Богиня поднимается из морской бездны с помощью служанок. Вглядитесь: ее тело облеплено мокрой "рубашкой". В левой части рельефа - голая флейтистка. Это одно из самых ранних изображений обнаженной женщины в античном искусстве. Гетеру-флейтистку можно было изобразить так уже, а вот богиню - еще нельзя.
Совершенно достоверно известно, когда в Греции была создана первая статуя голой женщины - потому что это вызвало большой скандал. Изображала она богиню Афродиту. В 350-330 годах до н. э. люди с острова Кос заказали скульптору Праксителю идола для своего главного храма. Он пренебрег ТЗ и традициями, и изваял им обнаженную Афродиту. Косцы отказались забирать такую срамоту, и Пракситель, подумав, "не прокатило", выдал им такую же, только одетую. А вот обнаженную очень оперативно выкупили люди с острова Книд и поставили в своем храме Афродиты. И поглядеть на такое диво-дивное на остров Книд стали съезжаться тысячи паломников, чем очень подняли экономику острова. Новаторство Афродиты Книдской поразило и других заказчиков, и скульпторов - и с той поры нагота стала постоянным атрибутом Афродиты.
Афродита Книдская не сохранилась. Судя по монетам, она выглядела так
И люди так привыкли, что Афродита всегда обнажена, что позабыли о том, что бывает по-другому. Особенно об этом позабыли в Новое время. Например, на фото ниже - «Отдыхающая Афродита». После того , как ее раскопали и поставили в музей, сначала долгое время считалось, что это одна из муз, Талия. Потом решили, что это другая муза, Эвтерпа. И только когда нашли бронзовую табличку, где изображена статуя в такой же позе и большими греческими буквами написано «Афродита», пришлось поверить, что это та самая богиня.
Статуи 5 века до н.э., мужская приличная (Дорифор) и женская приличная (Отдыхающая Афродита)
Если это изображение чистой любви
Платоническую любовь, как нетрудно догадаться, придумали там же, где жил Платон, то есть в Греции. Вообще они серьезно размышляли о разными аспектами любви, влюбленности, страсти, вечной френдзоны и т.п. Поэтому Афродита у них имела несколько специальных ипостасей: существовала отдельная Афродита Пандемос ("всенародная") - богиня чувственных удовольствий, и Афродита Урания - богиня небесной любви.
Самую наглядную иллюстрацию этой разницы можно найти в картине Тициана «Любовь небесная и Любовь земная», хоть имени богини в названии ее и нет. Одну Любовь художник тут раздевает, накидывая на нее алый плащ возбуждающего цвета. Другая - одета крайне прилично, прикрыто все, что можно, даже на руках перчатки.
Так что если женщина в произведении искусства одета, а на этикетке написано «Афродита / Венера», то значит, тут идет речь о чем-то возвышенном, а картина, скорей всего, аллегорическая.
Если кто-то очень стеснялся
Картины о богине любви много рисовали в Новое время. И хотя традиционно её изображали обнаженной, среди владельцев картин много было верующих христиан, которых мог смущать эдакий разврат. И тогда могли происходить вот такие истории.
Сначала, в 1555 году, Тициан написал вот эту знаменитую «Венеру перед зеркалом . Как вы видите, здесь прикрыта только нижняя половина ее тела, а роскошная верхняя часть видна прекрасно, лаская взор тех, кто знает толк.
А в 1610-х годах некто, быть может, застенчивый испанский король, заказал Рубенсу сделать копию с этой картины. Только приличную. И посмотрите, что получилось! Найди 10 отличий, что называется.
Хм, теперь зато стали видны коленки. По-моему, это еще большая срамота!
Ранее по теме:
Когда праматерь Еву рисуют одетой